Характерные черты производственного процесса интеллектуального продукта

При организации ПП оказания услуг должны быть учтены следующие два аспекта:

1. ПП интеллектуального продукта является основным в научно-исследовательских, просветительских и консультационных организациях, в маркетинговых, планирующих, конструкторских, проектных, структурных подразделениях предприятий.

2. Главная цель ПП состоит в производстве идей, теорий, планов, концепций, методов, альтернатив действий, технологий и т.п., которые предназначены для удовлетворения прежде всего духовных и интеллектуальных потребностей членов организации.

3. Профессиональная компетентность, самосознание, свобода членов организации, способствующий творчеству социально-психологический климат являются ключевыми в организации ПП.

4. Интеллектуальные продукты зачастую имеют незначительный жизненный цикл, знания быстро устаревают, высоко инновационное давление.

5. Результат индивидуально выполненной работы (затраты на выполнение работ) с трудом поддаются расчету (количественно оцениваются).

3. Представление в виде цепочки поставок

Для понимания данного представления необходимо определить что обычно понимается под цепочкой поставок, то есть какие функции выполняет цепочка поставок?

Цепочка поставок – это цепочка преобразования предмета труда для удовлетворения определенной общественной потребности.

При ответе на вопрос: «Какие функции выполняет цепочка поставок?» важно помнить, что любая цепочка поставки выполняет две основные функции:

· Физическая функция цепочки поставки. Например, материалы превращаются в детали, а те - в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.

· Посредническая функция цепочки поставки. Она обеспечивает приход на рынок того, что нужно потребителям.

Функции исполняются с некоторыми издержками.

Выполнение физической функции приводит к издержкам производства, транспортировки и хранения.

Выполнение посреднической функции приводит к издержкам иного рода:

· Превышение предложения над спросом приводит к необходимости снижать цены и продавать с убытком;

· Превышение спроса над предложением приводит к появлению упущенных доходов и наносит ущерб репутации (имиджу) организации за счет появления недовольных клиентов.

Продукт, движущийся по цепочке поставок может быть функциональным или инновативным.

Признаки, характеризующие Функциональные продукты:

· служат удовлетворению насущных потребностей;

· покупаются часто;

· покупаются в большинстве случаев без оглядки на место приобретения (модель поведения потребителя: понадобилось -- увидел -- купил).

· на них существует более или менее предсказуемый спрос;

· их жизненный цикл длится относительно долго;

· конкурентам легко их имитировать;

· их трудно сделать высокорентабельными.

Инновативные продукты характеризуются следующим образом:

· представляют собой последнее слово техники или моды;

· спрос на них трудно предсказать;

· высокий риск;

· жизненный цикл продукта короткий;

· производитель продукта получает относительную свободу от конкуренции;

· производитель имеет возможность добиться более высокой рентабельности.

Из рассмотренного выше следует, что ответ на вопрос о функциональности или инновативности продукта это результат принятого решения о продуктовой стратегии организации.

4. Представления производственной системы моделями функциональных подсистем и жизненного цикла производства нового продукта

Чтобы организовать выпуск новых изделий и периодически их обновлять необходимо учитывать, что каждое изделие имеет свой жизненный цикл, поэтому предприятие должно иметь определенные подсистемы в рамках производственно-технологической системы предприятия.

Выделим необходимые подсистемы по функционально-целевомупризнаку: .

Ø производства материальных продуктов и услуг;

Ø перемещения грузов;

Ø производства, хранения и транспортировки энергии;

Ø обработки информации (сбора, регистрации, передачи, хранения, переработки, защиты, утилизации);

Ø механизации и автоматизации производства и управления;

Ø расширения возможностей чувственного восприятия (формирования информационных моделей человеку-оператору);

Ø индивидуального и группового поведения и.т.д.

Выделим необходимые подсистемы по признаку этапа жизненного циклапроизводства нового продукта: маркетинг, организационно-экономическая подготовка, информационно-экономическая подготовка, НИОКР и опытное производство, материальная подготовка серийного производства.



Наши рекомендации