Характерные черты производственного процесса интеллектуального продукта
При организации ПП оказания услуг должны быть учтены следующие два аспекта:
1. ПП интеллектуального продукта является основным в научно-исследовательских, просветительских и консультационных организациях, в маркетинговых, планирующих, конструкторских, проектных, структурных подразделениях предприятий.
2. Главная цель ПП состоит в производстве идей, теорий, планов, концепций, методов, альтернатив действий, технологий и т.п., которые предназначены для удовлетворения прежде всего духовных и интеллектуальных потребностей членов организации.
3. Профессиональная компетентность, самосознание, свобода членов организации, способствующий творчеству социально-психологический климат являются ключевыми в организации ПП.
4. Интеллектуальные продукты зачастую имеют незначительный жизненный цикл, знания быстро устаревают, высоко инновационное давление.
5. Результат индивидуально выполненной работы (затраты на выполнение работ) с трудом поддаются расчету (количественно оцениваются).
3. Представление в виде цепочки поставок
Для понимания данного представления необходимо определить что обычно понимается под цепочкой поставок, то есть какие функции выполняет цепочка поставок?
Цепочка поставок – это цепочка преобразования предмета труда для удовлетворения определенной общественной потребности.
При ответе на вопрос: «Какие функции выполняет цепочка поставок?» важно помнить, что любая цепочка поставки выполняет две основные функции:
· Физическая функция цепочки поставки. Например, материалы превращаются в детали, а те - в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.
· Посредническая функция цепочки поставки. Она обеспечивает приход на рынок того, что нужно потребителям.
Функции исполняются с некоторыми издержками.
Выполнение физической функции приводит к издержкам производства, транспортировки и хранения.
Выполнение посреднической функции приводит к издержкам иного рода:
· Превышение предложения над спросом приводит к необходимости снижать цены и продавать с убытком;
· Превышение спроса над предложением приводит к появлению упущенных доходов и наносит ущерб репутации (имиджу) организации за счет появления недовольных клиентов.
Продукт, движущийся по цепочке поставок может быть функциональным или инновативным.
Признаки, характеризующие Функциональные продукты:
· служат удовлетворению насущных потребностей;
· покупаются часто;
· покупаются в большинстве случаев без оглядки на место приобретения (модель поведения потребителя: понадобилось -- увидел -- купил).
· на них существует более или менее предсказуемый спрос;
· их жизненный цикл длится относительно долго;
· конкурентам легко их имитировать;
· их трудно сделать высокорентабельными.
Инновативные продукты характеризуются следующим образом:
· представляют собой последнее слово техники или моды;
· спрос на них трудно предсказать;
· высокий риск;
· жизненный цикл продукта короткий;
· производитель продукта получает относительную свободу от конкуренции;
· производитель имеет возможность добиться более высокой рентабельности.
Из рассмотренного выше следует, что ответ на вопрос о функциональности или инновативности продукта это результат принятого решения о продуктовой стратегии организации.
4. Представления производственной системы моделями функциональных подсистем и жизненного цикла производства нового продукта
Чтобы организовать выпуск новых изделий и периодически их обновлять необходимо учитывать, что каждое изделие имеет свой жизненный цикл, поэтому предприятие должно иметь определенные подсистемы в рамках производственно-технологической системы предприятия.
Выделим необходимые подсистемы по функционально-целевомупризнаку: .
Ø производства материальных продуктов и услуг;
Ø перемещения грузов;
Ø производства, хранения и транспортировки энергии;
Ø обработки информации (сбора, регистрации, передачи, хранения, переработки, защиты, утилизации);
Ø механизации и автоматизации производства и управления;
Ø расширения возможностей чувственного восприятия (формирования информационных моделей человеку-оператору);
Ø индивидуального и группового поведения и.т.д.
Выделим необходимые подсистемы по признаку этапа жизненного циклапроизводства нового продукта: маркетинг, организационно-экономическая подготовка, информационно-экономическая подготовка, НИОКР и опытное производство, материальная подготовка серийного производства.