Практическое (производственное) обучение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Практическое (производственное) обучение

направление подготовки

Профессиональное обучение (по отраслям)

Профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

Составитель

Пичугина И.В.,

К.п.н., доцент

кафедры педагогики и психологии

Миасс 2012 г.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) № _______ от __________ и учебным планом ФГБОУВПО «ЧГПУ» для очной формы обучения от ____________________

Составитель: Пичугина И.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУВПО «ЧГПУ», филиал в г. Миассе

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 4

Пояснительная записка 4

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 5

Образовательные технологии 6

Материально-техническое обеспечение дисциплины 7

Содержание курса 7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7

Планы лабораторных занятий 8

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 9

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 11

Требования к зачету 12

Вопросы к зачету 12

Вопросы к экзамену 13

Терминологический минимум 14

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи освоения учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Целямиосвоения дисциплины Практическое (производственное) обучение являются: формирование практических умений в области профессионального образования; формирование у студентов представления о видах профессиональной деятельности и функциях педагога профессионального образования с помощью знаний, полученных в процессе теоретического обучения.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы

Б.3. б.9 Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной

дисциплины (модулей)

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общекультурные:

· способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);

Профессиональные:

  • готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8);
  • готов к участию в исследованиях проблем возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);

· способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16);

· способен организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);

· способен организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);

· готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);

· готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35);

· готов к производительному труду (ПК-36).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). – М., 2005.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения– М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 – 336 с.

3. Морева Н.А. Технологии профессионального образвования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.

4. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М., 2009. – 228 с.

5. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М.: Машиностроение, 2010. – 572 с.

6. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – М.: Высш. шк., 2008. -344 с.

7. Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2007. – 141 с.

8. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. – 512 с.

9. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. –М.: Высш. шк., 2007. - 271 с.

10. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 2008. – 239 с.

Дополнительная литература

1. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 208 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

3. Беспалько В.П. Теория учебника. – М., 1988.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –М., 1995. – 336 с.

5. Бородина Н.В., Эрганова Н.Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994.

6. В помощь старшему мастеру: Метод. рекомендации. – М.: Высш. шк., 1988. – 96 с.

7. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. – М.: Знание, 1985. – 135 с.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

9. Димова М. Содержание и организация производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1985. –128 с.

11. Думченко Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. – М.: Высш. школа, 1984. – 64 с.

12. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. – М.: Экономика, 1989.

13. Жученко А.А., Смирнова Н.А. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин. - Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1992. – 72 с.

14. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. – М.: Изд-во Логос, 1994. – 208 с.

15. Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. – М.: 1987.

16. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Изд-во "Арена", 1994.

17. Кравцов Н.И. Организация методической работы в среднем профессионально-техническом училище и руководство ею. – М.: Высш. шк., 1986.

18. Кязимов К.Г. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих широкого профиля в средних профессионально-технических училищах. - М.: ВНМЦ ПТО, 1986. – 64 с.

19. Леднев В.С. Содержание образования. – М.: 1989.

20. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.

21. Организация комплексных научных исследований в системе профтехобразования/ Под ред. Беляевой А.П. – М.: Высш. шк., 1983. – 248 с.

22. Основные требования к разработке частных методик по теоретическому и производственному обучению. – М.: ВНМЦ ПТО, 1981. – 112 с.

23. Подготовка преподавателя к занятиям по спецтехнологии в среднем профтехучилище. – М.: ВНИИ ПТО, 1985. – 64 с.

24. Поздняк И.П., Малышевич В.В. Организация и методика обучения в профессионально-технических училищах. – Минск: Высш. шк., 1983. - 240 с.

25. Поляков В.А. и др. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей и мастеров. – М.: Просвещение,1979. – 207 с.

26. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин: Учеб. пособие/Под ред. В.И.Никифорова. – М.: Высш. шк., 1990. – 112 с.

27. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования/ Под ред. А.П.Беляевой. – М.: Высш. шк., 1983. – 263 с.

28. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в технических и профессионально-технических училищах. – М.: ВНМЦ ПТО (для различных профессий).

29. Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: Педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1989. – 112 с.

30. Совершенствование преподавания предметов «Материаловедение» и «Технология металлов». Метод. рекомендации. –М.: Высш. шк., 1987. – 40 с.

31. Тюнников Ю.С. Производственно-технические ситуации в учебном процессе средних профтехучилищ. – М.: Высш. шк., 1987. – 56 с.

32. Чахоянц В.Е., Мартынова Е.И. Современные требования к уроку производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1986. – 30 с.

33. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.

34. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 138 с.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе изучения дисциплины используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, информационная, обзорная, проблемная, лекция-конференция, лекция-консультация); семинарские занятия (традиционный семинар, семинар исследовательского типа, семинар-беседа, семинар-дискуссия, семинар- обсуждение докладов), коллоквиум, занятия с использованием техники «круглый стол», технология продуктивного, модульного обучения, имитационные технологии (неигровые и игровые), технологии, развивающие творческий потенциал будущих педагогов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обучения студентов необходимо:

- мультимедийное оборудование – проектор, экран;

- классная (интерактивная) доска.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п /п Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах
1. Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УНПО) Цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы начальной профессиональной подготовки будущего специалиста. Характеристика основных документов ГОС НПО.  
2. Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УСПО) Цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы среднего профессионального образования. Характеристика основных документов ГОС СПО. Инновации в системе СПО.  
3. Организационно-технические условия производственного обучения   Содержание производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях. Понятие о системах производственного обучения. Влияние особенностей технологического процесса на выбор системы производственного обучения.
4. Тенденции и перспективы развития профессионального образования. Инновации в системе профессионального образования. Анализ научных публикаций об инновациях в системе профессионального образования. Экскурсия в учебные мастерские учреждений профессионального образования.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 17/612
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лекции  
практические
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:  
консультационная помощь;
внеаудиторная самостоятельная работа;
контрольная работа;  
расчетно-графическая работа.  
График изучения дисциплины  
Курс 1,2,3
Семестр 1,2,3,5,6
Контрольная работа (семестр)  
Рубежный контроль 1сем. - зачет,2- экз, 3 –зачет, 6 – зачет
Итоговая аттестация в форме экзамен
семестр Всего часов лекции Практические занятия Самостоятельная работа контроль
1-й 146 часов -- 12 часов 130 часов Зачет 4 часа
2-й 97 часов   12 часов 85 часов Экзамен 9 часов
3-й 104 часа - 8 часов 96 часов Зачет 4 часа
5-й 134 часа - 16 часов 72 часа Контрольная работа ?
6-й       160 часов Зачет 4

ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Первый семестр

Второй семестр

Занятие № 3 – 2 часа. Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УСПО).

Цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы среднего профессионального образования.

Характеристика основных документов ГОС СПО. Инновации в системе СПО.

Третий семестр

Занятие № 5 – 8 часов. Тенденции и перспективы развития профессионального образования.

Перспективная подготовка мастера производственного обучения к занятиям. Требования к подбору учебно-производственных работ. Текущая подготовка мастера производственного обучения к занятиям.

Инновации в системе профессионального образования. Анализ научных публикаций об инновациях в системе профессионального образования.

Экскурсия в учебные мастерские учреждений профессионального образования.

Подготовка к написанию курсовой работы. Разработка проекта.

Пятый семестр

Шестой семестр - зачет

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойметов А. А. Профессиональное развитие личности и его планирование / А. А. Бойметов // Ежегодник российского технологического общества. ─ М, 1996, Т2, вып. 2 ─ С. 47 ─ 59.

2. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Т.П. Логинова ─ М, 1999. ─ 167 с.

  1. Грибов В.Д. Экономика предприятия / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 336с.
  2. Елизаров Ю.Ф. Экономика организации / Ю.Ф. Елизаров. – М., 2006. – 495 с.

5. Зеер Э. Ф. Практикум по психологии профессий : учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, А. П. Зольников. ─ Екатеринбург, 2003 ─ 172 с.

6. История инженерно-педагогического образования (межвуз. сб. научн. тр – М., 1990.

  1. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: учебно-методическое пособие / Н. И. Новицкий – М. : Финансы и статистика, 2004. – 370 с.
  2. Организация производственной деятельности предприятия / под ред. Л.П. Пидоймо – Воронеж: ВГУ, 2000. – 288 с.

9. Перечень профессий начального профессионального образования. Утвержден постановлением Правительства РФ от 08.12.1999 г. №1362.

  1. Пивоваров К.В.. Планирование на предприятие / К.В. Пивоваров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с.
  2. Практикум по экономике организации / под ред. П.В. Тальминой, Е.В. Чернивцевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480с.

12. Тенчурина Л.З. История профессионально-педагогического образования / Л.З. Тенчурина.- М. Педагогика-Пресс, 1998.

  1. Фатхутдинов Р.А. Организация производства / Р.А. Фатхутдинов. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 528 с.

14. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. /В.А. Федоров – Екатеринбург: Изд-во Урал гос. эконом. ун-та, 2001, с. 144-149.

15. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: учебн. Пособие / А.Шелтен – Екатеринбург, 1996 – 287 с.

16. Энциклопедия профессионального образования: в 3-ех томах /Под ред. С.Я. Батышева – М., АПО, 1999.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Темы для сам. работы Кол-во часов План изучаемой темы Методическое обеспечение Форма сам. работы Ключевые вопросы Формирование компетенций Форма отчет-ности
ТЕМА 1. Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УНПО) Рассмотреть проблемы современной системы профессионально – педагогического образования. Изучить государственный образовательный стандарт начального профессионального образования Учебники, лекции, методические рекомендации Анализ литературы 1.проблемы современной системы профессионально – педагогического образования; 2.Характеристика проф.-пед. деятельности педагога проф.обр.   Предметная, общепедагогическая, коммуникативная, управленческая, компетенция в сфере инновационной деятельности, рефлексивная, креативная Доклады учащихся, контрольная работа
ТЕМА 2. Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УСПО) Изучить государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Работа с нормативными документами 1.структура ГОС СПО; 2. Требования к выпускнику; 3.формирование проф. компетенций Предметная, общепедагогическая, коммуникативная, управленческая, компетенция в сфере инновационной деятельности, рефлексивная, креативная Доклады учащихся, контрольная работа
ТЕМА 3. Организационно-технические условия производственного обучения Разработка плана урока производственного обучения по операционной теме. Разработка плана урока производственного обучения по комплексной теме. Учебные планы и учебные программы Работа с нормативными документами, анализ литературы 1.Понятия «производственное обучение», «методы», «формы производственного обучения» Ценностно- Предметная, общепедагогическая, коммуникативная, управленческая, компетенция в сфере инновационной деятельности, рефлексивная, креативная  
ТЕМА 4. Тенденции и перспективы развития профессионального образования. Инновации в системе профессионального образования. Анализ научных публикаций об инновациях в системе профессионального образования. Журналы «Специалист», «Профессионал» и др. Подготовка докладов, выступлений учащихся 1.формы организации учебной деятельности учащихся; 2.методы обучения учащихся; 3. организация самостоятельной работы учащихся. Предметная, общепедагогическая, коммуникативная, управленческая, компетенция в сфере инновационной деятельности, рефлексивная, креативная Доклады учащихся, контрольная работа

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Итоговый контроль проводится в виде экзамена (по билетам) в целом по дисциплине.

Вопросы рубежного контроля (1,2,3 семестр):

1. Характеристика профессионально – педагогической специальности.

2. Государственный образовательный стандарт, его требования к содержанию и уровню подготовки педагогов профессионального обучения.

3. Экономико-управленческая подготовка.

4. Содержание квалификации педагога профессионального обучения.

5. Сущность, структура и содержание профессионально – педагогической деятельности.

6. Основные виды профессионально – педагогической деятельности.

7. История и этапы становления профессионально-педагогического образования.

8. Перспективы профессионально-педагогического образования.

9. Профессионально –педагогические учебные заведения, их уровни, виды, профили.

10. Место самостоятельной работы студентов в процессе подготовки педагогов профессионального обучения и ее виды..

11. Учебный план и его структура

12. Учебные программы, их структура.

Оценка Требования к ответу
зачтено Студент должен раскрыть и теоретическую часть вопроса и показать применение полученных знаний на практике.
Не зачтено Изложение учебного материала неполное, бессистемное, имеются существенные ошибки, которые студент не в состоянии исправить даже с помощью преподавателя; неумение использовать на практике полученные знания.

КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями.

Общекультурные:

· способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);

Профессиональные:

  • готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8);
  • готов к участию в исследованиях проблем возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);

· способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16);

· способен организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);

· способен организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);

· готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);

· готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35);

· готов к производительному труду (ПК-36).

Терминологический минимум

Государственный образовательный стандарт, квалификация педагога профессионально-педагогического образования, виды профессионально-педагогической деятельности, формы и методы обучения, образовательные программы, учебные планы, формы и методы производственного обучения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Практическое (производственное) обучение

направление подготовки

Наши рекомендации