Практическое (производственное) обучение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Практическое (производственное) обучение
направление подготовки
Профессиональное обучение (по отраслям)
Профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
Составитель
Пичугина И.В.,
К.п.н., доцент
кафедры педагогики и психологии
Миасс 2012 г.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) № _______ от __________ и учебным планом ФГБОУВПО «ЧГПУ» для очной формы обучения от ____________________
Составитель: Пичугина И.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУВПО «ЧГПУ», филиал в г. Миассе
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 4
Пояснительная записка 4
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 5
Образовательные технологии 6
Материально-техническое обеспечение дисциплины 7
Содержание курса 7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7
Планы лабораторных занятий 8
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 9
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 11
Требования к зачету 12
Вопросы к зачету 12
Вопросы к экзамену 13
Терминологический минимум 14
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи освоения учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Целямиосвоения дисциплины Практическое (производственное) обучение являются: формирование практических умений в области профессионального образования; формирование у студентов представления о видах профессиональной деятельности и функциях педагога профессионального образования с помощью знаний, полученных в процессе теоретического обучения.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Б.3. б.9 Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть.
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной
дисциплины (модулей)
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные:
· способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);
Профессиональные:
- готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8);
- готов к участию в исследованиях проблем возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);
· способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16);
· способен организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
· способен организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);
· готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);
· готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35);
· готов к производительному труду (ПК-36).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). – М., 2005.
2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения– М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 – 336 с.
3. Морева Н.А. Технологии профессионального образвования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
4. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М., 2009. – 228 с.
5. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М.: Машиностроение, 2010. – 572 с.
6. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – М.: Высш. шк., 2008. -344 с.
7. Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2007. – 141 с.
8. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. – 512 с.
9. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. –М.: Высш. шк., 2007. - 271 с.
10. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 2008. – 239 с.
Дополнительная литература
1. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 208 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Беспалько В.П. Теория учебника. – М., 1988.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –М., 1995. – 336 с.
5. Бородина Н.В., Эрганова Н.Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994.
6. В помощь старшему мастеру: Метод. рекомендации. – М.: Высш. шк., 1988. – 96 с.
7. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. – М.: Знание, 1985. – 135 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
9. Димова М. Содержание и организация производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1985. –128 с.
11. Думченко Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. – М.: Высш. школа, 1984. – 64 с.
12. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. – М.: Экономика, 1989.
13. Жученко А.А., Смирнова Н.А. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин. - Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1992. – 72 с.
14. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. – М.: Изд-во Логос, 1994. – 208 с.
15. Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. – М.: 1987.
16. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Изд-во "Арена", 1994.
17. Кравцов Н.И. Организация методической работы в среднем профессионально-техническом училище и руководство ею. – М.: Высш. шк., 1986.
18. Кязимов К.Г. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих широкого профиля в средних профессионально-технических училищах. - М.: ВНМЦ ПТО, 1986. – 64 с.
19. Леднев В.С. Содержание образования. – М.: 1989.
20. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.
21. Организация комплексных научных исследований в системе профтехобразования/ Под ред. Беляевой А.П. – М.: Высш. шк., 1983. – 248 с.
22. Основные требования к разработке частных методик по теоретическому и производственному обучению. – М.: ВНМЦ ПТО, 1981. – 112 с.
23. Подготовка преподавателя к занятиям по спецтехнологии в среднем профтехучилище. – М.: ВНИИ ПТО, 1985. – 64 с.
24. Поздняк И.П., Малышевич В.В. Организация и методика обучения в профессионально-технических училищах. – Минск: Высш. шк., 1983. - 240 с.
25. Поляков В.А. и др. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей и мастеров. – М.: Просвещение,1979. – 207 с.
26. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин: Учеб. пособие/Под ред. В.И.Никифорова. – М.: Высш. шк., 1990. – 112 с.
27. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования/ Под ред. А.П.Беляевой. – М.: Высш. шк., 1983. – 263 с.
28. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в технических и профессионально-технических училищах. – М.: ВНМЦ ПТО (для различных профессий).
29. Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: Педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1989. – 112 с.
30. Совершенствование преподавания предметов «Материаловедение» и «Технология металлов». Метод. рекомендации. –М.: Высш. шк., 1987. – 40 с.
31. Тюнников Ю.С. Производственно-технические ситуации в учебном процессе средних профтехучилищ. – М.: Высш. шк., 1987. – 56 с.
32. Чахоянц В.Е., Мартынова Е.И. Современные требования к уроку производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1986. – 30 с.
33. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.
34. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 138 с.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе изучения дисциплины используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, информационная, обзорная, проблемная, лекция-конференция, лекция-консультация); семинарские занятия (традиционный семинар, семинар исследовательского типа, семинар-беседа, семинар-дискуссия, семинар- обсуждение докладов), коллоквиум, занятия с использованием техники «круглый стол», технология продуктивного, модульного обучения, имитационные технологии (неигровые и игровые), технологии, развивающие творческий потенциал будущих педагогов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обучения студентов необходимо:
- мультимедийное оборудование – проектор, экран;
- классная (интерактивная) доска.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п /п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах |
1. | Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УНПО) | Цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы начальной профессиональной подготовки будущего специалиста. Характеристика основных документов ГОС НПО. |
2. | Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УСПО) | Цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы среднего профессионального образования. Характеристика основных документов ГОС СПО. Инновации в системе СПО. |
3. | Организационно-технические условия производственного обучения | Содержание производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях. Понятие о системах производственного обучения. Влияние особенностей технологического процесса на выбор системы производственного обучения. |
4. | Тенденции и перспективы развития профессионального образования. | Инновации в системе профессионального образования. Анализ научных публикаций об инновациях в системе профессионального образования. Экскурсия в учебные мастерские учреждений профессионального образования. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 17/612 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лекции | |
практические | |
Самостоятельная работа студента (всего) | |
в том числе: | |
консультационная помощь; | |
внеаудиторная самостоятельная работа; | |
контрольная работа; | |
расчетно-графическая работа. | |
График изучения дисциплины | |
Курс | 1,2,3 |
Семестр | 1,2,3,5,6 |
Контрольная работа (семестр) | |
Рубежный контроль | 1сем. - зачет,2- экз, 3 –зачет, 6 – зачет |
Итоговая аттестация в форме | экзамен |
семестр | Всего часов | лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | контроль |
1-й | 146 часов | -- | 12 часов | 130 часов | Зачет 4 часа |
2-й | 97 часов | 12 часов | 85 часов | Экзамен 9 часов | |
3-й | 104 часа | - | 8 часов | 96 часов | Зачет 4 часа |
5-й | 134 часа | - | 16 часов | 72 часа | Контрольная работа ? |
6-й | 160 часов | Зачет 4 |
ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Первый семестр
Второй семестр
Занятие № 3 – 2 часа. Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УСПО).
Цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы среднего профессионального образования.
Характеристика основных документов ГОС СПО. Инновации в системе СПО.
Третий семестр
Занятие № 5 – 8 часов. Тенденции и перспективы развития профессионального образования.
Перспективная подготовка мастера производственного обучения к занятиям. Требования к подбору учебно-производственных работ. Текущая подготовка мастера производственного обучения к занятиям.
Инновации в системе профессионального образования. Анализ научных публикаций об инновациях в системе профессионального образования.
Экскурсия в учебные мастерские учреждений профессионального образования.
Подготовка к написанию курсовой работы. Разработка проекта.
Пятый семестр
Шестой семестр - зачет
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойметов А. А. Профессиональное развитие личности и его планирование / А. А. Бойметов // Ежегодник российского технологического общества. ─ М, 1996, Т2, вып. 2 ─ С. 47 ─ 59.
2. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Т.П. Логинова ─ М, 1999. ─ 167 с.
- Грибов В.Д. Экономика предприятия / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 336с.
- Елизаров Ю.Ф. Экономика организации / Ю.Ф. Елизаров. – М., 2006. – 495 с.
5. Зеер Э. Ф. Практикум по психологии профессий : учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, А. П. Зольников. ─ Екатеринбург, 2003 ─ 172 с.
6. История инженерно-педагогического образования (межвуз. сб. научн. тр – М., 1990.
- Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: учебно-методическое пособие / Н. И. Новицкий – М. : Финансы и статистика, 2004. – 370 с.
- Организация производственной деятельности предприятия / под ред. Л.П. Пидоймо – Воронеж: ВГУ, 2000. – 288 с.
9. Перечень профессий начального профессионального образования. Утвержден постановлением Правительства РФ от 08.12.1999 г. №1362.
- Пивоваров К.В.. Планирование на предприятие / К.В. Пивоваров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с.
- Практикум по экономике организации / под ред. П.В. Тальминой, Е.В. Чернивцевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480с.
12. Тенчурина Л.З. История профессионально-педагогического образования / Л.З. Тенчурина.- М. Педагогика-Пресс, 1998.
- Фатхутдинов Р.А. Организация производства / Р.А. Фатхутдинов. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 528 с.
14. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. /В.А. Федоров – Екатеринбург: Изд-во Урал гос. эконом. ун-та, 2001, с. 144-149.
15. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: учебн. Пособие / А.Шелтен – Екатеринбург, 1996 – 287 с.
16. Энциклопедия профессионального образования: в 3-ех томах /Под ред. С.Я. Батышева – М., АПО, 1999.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Темы для сам. работы | Кол-во часов | План изучаемой темы | Методическое обеспечение | Форма сам. работы | Ключевые вопросы | Формирование компетенций | Форма отчет-ности |
ТЕМА 1. Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УНПО) | Рассмотреть проблемы современной системы профессионально – педагогического образования. Изучить государственный образовательный стандарт начального профессионального образования | Учебники, лекции, методические рекомендации | Анализ литературы | 1.проблемы современной системы профессионально – педагогического образования; 2.Характеристика проф.-пед. деятельности педагога проф.обр. | Предметная, общепедагогическая, коммуникативная, управленческая, компетенция в сфере инновационной деятельности, рефлексивная, креативная | Доклады учащихся, контрольная работа | |
ТЕМА 2. Организационно-педагогические основы среднего профессионального образования (знакомство с учреждениями и образовательным процессов в УСПО) | Изучить государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования | Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования | Работа с нормативными документами | 1.структура ГОС СПО; 2. Требования к выпускнику; 3.формирование проф. компетенций | Предметная, общепедагогическая, коммуникативная, управленческая, компетенция в сфере инновационной деятельности, рефлексивная, креативная | Доклады учащихся, контрольная работа | |
ТЕМА 3. Организационно-технические условия производственного обучения | Разработка плана урока производственного обучения по операционной теме. Разработка плана урока производственного обучения по комплексной теме. | Учебные планы и учебные программы | Работа с нормативными документами, анализ литературы | 1.Понятия «производственное обучение», «методы», «формы производственного обучения» | Ценностно- Предметная, общепедагогическая, коммуникативная, управленческая, компетенция в сфере инновационной деятельности, рефлексивная, креативная | ||
ТЕМА 4. Тенденции и перспективы развития профессионального образования. | Инновации в системе профессионального образования. Анализ научных публикаций об инновациях в системе профессионального образования. | Журналы «Специалист», «Профессионал» и др. | Подготовка докладов, выступлений учащихся | 1.формы организации учебной деятельности учащихся; 2.методы обучения учащихся; 3. организация самостоятельной работы учащихся. | Предметная, общепедагогическая, коммуникативная, управленческая, компетенция в сфере инновационной деятельности, рефлексивная, креативная | Доклады учащихся, контрольная работа |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Итоговый контроль проводится в виде экзамена (по билетам) в целом по дисциплине.
Вопросы рубежного контроля (1,2,3 семестр):
1. Характеристика профессионально – педагогической специальности.
2. Государственный образовательный стандарт, его требования к содержанию и уровню подготовки педагогов профессионального обучения.
3. Экономико-управленческая подготовка.
4. Содержание квалификации педагога профессионального обучения.
5. Сущность, структура и содержание профессионально – педагогической деятельности.
6. Основные виды профессионально – педагогической деятельности.
7. История и этапы становления профессионально-педагогического образования.
8. Перспективы профессионально-педагогического образования.
9. Профессионально –педагогические учебные заведения, их уровни, виды, профили.
10. Место самостоятельной работы студентов в процессе подготовки педагогов профессионального обучения и ее виды..
11. Учебный план и его структура
12. Учебные программы, их структура.
Оценка | Требования к ответу |
зачтено | Студент должен раскрыть и теоретическую часть вопроса и показать применение полученных знаний на практике. |
Не зачтено | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, имеются существенные ошибки, которые студент не в состоянии исправить даже с помощью преподавателя; неумение использовать на практике полученные знания. |
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями.
Общекультурные:
· способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);
Профессиональные:
- готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8);
- готов к участию в исследованиях проблем возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);
· способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16);
· способен организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
· способен организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);
· готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);
· готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35);
· готов к производительному труду (ПК-36).
Терминологический минимум
Государственный образовательный стандарт, квалификация педагога профессионально-педагогического образования, виды профессионально-педагогической деятельности, формы и методы обучения, образовательные программы, учебные планы, формы и методы производственного обучения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Практическое (производственное) обучение
направление подготовки