Диктатура пролетариата как орудие осуществления
Рабочим классом своей всемирно-исторической
Миссии
Еще в «Принципах коммунизма» Энгельс особо указал на желательность мирного решения пролетариатом своих задач. Коммунисты, подчеркнул он, были бы последними, кто стал бы против такой ситуации возражать. Но она невозможна, ибо пролетариат насильственно буржуазией подавляется 21.
Отсюда в «Манифесте» формулируется вывод, что и пролетарская революция будет по необходимости носить насильственный характер. «Коммунисты, – сказано там, – считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя» 22. Пролетариату надлежит силой отстранить буржуазию от власти, превратиться в господствующий класс и путем деспотического вмешательства в буржуазные отношения (в первую очередь – в вопрос о собственности) преобразовать капитализм в новый общественный строй23. Здесь, по сути, выражена одна из центральных идей марксизма – идея диктатуры пролетариата. Хотя сам термин «диктатура пролетариата» пока не употребляется.
Как орудие рабочего класса по осуществлению им своей всемирно-исторической миссии, диктатура пролетариата, согласно «Манифесту», должна решить две исходные задачи 24:
– шаг за шагом отобрать у буржуазии весь капитал, все средства производства и сосредоточить, централизовать их в руках пролетарского государства, т.е. превратить частную собственность на средства производства в общественную;
– возможно более быстро увеличить сумму производительных сил, т.е. сразу же приступить к созданию материально-техни-ческой базы нового общества, неуклонно развивать экономику в интересах трудящихся.
Решение этих исходных задач предполагает выполнение ряда конкретных практических мероприятий, куда входит 25:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством.
Маркс и Энгельс подчеркивают, что означенные мероприятия нельзя рассматривать как абсолютные, исчерпывающие. В различных странах и различных исторических условиях они неизбежно будут иметь различие. Но реализация их принципиально необходима как условие переворота во всей системе общественных отношений.
Коммунистическая партия – политический
Авангард пролетариата
В «Манифесте» впервые изложены исходные марксистские положения о коммунистической партии и ее роли в осуществлении пролетариатом своей всемирно-исторической миссии 26. Исключительная важность этих положений обусловливается тем, что, возникнув вследствие развития капитализма, рабочие сразу не становятся классом в собственном смысле слова, ибо еще распылены и не осознают ни своей природы, ни своего общественного предназначения. Классом в собственном смысле слова они становятся тогда, когда объединяются в политическую партию и начинают действовать под ее руководством. Она придает деятельности рабочего класса организованный, осмысленный, целенаправленный характер.
Поскольку же пролетарские партии могут быть не только коммунистические, то Маркс и Энгельс (защищая коммунистов от обвинений в сектантстве) специально разъясняют, что коммунисты не являются какой-то особой партией, которая противостоит другим рабочим партиям. У них нет сугубо своих интересов, отличных от интересов пролетариата в целом. И они не выдвигают никаких особых принципов, под которые тщатся подогнать пролетарское движение. Ближайшая цель коммунистов та же, что и у остальных пролетарских партий – «формирование пролетариата в класс, низвержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти» 27.
Но, подчеркивают Маркс и Энгельс, коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий двумя обстоятельствами:
– у них имеется преимущество в понимании подлинных условий, хода и общих результатов пролетарского движения, поскольку они вооружены научной теорией общественного развития;
– они являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью международного пролетариата, поскольку прочно стоят на подлинно революционных позициях, открыто связывают достижение своих целей с насильственным ниспровержением буржуазии.
Маркс и Энгельс обозначили исходные стратегическо-тактические принципы политического поведения коммунистов:
1. Коммунисты в борьбе пролетариев различных наций выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; на различных ступенях его борьбы с буржуазией они всегда представляют интересы пролетарского движения в целом. Коммунисты, следовательно, есть пролетарские интернационалисты. Но поскольку пролетариат любой страны изначально действует на национальной почве и должен сперва покончить с собственной буржуазией, его борьба является в то же время и борьбой национальной. Это требует от коммунистов органичного сочетания в своей деятельности интернациональных задач с задачами национальными.
2. Коммунисты борются во имя осуществления ближайших интересов и целей рабочего класса, т.е. связанных с удовлетворением его текущих насущных нужд. Но одновременно в пролетарском движении сегодняшнего дня они отстаивают и его будущность, т.е. неуклонно стремятся к завоеванию рабочим классом политической власти, переходу к строительству нового общества.
3. Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение против существующего строя, повсюду добиваются соглашения между демократическими партиями различных стран. И даже борются вместе с буржуазией, где она выступает еще революционно, против добуржуазных, полностью изживших себя порядков. В то же время коммунисты во всех этих движениях выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос борьбы, и оставляют за собой право критиковать их. Выступая же вместе с буржуазией, они ни на минуту не перестают вырабатывать у рабочих ясное сознание враждебной противоположности ее пролетариату, чтобы рабочие использовали любую предоставляемую буржуазией возможность для борьбы против нее самой.
Позднее Энгельс отмечал, что ни одна другая стратегическо-тактическая программа рабочих партий не оправдывалась на деле в такой мере, как эта. И всякий раз, когда какая-нибудь рабочая партия отступала от нее, ей приходилось расплачиваться за отступление. «И ныне, почти сорок лет спустя, – пишет Энгельс, – она служит руководящей нитью для всех решительных и сознательных рабочих партий Европы – от Мадрида до Петербурга» 28.