Всемирно-историческая миссия

Пролетариата

Раскрыв причину предстоящей гибели капитализма, коренящуюся в нем самом, авторы «Манифеста», последовательно исходя из теории классовой борьбы, далее указали: «Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, – современных рабочих, пролетариев» 17. Ведь выйдя из недр погибшего феодализма, капитализм ни классов, ни классовых противоречий не уничтожил. Он только поставил новые классы и новые классовые противоречия на место старых. Причем в отличие от феодализма, характеризовавшегося довольно сложной социальной структурой, капитализм до предела ее упростил: общество все более раскалывалось на два большие, стоящие друг против друга класса – буржуазию и пролетариат.

На основе анализа положения пролетариев при капитализме, Маркс и Энгельс делают свой знаменитый вывод: «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс» 18. Это определяется следующими обозначенными в «Манифесте» обстоятельствами 19:

1. По мере утверждения крупной капиталистической промышленности все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются. Пролетариат же есть ее собственный продукт. В той самой степени, в какой развивается капитал, развивается и пролетариат. Он увеличивается не только за счет самого себя, но и рекрутируется из других классов населения, которые, разоряясь, опускаются в его ряды.

2. Пролетариат лишен собственности на средства производства и, чтобы жить, вынужден продавать себя поштучно, идти в наемное рабство к собственнику средств производства – буржуазии. Он рассматривается ею лишь как инструмент для извлечения прибыли и является в капиталистическом обществе главным объектом эксплуатации. Поэтому коренные интересы пролетариата и буржуазии диаметрально противоположны, а антагонизм между ними объективно непримирим.

3. Раз пролетариат лишен собственности на средства производства, то нет ничего, что ему в устройстве капитализма требовалось бы охранять. Он, наоборот, для обретения себе достойного существования должен капиталистические порядки уничтожить, разрушив все, что обеспечивает и оберегает частную собственность. Как самый низший слой буржуазного строя, пролетариат не может подняться, выпрямиться без того, чтобы при этом не взлетела полностью на воздух возвышающаяся над ним надстройка из слоев, образующих общество.

4. С развитием крупной капиталистической промышленности пролетариат не только увеличивается численно, но массово скопляется на фабриках и заводах, организуется и дисциплинируется там по-солдатски, сплачивается в различные ассоциации, противопоставляя их конкуренции в своей среде. Сила его неуклонно растет, и он все более ее ощущает. Столкновения между отдельными рабочими и отдельными буржуа принимают характер столкновений между двумя классами. Распространяющееся повсюду объединение рабочих сливает местные очаги борьбы в одну национальную классовую борьбу. А всякая классовая борьба есть уже борьба политическая.

5. Поскольку прибыль буржуазии во многом зависит от профессионализма пролетариата, а также поскольку буржуазия (вследствие междоусобных столкновений) вынуждена нередко обращаться к нему за помощью и вовлекать его таким образом в политику, она сама передает пролетариату элементы своего собственного образования, т.е. оружие против самой себя. Кроме того, большое количество элементов образования приносит пролетариату и та часть буржуазии, которая прогрессом промышленности сталкивается в его ряды. А также и та небольшая ее категория, которая возвышается до правильного понимания исторического развития и переходит на сторону пролетариата.

6. В связи с тем, что пролетариат не может освободить себя, не уничтожая капиталистических порядков в целом, то, борясь за собственное освобождение, он одновременно борется и за освобождение всех других угнетаемых капитализмом категорий трудящихся, тем самым обретая в них своих союзников. Поэтому пролетарское движение представляет собой самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного же большинства, тогда как все происходившие до него движения были движениями меньшинства или совершались в интересах меньшинства.

Из сказанного следует, что вывод о пролетариате как самом революционном классе общества исходит не из субъективных предпочтений, а всецело базируется на осмыслении его объективного положения в обществе, на учете качеств, которые образуются в нем независимо от желаний кого-либо, включая и сам пролетариат. Еще до «Манифеста» Маркс и Энгельс писали: «Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества» 20.

Эта его цель, это его дело и составляют всемирно-историческую миссию пролетариата: он должен сбросить с трудящихся масс цепи эксплуатации, угнетения, социального неравенства, уничтожить капитализм и создать подлинно гуманную организацию человечества – коммунистическую общественно-экономическую формацию.

Наши рекомендации