Основные положения «Манифеста»
Произведение начинается маленьким Введением со знаменитой фразы: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма» 9. Имелось в виду, что идея коммунизма уже в те годы интенсивно и широко распространялась на континенте. Но из-за своей недостаточной еще известности воспринималась она пока как нечто весьма туманное и эфемерное, трактовалась ошибочно и превратно.
Несколько слов о понятии «коммунизм». Возникло оно в конце XVIII века. От латинского kommunis – общий. Примерно тогда же возникло и родственное ему понятие «социализм». От латинского socialis – общественный. В широкое употребление оба понятия вошли в 30-40-х гг. XIX века. Ими стали обозначать строй, который мог бы быть разумнее, чем капитализм. Строй не для меньшинства, а для большинства, где отношения между людьми были бы не враждебно-индивидуалистическими, а дружественно-коллективистскими. Отсюда и смысл понятий – общий, общественный. Сторонников же такого общества стали, естественно, называть коммунистами, социалистами.
Маркс и Энгельс пишут, что вследствие начавшегося движения коммунистической идеи по континенту «пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии» 10. Это делается ими в четырех главах произведения – I. Буржуа и пролетарии, II. Пролетарии и коммунисты, III. Социалистическая и коммунистическая литература, IV. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям. Там четко сформулированы, глубоко обоснованы и обстоятельно раскрыты следующие фундаментальные положения.
Диалектико-материалистическое
Понимание истории
Выражение «понимание истории» означает уяснение того, под воздействием каких факторов развивается человечество. И в «Манифесте» впервые наиболее целостно применено ко всему обществу открытое Марксом и Энгельсом диалектико-материалисти-ческое понимание истории.
Дело в том, что господствовавшее до этого идеалистическое понимание истории исходную причину всех происходящих в обществе процессов и исторических перемен видело в духовных, связанных с человеческим сознанием факторах – идеях, теориях. Согласно такому пониманию, какие-либо особо выдающиеся личности выдвигают определенные идеи, теории о том, каким образом должно быть устроено общество. Эти идеи, теории усваиваются затем людьми, и люди начинают действовать в соответствии с ними, осуществляют определенные общественные преобразования. Следовательно, здесь получается, что сознание людей является как бы первичным и порождает посредством содержащихся в нем идей, теорий человеческое бытие. И развитие общества всецело определяется теми выдающимися личностями, которые эти идеи, теории выдвигают. Получается, что выдающиеся личности силой своей мысли, воли, стремлений могут утверждать в обществе любые порядки, могут направлять его движение по любому пути. Получается, что выдающиеся личности способны по собственному желанию творить историю.
Принципиально иначе трактует рассматриваемый вопрос диалектико-материалистическое понимание истории. Суть его заключается в том, что исходными в развитии общества являются не духовные, а материальные (вещественные) факторы. Ибо, чтобы жить и заниматься какими-либо делами, люди в первую очередь должны есть-пить, одеваться, иметь жилища, иные материальные блага. Поскольку ничего подобного в достаточных размерах и готовом виде в природе не существует, люди вынуждены все это создавать, вынуждены организовывать производство материальных благ. Производя материальные блага, люди вступают друг с другом в соответствующие, от их воли не зависящие отношения, ведут соответствующий образ жизни. В процессе производства материальных благ формируется и сам человек с его сознанием, взглядами, стремлениями. Следовательно, здесь получается, что способ, каким осуществляется производство материальных благ (способ производства), составляет основу жизни людей вообще. Человечество изначально идет вперед не потому, что кто-то выдвинул новые идеи, теории. А потому, что в способе производства (имеющем две стороны – производительные силы и производственные отношения) независимо от сознания людей, происходят определенные изменения. И новые идеи, теории есть их отражение в человеческих головах. Стало быть, не сознание является первичным и порождает бытие, но, наоборот, первично бытие, которое порождает сознание.
Из сказанного вытекает чрезвычайно важная методологическая установка: идеи о новом обществе нельзя умозрительно выдумывать из головы; их надо выводить при помощи головы из материальных факторов жизни людей. Поскольку же все в мире течет, изменяется, то иобщественную жизнь следует брать не в статике, а в динамике. Надо проанализировать старый строй и с точки зрения тенденций его развития определить контуры нового общества. Отсюда в «Манифесте» особо отмечается, что теоретические взгляды коммунистов ни в коей мере не основываются на идеях и принципах, умозрительно, без связи с объективной реальностью выдуманных или открытых каким-либо обновителем мира. Они являются лишь общим выражением тех действительных отношений, которые фактически происходят в жизни, выражением совершающегося на глазах у людей исторического движения 11.
Диалектико-материалистическое понимание истории Энгельс назвал основным положением, составляющем ядро «Манифеста», основной мыслью, фронтально проходящей через него красной нитью 12. Оно позволило придать всему содержанию, всем теоретическим выводам и всем практическим установкам произведения подлинно научный характер.
Теория классовой борьбы
Ключевой вывод, логически вытекающий из диалектико-материалистического понимания истории, составляет положение «Манифеста» о классовой борьбе как основном содержании и важнейшей движущей силе общественного развития.
Вся история человечества, сказано там, со времени разложения первобытной общины была историей борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов» 13. Классовая борьба, значит, является не чьей-то прихотью или недоразумением, а заложена в самом существе антагонистического общества. То есть противоположном месте классов в способе производства материальных благ и несовместимости их коренных жизненных интересов. Эксплуататорские классы желают увековечить свое господство над эксплуатируемыми, последние хотят освободиться от него, улучшить свое положение. И пока способ производства материальных благ будет предполагать наличие в нем противоположных по своим коренным жизненным интересам классов, в обществе неизбежно будет существовать и классовая борьба.
Значит, классовая борьба, действительно, представляет собой основное содержание и важнейшую движущую силу общественного развития. Основное содержание – в том смысле, что именно с нею прежде всего связаны самые главные, ключевые события человеческой истории. Важнейшую движущую силу – в том смысле, что именно в ходе ее разрешаются самые главные, ключевые противоречия, вопросы и задачи всемирной истории, вследствие чего человечество идет вперед, восходя с одной ступени общественного прогресса на другую. Высшей же точкой, узловым пунктом классовой борьбы выступает социальная революция, посредством которой изживший себя старый строй заменяется новым, более совершенным.
Намеченная в «Манифесте» и впоследствии всесторонне разработанная его авторами теория классовой борьбы дала, как писал Ленин, руководящую нить, позволяющую в кажущемся хаосе общественных явлений открыть закономерности развития и понять ход истории. Она показала, что научный анализ – это непременно классовый анализ, это подход с точки зрения отношений между классами. Из классово-антагонистического общества нет и не может быть иного выхода, кроме классовой борьбы. Отрицание или прикрытие классовой борьбы есть худший вид лицемерия в политике. Поэтому нужно не сочинять красивые картины об идеальном общественном устройстве и не искать выход в воззваниях к власть имущим, а следует в самом обществе найти, просветить и организовать такие силы, которые по своему положению должны и способны смести старое и создать новое 14. Принцип классовой борьбы с тех пор стал и является поныне основой теоретических воззрений и практической деятельности коммунистов.