Из истории создания и распространения
«Манифеста»
Маркс и Энгельс, являясь выдающимися мыслителями, никогда не принадлежали, однако, к оторванным от жизни кабинетным затворникам. Создавая свое учение, они стремились сразу же поставить его на службу трудящимся и лично участвовать в их борьбе. С этой целью Маркс и Энгельс в 1846 г. основали в Брюсселе Коммунистический корреспондентский комитет. Он должен был развернуть работу по пропаганде идей научного коммунизма, противостоянию чуждым пролетариату направлениям в рабочем движении и подготовке тем самым почвы для создания международной пролетарской партии. В ходе своей деятельности Комитетустановил связи с Союзом справедливых – нелегальной организацией рабочих и ремесленников, придерживавшихся воззрений утопического и мелкобуржуазного социализма. Вскоре руководство Союза, убедившись в правильности взглядов Маркса и Энгельса, предложило им вступить в его ряды и преобразовать Союз на выдвинутых ими мировоззренческо-политических принципах. Маркс и Энгельс дали на это свое согласие.
Преобразование произошло на двух конгрессах, состоявшихся в 1847 г. в Лондоне. Первый конгресс обстоятельно обсудил новые уставные положения организации, в основу ее официально положил принципы революционной теории Маркса и Энгельса и, по их предложению, присвоил организации название – Союз коммунистов. Отсюда данный конгресс вошел в историю как первый конгресс Союза коммунистов. На втором конгрессе был окончательно утвержден устав Союза, а Маркс и Энгельс получили задание подготовить для него развернутую теоретическую и практическую программу 1.
Исходными материалами при работе над программой стали написанные несколько ранее Энгельсом два документа. Первый – под названием «Проект Коммунистического символа веры» 2. Второй – под названием «Принципы коммунизма» 3. Оба они имели форму катехизиса, т.е. состояли из вопросов и ответов, через которые разъяснялись суть коммунистического учения и вытекающие из него политические цели, задачи коммунистов. Однако при обсуждении написанного, Маркс и Энгельс пришли к выводу о необходимости отказа от катехизисного изложения и придании программе формы манифеста, т.е. воззвания, обращения, декларации. Такая форма, конечно, более соответствует характеру боевого, революционного, коммунистического союза, поскольку она не просто включает в себя какие-то теоретические положения, но обычно еще несет в себе известный мобилизующий заряд, содержит призыв к практическому действию.
Подготовленный Марксом и Энгельсом окончательный вариант документа получил два равно признанные ими и одинаково употребляемые по настоящее время названия – «Манифест Коммунистической партии» и «Коммунистический манифест».
Впервые «Манифест» вышел в свет на немецком языке в Лондоне в феврале 1848 года. В дальнейшем, переведенный на многие языки, он неоднократно публиковался в различных странах. Первое русское издание «Манифеста» появилось в 1869 г. в Женеве в переводе М.А. Бакунина, который в ряде мест исказил его содержание. Искажения были устранены в издании, вышедшем в 1882 г. там же в переводе Г.В. Плеханова. Оно положило начало широкому распространению идей марксизма в России. Энгельс, отмечая, что переводить «Манифест» с немецкого чрезвычайно трудно, считал русские переводы лучшими из всех, какие он видел 4. К семи изданиям «Манифеста» (в том числе к одному русскому изданию) Маркс и Энгельс написали специальные предисловия 5.
В XX столетии, особенно со времени российского Великого Октября и образования коммунистических партий на всех континентах планеты, «Манифест» стал переводиться и публиковаться в большинстве стран мира. Подсчитано, что в Советском Союзе (до середины 80-х гг. прошлого века) вышло 568 его изданий на 90 языках общим тиражом около 39 миллионов экземпляров 6. Таким образом, как отметил еще в свое время Энгельс, «Манифест» «обошел весь мир» и стал «самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» 7.
За годы такого триумфального шествия «Манифеста» по планете предпринималось множество попыток доказать, что он устарел и противопоставить ему иные альтернативы общественного развития. Например, в середине прошлого века буржуазный обществовед У. Ростоу одну из своих работ снабдил специальным подзаголовком «Некоммунистический манифест». А другие аналогичные авторы – Л. Келсо и М. Адлер – написали книгу под названием «Капиталистический манифест». Но все эти попытки закончились ничем. И сегодня не утратило ни один грамм своей истинности сделанное еще в 1913 г. ленинское замечание о том, что «Манифест» – произведение, «которое до сих пор верно во всем основном, живо и злободневно, как будто оно писалось вчера...» 8.