История создания и распространения ТРИЗ

Могло ли человечество пройти «мимо телефона»? То есть мог бы телефон остаться не изобретенным? Вряд ли -- после опытов Пэйджа и Рэйса, с учетом большого интереса к электричеству и объективной необходимости в передаче звука на расстояние рождение телефона было неизбежно. Это подтверждается и тем, что патентные заявки на телефон были поданы в течение года несколькими независимыми изобретателями. То же можно утверждать и по поводу изобретения радио и телевидения. А что по поводу методики изобретательства?

Судите сами. Вот график Мэмфорда, отражающий рост числа значительных изобретений во времени. Отклонения от кривой объясняются политико-экономическими событиями, войнами.

Этот график -- экспонента. Как снежный ком, растет количество изобретений, все больше людей занимается придумыванием нового. Достаточно ли этого, чтобы задуматься -- как «производятся» изобретения? Какие «умственные ходы» осуществляет изобретатель? Как ему помочь?

В середине 40-х годов XX века методики стали возникать, как грибы после дождя. Самыми «шустрыми» оказались США, за ними Западная Европа. Мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, синектика -- каждая из этих методик давала новые подходы к изобретательскому труду. Объединяло их вот что: все они были основаны на психологии и логике, и ни одна из них не претендовала на роль научной теории.

А в это время в Советском Союзе молодой военный инженер и со школьных лет изобретатель Генрих Альтшуллер изучает патентный фонд. Он стремится понять: что объединяет сильные, красивые, удивляющие изобретения? Именно тогда родилось это понятие -- Идеальный Конечный Результат. А еще -- через годы -- Альтшуллер понял, что кроме психологических особенностей, приемов мышления нужно выявлять и использовать закономерности развития техники. Так родилась ТРИЗ.

Легко ли было организовать в Советском Союзе широкое общественное движение, несмотря на отсутствие поддержки со стороны партии и государства? «Отсутствие поддержки» -- это мягкая оценка ситуации. Шесть лет тюрьмы -- но ведь не расстреляли… Разгромные статьи в «Комсомольской правде» -- но ведь второй раз не посадили…

Такое движение появилось и мощно «встало на крыло» -- общественные школы ТРИЗ работали практически во всех крупных городах Союза: это тысячи людей, прошедших семинары Альтшуллера или семинары его учеников, десятки книг и десятки тысяч решенных технических задач.

Сегодня тризовцы консультируют известные фирмы в США, Канаде, странах Западной Европы, преподают в ведущих университетах мира. Среди клиентов -- «Форд» и «Дженерал моторс», «Катерпиллер» и «Проктер энд Гэмбл», «Самсунг» и «Жилетт», «Кодак» и «Ксерокс»…

Движение оказалось успешным потому, что отвечало объективной потребности рынка. Но еще и потому, что Генрих Альтшуллер был не кабинетным теоретиком изобретательства, а практиком широкого спектра. Он смог решить задачи выживания теории в «неблагоприятной среде», а это были уже не технические, а социальные задачи.

ТРИЗ завоевывает мир. Разработаны компьютерные программы по ТРИЗ. Созданы фирмы, занимающиеся ТРИЗ. Помимо стран бывшего СССР, ТРИЗ распространена в США, Канаде, странах Европы, в Израиле, в Австралии, Японии, странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

Компании, специализирующиеся на применении и развитии ТРИЗ работают во многих странах мира. Например, в США, Канаде, Германии, Англии, Франции, Швеции, Швейцарии, Австрии, Голландии, Финляндии, Италии, Израиле, Чехии, Японии, Южной Кореи, России и других странах. Курс ТРИЗ читается в ряде университетов США, Канаде, Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Израиля, Японии и России.

ТРИЗ изучают инженеры и ученые, студенты университетов различных специальностей и школьники всех возрастов. Проводят занятия с дошкольниками, начиная с трех лет. Имеются курсы для подготовки воспитателей детских садов, учителей школ и преподавателей ТРИЗ для Университетов. Ведется большая работа по подготовке учебно-методических материалов.

Несколько фирм разрабатывают и продают компьютерные программы по ТРИЗ.

Наиболее распространена консультационная деятельность для промышленных фирм - решение производственных и научных проблем и получение перспективных решений.

Создано несколько кафедр ТРИЗ в университетах, защищаются диссертации по ТРИЗ. Ученики и последователи автора ТРИЗ - Генриха Альтшуллера живут и работают сейчас во многих странах. Они продолжают развивать ТРИЗ, применять ее на практике и добиваться впечатляющих результатов. ТРИЗ, которую, по сути дела, создал один человек, справедливо считают наукой XXI века.

Создана и успешно работает Международная Ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ), президентом которой до последнего дня своей жизни являлся Генрих Альтшуллер. Сейчас МА ТРИЗ руководят его ученики. Появилась Европейская Ассоциация ТРИЗ (ETRIA - European TRIZ Association). Имеются региональные Ассоциации ТРИЗ в США, Франции, Италии, Австрии, Израиле, Австралии, Южной Кореи, Тайване, Мексики, Латинской Америки, в странах бывшего СССР и других странах. В США создан Институт Альтшуллера (The Altshuller Institute). Создан Саммит разработчиков ТРИЗ, цель которого - объединить специалистов, которые занимаются развитием теории и методики. Саммит проводит ежегодные встречи, где обсуждаются наилучшие научные разработки по развитию ТРИЗ. Выпускаются бумажный "Журнал ТРИЗ" на русском и английском языках в России и самостоятельный электронный журнал в США.

Наши рекомендации