Основные модели поведения кооперированной монополии: сговор, картели, ценовое лидерство
Модель картеля
Представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.
Картельможно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговормежду продавцами относительно:
· принципа установления цен;
· раздела рынков сбыта;
· квот производства и сбыта участников;
· обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.
Картели могут иметь какнациональный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.
Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.
Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля на графической модели. Введем несколько упрощающих допущений.
На рынке конкурируют две фирмы (ситуация дуополии), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции, фирмы производят однороднуюпродукцию и имеют одинаковые издержки (МС1 = МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис. 6.1.
Рисунок 6.1 – Модель картеля
Если фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, то наименьшая возможная цена равна конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.
Если же рассматриваемые фирмы сформируют картель и ограничат свой выпуск для максимизации общей прибыли объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это максимально возможная цена при данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль.
Поскольку совокупная прибыль объединенных в картель предприятий выше, чем первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Вместе с тем после заключения картельного соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера.
Первая группапроблем (внутренних)касается согласования противоречивых интересов между членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группапроблем (внешних) затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля.
Рассмотрим последовательно данные проблемы. При организации картеля все фирмы-участники несут издержки заключения сделки. Существует целый ряд факторов, который затрудняет заключение подобных соглашений (о них будет сказано ниже). Однако на многих рынках потенциальная прибыль картеля может быть столь значительна, что стимулирует к его заключению.
Вместе с тем как только картельное соглашение достигнуто и установлена монопольная цена, каждый участник соглашения заинтересован в скрытом нарушении установленных правил игры, ибо это повышает его индивидуальную прибыль. Другими словами, основная трудность картельного соглашения не в его заключении, а в его выполнении. Если все члены картеля будут нарушать установленные цены и квоты, это приведет к падению рыночной цены до конкурентного уровня и, как следствие, к распаду картеля. Успех картеля зависит от возможности выявления и пресечения обмана. Вот почему любое картельное соглашение обязательно предусматривает целый ряд мер повыявлению и предотвращению обманамежду его участниками.
Основные меры контроля:
· ограничение точек отгрузки продукции картеля;
· работа с небольшим количеством крупных покупателей;
· штрафы (уровень штрафов должен быть достаточно высок, чтобы предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть фирмы от картеля);
· ограничение квоты производства;
· формирование пула доходов (которые распределяются между всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
· наказание натурой (когда в ответ на обман участники картеля немедленно увеличивают объемы своего производства и снижают цены). Данная мера считается эффективной, если только удается быстро выявить обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль до того, как понесет издержки от наказания.
Но даже если все фирмы-участники будут вести себя честно (что маловероятно), остается угроза конкуренции со стороны:
1) внешних фирм, производящих аналогичную продукцию;
2) новых товаров-заменителей продукции картеля.
На реальных олигопольных рынках существует целый комплекс факторов, препятствующих и благоприятствующих образованию картеля.
Факторы, определяющие эффективность картеля:
· Эффективность действующего в стране антимонопольного законодательства
В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать явных соглашений, а вынуждены вести секретные переговоры. Тем самым увеличивается риск присоединения к картелю и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума
· Количество продавцов и производителей продукции
Чем меньшее количество фирм действует на рынке, тем им легче договориться. И, наоборот, по мере расширения числа олигополистов, возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность того, что одна или две фирмы не присоединятся к соглашению, а это снижает монопольную власть образуемого картеля.
· Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек
Если фирмы выпускают однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля. Напротив, сильная дифференциация продукции и разница в издержках затрудняет выработку согласованных решений.
· Стабильность и предсказуемость спроса
Стабильность и предсказуемость спроса облегчает фирмам принятие картельного решения. Значительное и непрогнозируемое изменение объемов спроса дестабилизирует рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.
· Взаимоотношения между участниками картеля
Чем в более дружеских и доброжелательных отношениях находятся руководители фирм, тем им легче прийти к согласию. И наоборот, разногласия между участниками рынка затрудняют достижения соглашения (Так, в силу политических разногласий не было заключено в свое время соглашение между ЮАР и СССР по экспорту золота.)
Модель ценового лидерства
Ценовое лидерство как форма сознательного параллелизма
Если фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях, поскольку он противоречит антимонопольному законодательству, но предпочитают сотрудничество, а не агрессивную конкуренцию, они могут осуществлять практику сознательного параллелизма. Стремясь к максимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, фирмы могут координировать свою деятельность так, как если бы соглашение существовало.
Одной из форм сознательного параллелизма является ценовое лидерство.
Преимущество ценового лидерствав отличие от картелей заключается в том, что:
1) данная форма не противоречит антимонопольному законодательству;
2) фирмы-олигополисты сохраняют полную независимость и свободу в своей производственной и сбытовой деятельности.
В условиях ценового лидерства одна из фирм отрасли получает признанный другими статус ценового лидера, который регулирует цену продукции, повышая или понижая ее, а все остальные фирмы образуют его конкурентное окружение, являясь по сути ценополучателями(при том, что цена в отличие от совершенной конкуренции задается не рынком, а фирмой-лидером).
Ценовой лидер принимает на себя рискпервым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск принятия первым решения обуславливает относительную жесткость ценв олигополистических отраслях и их незначительные колебания.
Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:
1) лидерство доминирующей по цене фирмы;
2) лидерство барометрической фирмы.