Условия получения прибыли в краткосрочном периоде

Анализ деятельности фирмы на рынке протекает в два этапа. На первом этапе фирма находит оптимальные для себя объем и цены, соотнося свои предельные издержки и предельные доходы.

На втором этапе фирма определяет, будет ли она производить свою продукциюв существующих рыночных условиях или более разумно закрыть предприятие. Конечный ответ зависит от того, насколько велик рыночный спрос и сможет ли он покрыть ее переменные издержки. Другими словами фирма сопоставляет рыночные цены и средние совокупные издержки при оптимальном объеме выпуска.

Можно выделить условно следующие вариантыразвития:

· TR > TC, или P > ATC - фирма получает положительную экономическую прибыль;

· TR = TC, или Р = АТС - фирма получает лишь нормальную прибыль, так называемое безубыточное производство, когда экономическая прибыль равна нулю;

· VC < TR < TC, или AVC < P < AC - фирма получает отрицательную экономическую прибыль (убытки) в краткосрочном периоде, но может продолжать свое производство в надежде на изменение рыночных условий;

· VC = TR < TC, или AVC = P < AC - фирма прекращает свою производственную деятельность.

Если спрос на продукцию фирмы слабый, и совокупный доход не покрываетпеременных издержек фирмы, как это видно в последнем случае варианте, то наиболее разумным решением будет остановка предприятия, так как только в этом случае фирма сможет минимизировать свои убытки (убытки будут равняться совокупным постоянным издержкам фирмы).

(Доказательство данного положениясм. в разделе «Совершенная конкуренция»).

Важное замечание - при монополистической конкуренции невозможно представить рыночные условия отраслевыми кривыми спроса и предложения. Из-за дифференциации продукциитовары различных фирм несопоставимы друг с другом. Отсюда вытекает трудность построения осиобъемапродаж для кривых отрасли.

Несколько отличающиеся издержки производства и величина спроса на отдельные товары ведут к тому, что цены у различных фирм также отличаются.

Различная цена и большое количество разновидностей одного и того же товара затрудняют определение количества единиц, предлагаемых всеми фирмами или покупаемых всеми потребителями при данной цене.

Таким образом, рынок в данной модели описывается скорее словами, а не графически. Кривые спроса и предложения используются, главным образом, для описания рыночных условий отдельной фирмы.

Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

Тенденция к выравниванию прибыли в долгосрочном периоде

Если в краткосрочном периоде у фирмы может существовать как прибыль, так и убытки, то в долгосрочном периоде ситуация меняется. Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке, подобно тому, как это происходит на рынке совершенной конкуренции, порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.

Процесс корректировки прибыли на рынке монополистической конкуренции аналогичен тому же процессу при совершенной конкуренции.

Если отрасль в краткосрочном периоде будет прибыльной, т.е. прибыль выше нормальной, то в условиях низких барьеров для входа на рынок новые фирмы постараются начать производство в данной отрасли.

Если допустить, что рыночный спрос на продукцию отрасли останется неизменным, то появление новых фирмв отрасли и усиление конкуренции между ними сместит кривую спросана продукцию отдельной фирмы влево,эластичность спроса увеличится. В результате возможности для зарабатывания экономической прибыли существенно сократятся.

Если фирмы отрасли не получают в краткосрочном периоде нормальной прибыли, то наименее эффективные предприятия скорее всего начнут покидать отрасль. Оставшиеся фирмы постараются снизить свои издержки, стимулировать спрос, повысить эффективность своего производства. Кривые индивидуального спроса сместятся вправо, их эластичностьиз-за снижения числа товаров-заменителей понизится. В результате оставшиеся фирмы отрасли смогут зарабатывать хотя бы нормальную прибыль.

Таким образом, в долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции возникает тенденция выравнивания прибылей отдельных фирм на уровне нормальной прибыли.

Наши рекомендации