Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде - student2.ru

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде - student2.ru

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде - student2.ru

Спрос на продукцию монополистической фирмы

В коротком периоде в условиях монополистической конкуренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде - student2.ru

Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции

В долгом периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде - student2.ru

Длительное равновесие монополистической конкуренции

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде - student2.ru

Фирма по-прежнему максимизирует прибыль при такой комбинации цены (ОРЕ) и объеме выпуска (OQE), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней.

Свободный вход на рынок монополистической конкуренции новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам, и каждая фирма получает только нормальную прибыль.

Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность.

Последствия монополистической конкуренции:

1. недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности;

2. потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю;

3. приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования;

4. приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

Избыточная производственная мощность иллюстрируется на графике.

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде - student2.ru

Избыток мощности

Видно, что минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точки Е, которой соответствует объему максимизирующему прибыль долгого периода qE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но объем максимизирующий прибыль монополистически конкурентной фирмы составит лишь qE, что много меньше qM. Разность между qM и qE называют избытком мощности.

Наши рекомендации