Условия максимизации прибыли
Для упрощения анализа сделаем предположения:
· фирма монополистический конкурент действует в краткосрочном периоде, т.е. число фирм в отрасли есть величина постоянная;
· структура ее издержек задана кривыми АТС (средних совокупных), MC (предельных) и ТС (совокупных издержек), представленных на рис. 2.2;
· фирма производит неизменную продукцию и
· объем ее издержек на рекламу и стимулирование сбыта также неизменен.
Какую цену и какой объем продаж должна выбрать фирма, чтобы максимизировать свою прибыль? Как и прежде, проанализируем уже известные нам два метода:
1) Метод совокупных издержек - совокупного дохода
Как известно, экономическая прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и совокупными издержками фирмы, или П = ТR - ТС.
Следовательно, для достижения экономического равновесия монополистический конкурент должен обеспечить такой объем выпуска, при котором совокупный доход максимально превышает совокупные издержки.
Рисунок 2.2 – Условия максимизации прибыли монополистического конкурента
Как видно из рисунка 2.2, в диапазоне выпуска Q1-Q3 фирма имеет положительную экономическую прибыль, достигающую своего максимума при объеме производства Q2. Геометрически функция ТR максимально превышает функцию ТС при объеме, когда касательная к кривой TR имеет тот же наклон, что и касательная к кривой ТС, т.е. эти касательные параллельны.
2) Метод предельных издержек - предельного дохода
Прибыль максимизируется при таком объеме выпуска, когда предельныеиздержки равны предельному доходу (MC = MR), а прибыль от последней проданной единицы товара (предельная прибыль) равна нулю (МП = 0).
Если МR > МС, т.е. пока каждая дополнительная единица выпуска увеличивает доход, а не издержки, прибыль от этой единицы (предельная прибыль) будет положительной, и рост объема выпуска вызовет дополнительное увеличение совокупной прибыли. Если же MR < МС, то предельная прибыль будет отрицательной, и совокупная прибыль будет увеличиваться лишь за счет сокращения объема выпуска.
Как видно из рис. 2.2, наивысшая цена, которую фирма может взимать с потребителя- Р2 (она определяется кривой спроса на продукцию фирмы). Цены Р1 и Р3 обеспечивают нормальную прибыль предпринимателя и могут рассматриваться как цены безубыточности,а объемы выпуска Q1, Q3 - как объемы безубыточности.
Пример |
Подсчет оптимального объема и цены для монополистического конкурента Пусть функция спроса фирмы задана уравнением Р = 11100 – 30Q, функция совокупных издержек уравнением ТС = 400000 + 300Q – 30Q2 + Q3. Найти оптимальный объем выпуска; максимизирующую прибыль цену; совокупную прибыль при оптимальном объеме производства. Решение Мы знаем, что прибыль максимизируется при объеме выпуска, когда МС = МR. Найдем МR: ТR = РQ = (11100 – 30Q)Q = 11100Q – 30Q2, MR = (TR)` = 11100 – 60Q, Теперь найдем МС: МС = (ТС)` = 300 – 60Q + 3Q2. Приравняем полученные функции МС и МR: 11100 – 60Q = 300 – 60Q + 3Q2, 3Q2 = 10800, Получаем оптимальный объем выпуска: Q = 60 (выбираем положительный корень, т.к. выпуск не может быть отрицательной величиной). Теперь найдем оптимальную цену, подставив найденное Q в функцию спроса. P = 11100 – 30*60 = 9300. Совокупная прибыль в точке оптимума может быть найдена путем вычитания ТС из TR при Q = 60: П = 32000. Ответ Таким образом, оптимальный объем производства, обеспечивающий фирме максимальную прибыль равен 60 ед.; оптимальная рыночная цена – 9300 руб.; величина совокупной прибыли – 32 тыс. руб. |