Проведение аварийно- восстановительных работ.
Руководители восстановительных подразделений должны руководствоваться требованиями Инструкции по организации восстановительных работ при ликвидации последствий крушений, аварий и сходов подвижного состава на железных дорогах.
Организация восстановительных работ включает:
- выявление объемов работ, определение необходимых сил и средств;
- выбор схемы и установление очередности их производства, разработку планов по организации восстановления;
- обеспечение охраны и ограждение мест работы;
- обеспечение привлеченных лиц средствами индивидуальной защиты;
- принятие необходимых мер пожарной безопасности;
- оценку принимаемых решений с позиций ущерба окружающей природной среде.
При возникновении инцидента с опасным грузом, представляющей угрозу населению и территории, начальник станции, а при его отсутствии, дежурный по станции обязаны сообщить в соответствующие организации:
штаб ГО и ЧС, тел. _______________;
Дежурному пожарного поезда станции ________, тел. __________;
Дежурному восстановительного поезда станции _____, тел. _______;
Военному коменданту, тел. ____________;
Отделенческий ЦГСЭН г. _____________, тел. ________;
Поездному диспетчеру.
После этого, совместно с прибывшими представителями вышеуказанных органов, начальник станции организует ограждение и оцепление опасной зоны. К принятию этих неотложных мер могут быть привлечены работники всех служб железной дороги, оказавшиеся вблизи места происшествия.
При инциденте с нефтебензиновыми цистернами, в случае течи груза, меры по его устранению принимаются работниками вагонного хозяйства.
Для выполнения мероприятий, предусмотренных аварийной карточкой, вагоны с опасными грузами выставляются на станцию, а при необходимости ликвидации инцидента на месте - выставляются на согласно ТРА станции, ограждаются сигналами остановки в соответствии с ИСИ, стрелки ограничивающие путь устанавливаются и запираются в положении, исключающем попадание подвижного состава на путь стоянки.
После прибытия на место инцидента формирований ГО и ЧС на них возлагается оцепление зоны чрезвычайной ситуации, развертывание пунктов управления, организация связи между подразделениями в месте ликвидации инцидента, нейтрализация ядовитых веществ, перекачка жидкостей, сбор и вывоз зараженного грунта, обваловка и засыпка проливов, организация действий по ликвидации загрязнения местности и утилизация остатков опасных грузов.
Порядок ликвидации аварийной ситуации на прилегающих перегонах.
Получив, от машиниста, сообщение о возникновении аварийной ситуации с опасным грузом, дежурный по станции обязан, по докладу локомотивной бригады, установить все сведения, определенные в п. 1.2. настоящей инструкции и действовать в соответствии с п.п. 1.3. – 1.5.
При отсутствии всех грузовых документов на поезд и знаков опасности на вагоне, но при наличии признаков опасных свойств, определение отнесения груза к опасным возможно следующим способом:
- по данным натурного листа, остающимся на станции формирования, определяется код наименования груза;
- по коду наименования груза и Тарифному руководству №I (часть №1) определяется наименование груза;
- имея наименование груза по алфавитному перечню опасных грузов, допущенных к перевозке по железной дороге (приложение №2 Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам) устанавливается отнесение груза к опасным и определяется номер аварийной карточки.
Установив номер аварийной карточки, дежурный по станции передает ее содержание машинисту, а в случае выявления утечки, просыпания опасного груза прекращает отправление поездов на этот перегон
При невозможности установления номера аварийной карточки ни одним из возможных способов следует руководствоваться предписаниями приложения №5 к Правилам безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций.
Начальник станции, прибыв по вызову дежурного по станции, обязан выехать на место схода или аварийной ситуации и совместно с локомотивной бригадой или работниками дистанции пути, сигнализации и связи - уточнить данные о пострадавших и организовать оказание доврачебной и медицинской помощи.
Если, исходя из условий подъездов к месту аварийной ситуации, ликвидация последствий невозможна, начальник станции по согласованию с поездным диспетчером организует отправку с перегона подвижного состава, который блокирует подходы по ж. д. пути для работы восстановительных средств и дает задание дежурному по станции о подготовке путей для маневров прибывающих пожарных и восстановительных поездов.
Во время ведения восстановительных работ, связанных со сходом вагонов с опасными грузами, пропуск пассажирских поездов по смежным путям ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Основные требования безопасной работы при ликвидации последствий крушений и аварий с опасными грузами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ приступать к ликвидации инцидента с опасными грузами до получения полной информации о способах и средствах устранения опасности, а также инструктажа о безопасном ведении аварийно-восстановительных работ.
Класс 1 (взрывчатые материалы - ВМ). При проведении аварийно-восстановительных работ с грузами класса 1 необходимо учитывать их особую опасность, способность принести значительный ущерб жизни и здоровью людей, а также жилым и производственным объектам, транспортной инфраструктуре.
При аварийных ситуациях и планировании аварийно-восстановительных работ с ВМ необходимо в первую очередь исходить из подкласса груза, который указывается в аварийной карточке.
. Класс 2 (газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением). При проведении восстановительных работ с этими грузами необходимо учитывать, что в емкостях (цистернах, баллонах) имеет место избыточное давление. Оно может значительно повышаться с увеличением температуры, что может привести к разгерметизации емкости или даже к ее разрушению. Поэтому цистерны со сжиженными и сжатыми газами должны быть охлаждены независимо от природы газа.
При повреждении котла цистерны с негорючим и нетоксичным газом она должна быть отведена в безопасное место и находиться под наблюдением. Ликвидация утечки или перелив груза в порожнюю цистерну должны осуществляться только в присутствии специалиста.
При утечке ядовитых (токсичных) газов для изоляции газа следует создать водяную завесу.
При повреждении цистерны с ЛВЖ, сопровождающимся утечкой, необходимо принять все меры к устранению утечки, отвести цистерну на безопасное расстояние и перелить содержимое в порожнюю цистерну.
Если при утечке ЛВЖ возникает пожар, то необходимо на пути горящей жидкости построить земляную запруду, потушить пожар или поддерживать контролируемое горение до полного выгорания вытекающей жидкости.
При проведении аварийно-восстановительных работ с нагретыми цистернами, содержащими ЛВЖ, необходимо принять меры по их интенсивному охлаждению водой до температуры окружающей среды и устранению утечки паровой и жидкой фазы. После этого допускается их транспортирование по железнодорожным путям, если они не деформированы, или подъем (сдвиг) и перестановка за пределы опасной зоны с помощью техники, имеющейся на вооружении восстановительного поезда.
В начальной стадии пожара, сопровождающейся взрывами и мощным тепловым излучением, личный состав, участвующий в ликвидации последствий аварийной ситуации, не должен приближаться к емкостям и находиться на расстоянии не менее 200 м с использованием различного рода местных укрытий от воздействия ударной волны.