Спрос как экономическая категория.
Спрос – D (от англ. demand) - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющихся на рынке товаров.
В современной экономической теории различают такие виды спроса как:
- действительный спрос – реально предъявляемый спрос на товары и услуги;
- реализованный спрос – часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах;
- неудовлетворенный спрос – нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей.
Зависимость между ценой и спросом на товар изображается с помощью кривой спроса (D).Обычно она является убывающей.
Рис. 2. Кривая спроса.
Уравнение кривой спроса представлено в следующем виде:
Qd=a- b*P,
где: Qd – величина спроса при заданном уровне дохода;
a – параметр, показывающий минимальный объем спроса, независящий от уровня цены;
b – параметр, показывающий реакцию величины спроса на изменение цены;
P – цена.
Неценовые факторы спроса
К основным неценовым факторам спроса относятся:
1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами. На товары низшей категории спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары уменьшается.
2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся взаимозаменяемые товары (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары. Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой (говядина – свинина, медь – алюминий и т.д.). Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой (автомобиль – бензин, кофе в зернах – кофемолка и т.д.).
3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т.д.
4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомобили в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце.
5. Численность потребителей на рынке.
Аномальные случаи формирования и спроса
В экономической теории существуют исключения при формировании спроса на товары.
Таблица 1.
Аномальные случаи формирования спроса
Эффект “Герффена” | Спрос на товары, потребление которых составляет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависимость от цены данных товаров. Повышение общего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структур своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ. |
Эффект присоединения к большинству | Проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отстать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается. |
Эффект сноба | Наблюдается уменьшение спроса индивидуума на товар вследствие того, что его покупают другие. |
Эффект Веблена | Речь идет о феномене демонстративного потребления. В определенных условиях цена становится показателем его престижности. Отсюда возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров. |
Эластичность спроса
Эластичность спроса –это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов. Эластичность определяется с помощью коэффициента эластичности. Эластичность спроса может быть определена по цене и по доходу.
Эластичность спроса по цене
Q2 - Q1 P2 - P1
:
Q1 P1