Механизм и задачи управления предприятием. Понятие и классификация функций управления, их взаимодействие.
В настоящее время многие фирмы представляют собой сложную организационную систему. Чтобы эта система эффективно функционировала, ею нужно управлять. Управление на фирме выражается в осуществлении определенных действий, направленных на достижение поставленных целей. Часто управление называют «менеджментом».
Слаженная работа фирмы обеспечивается механизмом управления. Механизм управления фирмой — это иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которых согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед фирмой, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников фирмы.
Управление фирмой призвано обеспечить достижение поставленных целей и задач. На уровне каждой отдельно взятой фирмы решаются две основные задачи:
- экономическая (получение и наращивание дохода);
- социальная (обеспечение нормальных условий труда и заработной платы персонала).
Основные задачи управления фирмой в этих условиях:
• разработка и обоснование эффективного стратегического курса, целей и направлений деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;
• ранжирование общих направлений и доведение их до уровня текущего и оперативного управления;
• набор кадров, их расстановка, распределение обязанностей и регулирование численности, профессионального состава и оплаты труда;
• организация исполнения установленных функций и заданий;
• организация надежного и постоянного контроля за качеством и своевременностью выполнения заданий и обязанностей каждым работником фирмы;
• оперативное и повседневное регулирование деятельности фирмы и ее структурных подразделений;
• повышение эффективности деятельности фирмы за счет обеспечения конкурентоспособности и увеличения объемов выпуска и сбыта продукции.
Чтобы быть эффективным, управление фирмой должно строиться на определенных принципах.
Принцип— это основное правило, требование, идея управления и его основа. К числу основных могут быть отнесены следующие принципы управления:
· научности;
· системности и комплексности;
· единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений;
· пропорциональности в управлении;
· единства распорядительства в управлении;
· делегирования полномочий.
Функции управления – это виды управленческой деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).
Функции менеджмента представляют собой различные направления воздействия на управляемый объект.
В настоящее время выделяют следующие функции управления.
Прогнозирование.Представляет собой определенную систему вероятностной оценки характера изменения целей и путей развития объекта управления в сопряжении с материальными ресурсами организации.
Планирование— центральная функция управления. Планирование направлено на постановку реальных целей и задач системы управления и организации в целом в строгом соответствии с методом и средствами их достижения.
Организациярассматривается как определение и распределение объема работ по реализации намеченных целей, а также характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию реальных условий для достижения целевой функции фирмы (компании).
Регулированиепредставляет собой предвидение и устранение возможного отклонения в ходе производственного процесса от основных показателей. Эта функция направлена на обеспечение запланированной согласованности и пропорциональности развития отдельных частей управляемого объекта.
Мотивациярассматривается как процесс побуждения работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Мотивационный процесс основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием социального закона о возвышении потребностей.
Координация – необходимое согласование действий в работе всех структурных звеньев организации. Предусматривает обеспечение ритмичности и непрерывности в целях гармоничного взаимодействия всех звеньев управления.
Контроль— форма проверки количественного и качественного соответствия процесса производства ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям.
Учет— деятельность по накоплению и анализу итоговых данных за конкретный временной период. Эта функция позволяет совершенствовать систему управления с учетом опыта прошлых лет.
Как контроль, так и учет являются средством обратной связи в управлении.