Классификация стандартов ссбт
Шифр подсистемы | Наименование подсистемы |
Организационно-методические стандарты, устанавливающие цели, задачи, структуру ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных факторов | |
Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие предельно допустимые значения | |
Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию | |
Стандарты требований безопасности к производственным процессам | |
Стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих | |
Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям | |
6-9 | Резервные подсистемы для дальнейшего развития ССБТ |
Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.
Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.
Все СНиП делятся на 5 частей, каждая из которых подразделяется на группы. Часть 2 «Нормы проектирования» включает в себя 12 групп, часть 3 «Организация, производство и приемка работ» включает в себя 9 групп и т.д.
Шифр СНиП состоит из:
- аббревиатуры «СниП»,
- номера части (одна цифра),
- номера группы (две цифры),
- номера документа (две цифры, отделенные между собой точками),
- две последующие цифры (через тире) соответствуют году утверждения документа.
Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:
- с трудовым законодательством;
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- коллективными договорами;
- соглашениями.
Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников(при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.
Принятие локальных нормативных актов по согласованиюс представительным органом работниковможет быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.
Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
- изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников;
- отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены;
- привлечение в определенных случаях к сверхурочным работам;
- регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части;
- определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие и праздничные дни;
- привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
- порядок и условия предоставление дополнительных отпусков;
- утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков;
- определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время;
- принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.
Не подлежат применению:
- нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;
- локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ).
- принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.
В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта.
- Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
- Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнениев письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.
- Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
- не содержит согласия с проектом, либо
- содержит предложения по его совершенствованию,
работодатель может согласиться с ним либо обязанв течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультациис выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.
- При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт,который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.
- Государственная инспекция, труда обязанапровести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушениявыдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).
Международные правовые нормы, акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, топрименяются правила международного договора (соглашения).
МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ. Рекомендации не ратифицируют. Государство может использовать их в национальном законодательстве.
50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.
Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:
- Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;
- Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.
Основное содержание конвенций и рекомендаций МОТ излагается в сборнике Резюме международных трудовых норм.
Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества(ЕС).
Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:
- организацию охраны труда;
- требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;
- соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
- определение уязвимых категорий рабочих и т.д.
Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства-члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.
Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам-членам Сообщества.