Экономико-математическая модель МОБ
Коэффициент прямых затрат (коэффициент материалоемкости)
, ,
показывает, какое количество продукции -й отрасли необходимо, учитывая только прямые затраты, для производства единицы валового продукта -й отрасли. В стоимостном балансе - стоимость продукции i-й отрасли, используемой для производства единицы стоимости продукции j-й отрасли. Коэффициент прямых затрат не зависит от объема производства и является довольно стабильной величиной во времени.
Используя коэффициент прямых затрат межотраслевые потоки продукции можно определить по формуле
, , . |
Систему уравнений баланса можно записать в виде
, , |
или в матричной форме
, |
где – вектор-столбец валовой продукции и – вектор-столбец конечной продукции, – матрица коэффициентов прямых материальных затрат. C учетом экономического смысла задачи, все коэффициенты матрицы A и компоненты векторов X и Y должны быть неотрицательны
Различают следующие математические модели межотраслевого баланса
1.Математическая модель отчетного межотраслевого баланса выражается в виде соотношений, которые описываются формулами
i) , , , .
2.Математическая модель прогнозного межотраслевого баланса:
, , или в матричной форме .
Модель прогнозного межотраслевого баланса также называется моделью Василия Леонтьева, моделью «затраты-выпуск».
По модели межотраслевого баланса могут выполняться следующие типы расчетов:
1.Если в модели известны величины валовой продукции каждой отрасли , то можно определить объем конечной продукции каждой отрасли по формуле ;
2.Если в модели известны величины конечной продукции всех отраслей , то можно определить величины валовой продукции каждой отрасли по формуле ;
3.Если для ряда отраслей известны величины валовой продукции, а для всех остальных отраслей – объемы конечной продукции, можно найти величины конечной продукции первых отраслей и объемы валовой продукции вторых.
В выше приведенных формулах – единичная матрица размерности , а – матрица, обратная матрице .
Обозначив обратную матрицу через ( = ), модель «затраты-выпуск» можно записать в виде .
Матрица называется матрицей коэффициентов полных затрат. Коэффициенты полных затрат показывают, сколько всего нужно произвести продукции -й отрасли для выпуска в сферу конечного использования единицы продукции -й отрасли.
Коэффициенты полных затрат можно применять тогда, когда необходимо определить, как скажется на валовом выпуске некоторой отрасли предполагаемое изменение объемов конечной продукции всех отраслей:
, , |
где , и – изменения (приросты) величин валовой и конечной продукции соответственно.
Теория игр
Основные понятия
В процессе целенаправленной человеческой деятельности возникают ситуации, в которых интересы отдельных лиц (групп, сторон) либо прямо противоположны (антагонистичны), либо, не будучи непримиримыми, все же не совпадают. Такие ситуации называются конфликтными. Эффективность решений, принимаемых в ходе конфликта каждой из сторон, зависит от действий другой стороны. При этом ни одна из сторон не может полностью контролировать положение, так как и той и другой стороне решения приходится принимать в условиях неопределенности.
Примерами конфликтных ситуаций являются спортивные игры, арбитражные споры, военные учения и т. д., когда каждая из конфликтующих сторон стремится добиться наилучшего для себя результата. Подобного рода ситуации встречаются и в различных сферах производственной деятельности.
Теория игр – это математическая теория конфликтных ситуаций, разрабатывающая рекомендации по наиболее рациональному образу (стратегии) действий каждого из участников в ходе конфликтной ситуации (игры), т. е. таких действий, которые обеспечивали бы ему наилучший результат.
Игровую схему можно придать многим ситуациям в экономике. Здесь выигрышем могут быть эффективность использования ресурсов, производственных фондов, величина прибыли, себестоимость и т. д.
Игра – это совокупность правил, определяющих возможные действия (стратегии) участников игры (игроков). Суть игры в том, что каждый из участников принимает такие решения в развивающейся конфликтной ситуации, которые, как он полагает, обеспечивают ему наилучший результат (исход) игры. Игра – это упрощенная математическая модель конфликтной ситуации.
Стратегия – это совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий игрока в каждой конкретной ситуации, складывающейся в процессе игры.
Исход (плата) игры – это значение некоторой функции, которая называется функцией выигрыша (платежной функцией). Далее будем рассматривать только такие игры, в которых выигрыш выражается количественно: стоимостью, баллами и т. д. Величина выигрыша зависит от стратегии, применяемой игроками. Игроки – это участники игры с различными группами интересов.
Оптимальной стратегией называется стратегия, которая обеспечивает игроку наилучший исход игры, при предположении, что противник использует наилучшую для себя стратегию.
Партией называют каждый вариант реализации игры.
В партии игроки совершают конкретные ходы.
Ход – это выбор и реализация игроком одного из допустимых вариантов поведения. Ходы бывают личные, когда игрок выбирает и реализует ту или иную свою конкретную чистую стратегию, и случайные, когда выбор чистой стратегии производится с использованием какого-либо механизма случайного выбора (например, с применением таблицы случайных чисел).
Неопределенность может быть обусловлена как сознательным противодействием противника, так и неизвестными обстоятельствами. Игра с природой – это игра двух лиц, в которых один из участников безразличен к результату игры. Такие игры встречаются в экономической практике, когда приходится формализовать ситуации, придавая им игровую схему, в которых один из участников безразличен к результату игры. Под термином "природа" понимают всю совокупность внешних обстоятельств, в которых сознательному игроку (его называют иногда "статистиком", а соответствующую игру – статистической) приходится принимать решение. Например, определение объема выпуска сезонной продукции в ожидании наиболее выгодного для ее реализации уровня спроса; формирование пакета ценных бумаг в расчете на высокие дивиденды и т. д. В таких играх в качестве второго игрока выступает: в первом – уровень спроса; во втором – размеры ожидаемой прибыли.