Качество и эффективность управленческих решений

Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений

Под качеством управленческого решения следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функцио­нирования и развития производственных систем. Ина­че говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.

Таким образом,качество управленческого решения – совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

Компоненты «черного ящика» системного подхода представлены в виде схемы (рисунок 1.2).

 
  Качество и эффективность управленческих решений - student2.ru

Рисунок 1.2 - Компоненты «черного ящика» системного подхода к принятию решения

«Вход» системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.д.).

На «выходе» системы – решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.

К компонентам «внешней среды» системы относятся:

- факторы макро- и микросреды фирмы, влияющие на качество управленческого решения (международная интеграция, политическая ситуация в стране, состояние экономики, техническое развитие, социально-демографические, природно-климатические, культурные и др.),

- факторы инфраструктура региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.);

- факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с др. факторами, организациями, посредниками, конкурентами и т.д.

Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к «процессу») или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы («вход»).

Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей об уточнении или доработке решения, появлением нововведений, «ноу-хау» и др. факторами.

Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам — как факторы внутренней при­роды (связанные с управляющей и управляемой систе­мами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды).

К числу этих факторов следует отнести:

1) законы объективного мира, связанные с приняти­ем и реализацией УР;

2) четкую формулировку цели — для чего принима­ется УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;

3) объем и ценность располагаемой информации — для успешного принятия УР главным является не объем информации, а ценность, определяемая уров­нем профессионализма, опыта, интуицией кадров;

4) время разработки УР — как правило, УР всегда принимается в условиях дефицита времени и чрез­вычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, ак­тивности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);

5) организационные структуры управления;

6) формы и методы осуществления управленческой деятельности;

7) методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует — методика одна, если следует за другими — иная);

8) субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.

9) состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т. д.);

10) систему экспертных оценок уровня качества и эф­фективности УР.

УР должны опираться на объективные законы и за­кономерности общественного развития.

С другой сторо­ны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов — логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и про­блем, определенного уровня культуры управления, ме­ханизма реализации решений, исполнительской дисцип­лины и т. п.

При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить воз­можных изменений в ситуации, состоянии производ­ственной системы.

Наши рекомендации