Рыночное равновесие. Цена равновесия спроса и предложения
Отдельный анализ ситуации со спросом и предложением на рынке какого-либо товара не позволяет нам ответить на главный вопрос: по какой цене будет реализовываться созданный продукт, ведь эта цена должна удовлетворять и покупателей и продавцов. Реальная цена на рынке на товар определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного товара. На рынке существует только какая-то одна цена при которой нет ни излишков, ни дефицитов.
Равновесие – ситуация, когда планы продавцов и покупателей на рынке полностью совпадают и объем спроса равен объему предложения. Равновесная цена– цена, при которой объем спроса равен объему предложения и этот объем называется равновесным объемом.
Совместим графики предложения и спроса на одних осях координат. Точка Е получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат – соответственно, равновесного объема производства и равновесной цены. Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.
Р
D S
Р0 Е
0 Q0 Q
Рисунок 7 - Равновесие на рынке
Если цена оказалась каким-то образом зафиксированной на низком уровне, то покупатели были бы не в состоянии найти то количество товара, которое они бы хотели купить. При низких ценах объем спроса превышает объем предложения: потребители хотят купить товара больше, чем производители продать. В результате возникает дефицит товара на рынке. Превышение объема спроса над объемом предложения называется избыточным спросом.
Если цена оказалась зафиксированной каким-либо образом зафиксированной на высоком уровне, то продавцы были бы не в состоянии найти достаточно покупателей для того, чтобы реализовать всю произведенную продукцию. При высоких ценах объем спроса ниже объема предложения: потребители хотят купить товара меньше, чем производители продать. В результате на рынке возникает избыток товара. Превышение объема предложения над объемом спроса называется избыточным предложением.
Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор. В цене товара фокусируются материальные интересы всех участников рынка. Цена – количество денежных единиц отдельной валютной системы, которое покупатель должен заплатить продавцу за товар. Цена является денежным выражением стоимости товара, его ценности.
Функции цены:
1. Уравновешивающая.
Рыночная цена способна синхронизировать решения продавцов и покупателей о продаже и купле товара. Выполняя эту функцию, цена стимулирует рост предложения при дефиците и «разгружает» рынок от излишков, сдерживая рост предложения. Цена высокоэффективно уравновешивает спрос и предложение на рынке и делает это автоматически, без вмешательства каких-либо контролирующих органов.
2. Направляющая (ориентирующая).
Рыночная система через рыночные цены сигнализирует об изменении потребительских вкусов и вызывать надлежащую реакцию со стороны производителей товаров.
3. Распределительная.
Цены способствуют переливу ресурсов в сферу их оптимального использования, способствует эффективному их распределению.
4. Информирующая.
Цены служат основанием для принятия производителем решений о производстве товаров, а потребителем – решения о том, стоит ли покупать товары.
5. Учетная.
Цена показывает уровень затрат на производство той или иной продукции, которая признается обществом объективно необходимой.
4. Изменение спроса и предложения и их воздействие на равновесную цену и равновесный объем
Ситуация со спросом и предложением на рынке никогда не находится в длительном равновесии, так как изменение неценовых факторов приводит к изменению спроса и предложения, что и отражается на уровне равновесных цен.
1. Предположим, что изменяются неценовые факторы спроса, следствием чего является смещение кривой спроса. Предположим также, что предложение постоянно.
· При увеличения спроса устанавливается равновесная цена Р1, которая превышает первоначальную – Р0. Новый равновесный объем Q1 превышает первоначальный – Q0.
Р D0 D1 S0
Р1
Р0
0 Q0 Q1 Q
Рисунок 8 -Увеличение спроса при неизменном предложении
· В случае уменьшения спроса устанавливается новая равновесная цена Р1, которая меньше первоначальной – Р0. Новый равновесный объем Q1 также меньше первоначального – Q0.
Р
D1 D0 S0
Р0
Р1
0 Q1 Q0 Q
Рисунок 9 -Снижение спроса при неизменном предложении
2. Предположим, что изменяются неценовые факторы предложения, следствием чего является смещение кривой предложения. Предположим также, что спрос постоянен.
· В случае увеличения предложения новая равновесная цена Р1 меньше первоначальной Р0, а новый равновесный объем Q1 больше первоначального Q0.
P
D0 S0 S1
P0
P1
0 Q0 Q1 Q
Рисунок 10 – Увеличение предложения при неизменном спросе
· В случае уменьшения предложения новая равновесная цена Р1 больше первоначальной Р0, а новый равновесный объем Q1 меньше первоначального Q0.
P D0 S1 S0
P1
P0
0 Q1 Q0 Q
Рисунок 11 – Уменьшение предложения при неизменном спросе
3. Возможно одновременное изменение и спроса и предложения.
3.1. Спрос и предложение изменяются в одном направлении.
· В случае одновременного увеличения спроса и предложения происходит однозначное увеличение равновесного объема от Q0 к Q1. Воздействие увеличения спроса и предложения на равновесную цену разнонаправлено: увеличение спроса ведет к увеличению равновесной цены, а увеличение предложения – к снижению равновесной цены. Увеличение (уменьшение) равновесной цены зависит от того насколько сильно изменяются спрос и предложение.
P P
D0 D1 S0 D0 D1 S0 S1
P0 S1 P1
P1 P0
0 Q0 Q1 Q 0 Q0 Q1 Q
Рисунок 12 -Одновременное увеличение спроса и предложения
· В случае одновременного уменьшения спроса и предложения происходит однозначное уменьшение равновесного объема от Q0 к Q1. Воздействие уменьшения спроса и предложения на равновесную цену разнонаправлено: уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесной цены, а уменьшение предложения – к росту равновесной цены. Увеличение (уменьшение) равновесной цены зависит от того насколько сильно изменяются спрос и предложение.
P D1 D0 S1 P D0 S1 S0
P1 S0 D1
P0 P0
P1
0 Q1 Q0 Q 0 Q1 Q0 Q
Рисунок 13 -Одновременное уменьшение спроса и предложения
3.2. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях.
· В случае уменьшения предложения и увеличения спроса происходит однозначное увеличение цены. Воздействие предложения и спроса оказывает на равновесный объем разнонаправленное воздействие: уменьшение предложения ведет к падению равновесного объема, а увеличение спроса ведет к увеличению равновесного объема. Увеличение (уменьшение) равновесного количества товара зависит от масштабов изменения спроса и предложения: если спрос увеличился значительно, то равновесный объем увеличится; если предложение уменьшилось значительно, то равновесный объем уменьшится. P S1
P D0 D1 S1 P1 D0 D1 S0
P1 S0
P0 P0
0 Q0 Q1 Q 0 Q1 Q0 Q
Рисунок 14 -Увеличение спроса и сокращение предложения
· В случае увеличения предложения и уменьшения спроса происходит однозначное уменьшение цены. Подобное изменение предложения и спроса оказывает на равновесный объем разнонаправленное воздействие: увеличение предложения ведет к росту равновесного объема, а уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного объема. Увеличение (уменьшение) равновесного количества товара зависит от масштабов изменения спроса и предложения: если спрос уменьшился значительно, то равновесный объем уменьшится; если предложение увеличилось значительно, то равновесный объем увеличится.
P P
D0
D1 D0 S0 S1 D1 S0
P0 P0 S1
P1
P1
0 Q1 Q0 Q 0 Q0 Q1 Q
Рисунок 15 –Уменьшение спроса и увеличение предложения
На основании рассмотренных случаев изменения спроса и предложения можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного объема.. И наоборот.
2. Увеличение предложения вызывает рост равновесного объема и снижение равновесной цены. И наоборот.
Таким образом, существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и равновесного объема. Между изменением предложения и, вытекающим отсюда, изменением равновесной цены существует обратная связь. Связь между изменением предложения и, вытекающим отсюда, изменением равновесного объема является прямой.