Тема «Трудовые ресурсы организации и производительность труда».

1. Годовой выпуск продукции обувной фабрики составил 957440 пар обуви. Среднесписочная численность рабочих в цехе – 450 человек. Среднее количество отработанных одним рабочим дней – 256. Средняя продолжительность рабочего дня – 7,8 часа. Определить выработку на одного рабочего в натуральном выражении за разные периоды времени.

2. Размер выпуска продукции в цеху в отчётном периоде составил 2350 тыс. руб. Среднесписочное число работающих в отчётном периоде – 32 человека. Размер выпуска продукции в плановом периоде увеличится на 15% при сокращении численности работающих на 3%. Определить производительность работника в отчётном и планируемом периоде, среднесписочную численность в планируемом периоде.

3. 3. В отчетном году объем выпуска товарной продукции составил 75 000 млн. руб., среднесписочная численность работников промышленно–производственного персонала — 150 чел. В планируемом году объём выпуска товарной продукции должен составить 81 000 млн. руб., производительность труда на одного работника должна возрасти на 7 % против отчетного года.

Определить производительность труда одного работника промышленно–производственного персонала в отчётном и планируемом году; среднесписочную численность промышленно–производственного персонала.

4. Число рабочих дней в году составляет 246. За год произведено товарной продукции на сумму 1850 млн. руб. Среднесписочная численность работников составляет 900 человек. Средняя продолжительность рабочего дня составляет 8 часов.

Определить: годовую, дневную и часовую выработку.

5. Среднесписочная численность промышленно–производственного персонала на предприятии в отчетном году составила 250 человек, выпуск товарной продукции – 2557 млн. руб. В планируемом году объём товарной продукции составит 2608 млн. руб., производительность труда увеличится на 6%.

Определить производительность труда в отчётном и планируемом году, численность ППП в планируемом году.

Практическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Коммерческая деятельность»

Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации

Типовая задача

Дизай-студия «Золотая подкова» занимается производством веб-сайтов под ключ, полиграфических дизайном, дизайном интерфейсов. Кроме этого, студия реализует некоторые услуги, как для своих клиентов, так и для сторонних заказчиков. Среди предоставляемых услуг продвижение веб-сайтов, администрирование (с технических сопровождением). В 2010 году, компания реализовала 26 проектов по созданию сайтов, на общую сумму 114,5 млн. рублей, и 41 заказ на разработку дизайна для полиграфии, общей суммой 25,5 млн. рублей. Заказов на дизайн интерфейсов в 2011 году не было.

Услуги, предоставляемые студией, принесли в 2011 году 31 млн. рублей (продвижение - 23 млн. рублей, администрирование – 8 млн. рублей).

Затраты на производство сайтов составили 67 млн. рублей, на разработку дизайна - 11 млн. рублей. Реализация услуг потребовала затрат на сумму: 15 млн. рублей – продвижение, 7 млн. рублей – администрирование.

Определить:

· эффективность работы компании по каждому виду деятельности

· эффективность работы компании по предоставлению услуг

· эффективность работы компании по реализации проектов

· общую эффективность деятельности компании

Сделайте вывод о том, какие из направлений работы являются наиболее эффективными, а от каких направлений можно отказаться ввиду низкой эффективности. Дайте рекомендации руководителю по развитию бизнеса.

Дано: Решение: 1. Для простоты расчетов построим таблицу. Внесем известные данные.
  Товарооборот, млн.р. Затраты, млн.р. Эффективность
Создание сайтов 114,5 1,70
Дизайн для полиграфии 25,5 2,31
Всего по роектам 1,79
Продвижение 1,53
Администрирование 1,14
Всего по услугам 1,72
Всего 1,78

2. Рассчитаем затраты всего по проектам, по услугам, всего по предприятию и занесем итоги в таблицу.

3. Определим эффективность создания сайтов:

Эс = Тс/Зс

Эс = 114,5/67 = 1,70

4. Определим эффективность дизайна:

Эд = Тд/Зд

Эд = 25,5/11 = 2,31

5. Определим эффективность всего по проектам:

Э1=Т1/З1

Э1= 140 / 78 = 1,79

6. Определим эффективность продвижения:

Эп =Тп/Зп

Эп = 23 / 15 = 1,53

7. Определим эффективность администрирования:

Эа =Та/За

Эа = 8 / 7 = 1,14

8. Определим эффективность всего по услугам:

Э2 =Т2/З2

Э2 = 31 / 22 = 1,72

9. Определим эффективность всего:

Э3 =Т3/З 3

Э3 = 171 / 100 = 1,78

Тс=114,5 млн.р Зс=67 млн.р Тд=25,5 млн.р Зд=11 млн.р Ту=31 млн.р Зу=18 млн.р Тп=23 млн.р Зп=15млн.р Та=8млн.р За=7 млн.р
  Эс=? Эд=? Эу=? Эв.п=? Эв.у=? Эв=?  

Выводы: наиболее эффективными направлениями в дизайн - студии «Золотая подкова» являются дизайн и создание сайтов. При этом, работы по дизайну имеют самый высокий показатель, но занимают небольшую долю в товарообороте. Следует стремиться увеличить количество заказов по этому направлению. Услуга «продвижение» также обладает хорошим показателем эффективности, в отличие от услуги «администрирование», от которой компании стоит отказаться. Однако, услуга администрирования сайтов является важным элементом послепродажного обслуживания клиентов. В этой связи, перспективно отказаться от ее предложения сторонним клиентам (тем, кто не заказывал у компании разработку сайта), но продолжить ее реализацию собственным клиентам. Возможен также вариант повышения стоимости услуги администрирования для тех, кто заказывает в компании только эту услугу, и сохранение текущей стоимости для клиентов, которым студия разрабатывала веб-сайт.

Задачи для самостоятельного решения

Задача №2

Кампания «ДизайнПро» занимается производством веб-сайтов под ключ и полиграфических дизайном. Кроме этого, студия реализует некоторые услуги, как для своих клиентов, так и для сторонних заказчиков. Среди предоставляемых услуг продвижение веб-сайтов, администрирование (с технических сопровождением). В 2011 году, компания реализовала 30 проектов по созданию сайтов, на общую сумму 350 млн. рублей, и 55 заказов на разработку дизайна для полиграфии, общей суммой 120 млн. рублей.

По услугам, предоставляемым компанией, 2011 году показатели товарооборота были следующие: продвижение - 20 млн. рублей, администрирование – 45 млн. рублей.

Затраты на производство сайтов составили 300 млн. рублей, на разработку дизайна - 58 млн. рублей. Реализация услуг потребовала затрат на сумму: 11 млн. рублей – продвижение, 20 млн. рублей – администрирование.

Определить:

· эффективность работы компании по каждому виду деятельности

· эффективность работы компании по предоставлению услуг

· эффективность работы компании по реализации проектов

· общую эффективность деятельности компании

Сделайте вывод о том, какие из направлений работы являются наиболее эффективными, а от каких направлений можно отказаться ввиду низкой эффективности. Дайте рекомендации руководителю по развитию бизнеса.

Задача №3

Компания «АльтаВиста» занимается предоставлением услуг полиграфии. Показатели товарооборота и затрат по каждому виду деятельности за 2011 год представлены в таблице.

Вид деятельности Товарооборот, млн.р. Затраты, млн.р. эффективность
1. Разработка дизайн-макетов для печати 0,96
2. Послепечатная обработка продукции 0,95
Всего по проектам 0,96
3. Цифровая печать 1,35
4. Офсетная печать 1,5
Всего по услугам   1,4
Всего 1,3
         

Определить:

· эффективность работы компании по каждому виду деятельности

· эффективность работы компании по предоставлению услуг печати

· эффективность работы компании по предоставлению других услуг

· общую эффективность деятельности компании

Сделайте вывод о том, какие из направлений работы являются наиболее эффективными, а от каких направлений можно отказаться ввиду низкой эффективности. Дайте рекомендации руководителю по развитию бизнеса.

Задача №4

Компания «ПолиПринт» занимается предоставлением услуг полиграфии. Показатели товарооборота и затрат по каждому виду деятельности за 2011 год представлены в таблице.

Вид деятельности Товарооборот, млн.р. Затраты, млн.р. эффективность
1. Разработка дизайн-макетов для печати 1,5
Всего по проектам 1,5
2. Цифровая печать 0,9
3. Офсетная печать 1,3
Всего по услугам 1,1
Всего 1,1

Определить:

· эффективность работы компании по каждому виду деятельности.

· эффективность работы компании по предоставлению услуг печати.

· общую эффективность деятельности компании.

Сделайте вывод о том, какие из направлений работы являются наиболее эффективными, а от каких направлений можно отказаться ввиду низкой эффективности. Дайте рекомендации руководителю по развитию бизнеса.

Задача №5

Компания «ПринтСервис» занимается предоставлением услуг полиграфии. Показатели товарооборота и затрат по каждому виду деятельности за 2011 год представлены в таблице.

Вид деятельности Товарооборот, млн.р. Затраты, млн.р. эффективность
1. Печать буклетов, каталогов, 1,6
2. Печать книг, журналов, газет 1,1
3. Печать визиток, листовок, плакатов, бланков 1,5
Всего по услугам 1,4
4. Изготовление печатей и штампов 2,1
5. Допечатная и послепечатная обработка 0,1
Всего по проектам 1,3
всего 1,4

Определить:

· эффективность работы компании по каждому виду деятельности

· эффективность работы компании по предоставлению услуг печати

· общую эффективность деятельности компании

Сделайте вывод о том, какие из направлений работы являются наиболее эффективными, а от каких направлений можно отказаться ввиду низкой эффективности. Дайте рекомендации руководителю по развитию бизнеса.

Тема 2. Емкость рынка

Типовая задача

Компания «Астория», производящая товары народного потребления, работает на двух рынках. Необходимо определить емкость каждого из рынков на основе следующих данных:

Показатель Рынок страны А Рынок страны Б
Производство товаров в планируемом году, млн.р.
Импорт товара на рынок, млн.р.
Экспорт товара, млн.р.
Товарные запасы, млн.р
Доля рынка компании «Астория», %

Известно, что для компании «Астория» рентабельность продаж товара на рынке страны А составляет 6 %, на рынке страны Б 8 %.

Используя данные о емкости рынка, доли рынка компании, рентабельности продаж, рассчитайте, какой из рынков будет наиболее привлекательным для компании в планируемом году.

Приведите свои предложения и рекомендации для компании «Астория» по повышению эффективности ее работы на данных рынках.

Дано: Решение: 1. Рассчитаем емкость рынков А и Б. Е = П + И – Э + З Е А = 550 + 70 – 90 + 50 = 580 (млн.р.) Е Б = 780 + 140 – 180 + 90 = 830 (млн.р.) 2. Определим планируемый объем продаж компании на рынке А и Б. ПОП = Е * Д р/ 100 ПОП А = 580 * 15 / 100 = 87 (млн.р.) ПОП Б = 830 * 7 / 100 = 58,1 (млн.р.) 3. Зная планируемый объем продаж компании «Астория» на рынке А и Б и рентабельность продаж на этих рынках, найдем планируемый объем прибыли. Пр = Р * ПОП/ 100 ПрА = 6 * 87 / 100 = 5,22 (млн.р) ПрБ = 8 * 58,1 /100 = 4,65 (млн.р.)  
Qa=550млн.р Qб=780 млн.р Ia=70 млн.р Iб=140 млн.р Эа=90 млн.р Эб=180 млн.р ТЗа=50 млн.р ТЗб=90 млн.р ДРа=15% ДРб=7%
  Еа=? Еб=? Пр.а=? Пр.б=?

Выводы: Для компании «Астория» оба рынка являются интересными для дальнейшей работы на них. На рынке страны А компания занимает более высокую долю, но сама емкость рынка меньше. Кроме того, рентабельность продаж на этом рынке ниже. Рекомендации: следует сократить расходы по работе на рынке А, это приведет к повышению рентабельности продаж, а значит увеличению прибыли. После этого можно пытаться повышать рыночную долю на этом рынке. Рынок страны Б имеет большую емкость, наша доля на нем меньше, но рентабельность продаж выше чем на альтернативном рынке. По этому следует продолжать работать на нем и стремиться завоевать все большую долю рынка. При прочих равных, следует выбирать для работы рынок Б, из-за большей емкости и более высокой рентабельности продаж.

Задачи для самостоятельного решения

Задача №7

Компания «Британ», производящая товары народного потребления, работает на двух рынках. Необходимо определить емкость каждого из рынков на основе следующих данных:

Показатель Рынок страны А Рынок страны Б
Производство товаров в планируемом году, млн.р.
Импорт товара на рынок, млн.р.
Экспорт товара, млн.р.
Товарные запасы, млн. руб.
Доля рынка компании «Британ», %

Известно, что для компании «Британ» рентабельность продаж товара на рынке страны А составляет 5 %, на рынке страны Б 11 %.

Используя данные о емкости рынка, доли рынка компании, рентабельности продаж, рассчитайте, какой из рынков будет наиболее привлекательным для компании в планируемом году.

Приведите свои предложения и рекомендации для компании «Британ» по повышению эффективности ее работы на данных рынках.

Задача №8

Компания «Вегас», производящая товары народного потребления, работает на трех рынках. Необходимо определить емкость каждого из рынков на основе следующих данных:

Показатель Рынок страны А Рынок страны Б Ранок страны В
Производство товаров в планируемом году, млн.р.
Импорт товара на рынок, млн.р.
Экспорт товара, млн.р.
Товарные запасы, млн.р
Доля рынка компании «Вегас», %

Известно, что для компании «Вегас» рентабельность продаж товара на рынке страны А составляет 7 %, на рынке страны Б - 5 %, на рынке страны В – 12 %.

Используя данные о емкости рынка, доли рынка компании, рентабельности продаж, рассчитайте, какой из рынков будет наиболее привлекательным для компании в планируемом году.

Приведите свои предложения и рекомендации для компании «Вегас» по повышению эффективности ее работы на данных рынках.

Задача №9

Компания «Гринвич», производящая товары народного потребления, работает на трех рынках. Необходимо определить емкость каждого из рынков на основе следующих данных:

Показатель Рынок страны А Рынок страны Б Ранок страны В
Производство товаров в планируемом году, млн.р.
Импорт товара на рынок, млн.р.
Экспорт товара, млн.р.
Товарные запасы, млн.р
Доля рынка компании «Гринвич», %

Известно, что для компании «Гринвич» рентабельность продаж товара на рынке страны А составляет 4 %, на рынке страны Б - 6 %, на рынке страны В – 10 %.

Используя данные о емкости рынка, доли рынка компании, рентабельности продаж, рассчитайте, какой из рынков будет наиболее привлекательным для компании в планируемом году.

Приведите свои предложения и рекомендации для компании «Гринвич» по повышению эффективности ее работы на данных рынках.

Задача №10

Компания «Динамика», производящая товары народного потребления, работает на двух рынках. Необходимо определить емкость каждого из рынков на основе следующих данных:

Показатель Рынок страны А Рынок страны Б
Производство товаров в планируемом году, млн.р.
Импорт товара на рынок, млн.р.
Экспорт товара, млн.руб.
Товарные запасы, млн.руб.
Доля рынка компании «Динамика», %

Известно, что для компании «Динамика» рентабельность продаж товара на рынке страны А составляет 4 %, на рынке страны Б 8 %.

Используя данные о емкости рынка, доли рынка компании, рентабельности продаж, рассчитайте, какой из рынков будет наиболее привлекательным для компании в планируемом году.

Приведите свои предложения и рекомендации для компании «Динамика» по повышению эффективности ее работы на данных рынках.

Наши рекомендации