Регулирование цен в зарубежных странах
Степень государственного регулирования цен в отдельных странах и в разные периоды различна.
Она зависит от общего состояния экономики, степени ее монополизации, конкретной конъюнктуры в отдельных отраслях, от целей экономической политики, проводимой государством.
Степень государственного регулирования цен тем больше, чем сложней экономическая ситуация в стране. При устойчивом развитии экономики и незначительной инфляции государственное вмешательство в ценообразование осуществляется в значительно меньшей степени, чем это даже предусматривается законодательством. Чем более монополизирована экономика, тем выше степень ее государственного регулирования.
Во всех странах государственное регулирование цен осуществляется в рамках антимонопольного законодательства, имеющего целью поддержку конкуренции и ограничение монополизации. Антимонопольное законодательство включает законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное и горизонтальное фиксирование цен, ценовую дискриминацию и т.п.
В среднем сфера контролируемого государством ценообразования в развитых странах составляет от 10 до 30% общего объёма выпускаемой продукции.
АВСТРИЯ. Государство регулирует около 10 % цен (лом и отходы чёрных металлов, фармацевтическое сырьё и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение).
Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы.
Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.
Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг, если это оправдано с позиций интересов экономики в целом и потребителей.
США. Государством регулируется 5 – 10 % цен. В основном, тарифы на электроэнергию, междугородние автомобильные и железнодорожные перевозки. Важное значение имеет система регулирования цен на продукты агрокомплекса. Центральное место в ней занимают залоговые цены, обеспечивающие фермеру минимальный доход. При неблагоприятной конъюнктуре фермер может сдать свою продукцию в залог по этим ценам. Если в дальнейшем конъюнктура улучшается, он может получить залоговую продукцию обратно и продать ее по более высоким рыночным ценам.
Кроме того, большое внимание уделяется также ценовому паритету (соотношению) цен промышленной и сельскохозяйственной продукции.
ФРАНЦИЯ. Государством регулируется около 20 % цен. В основном, на продукцию отраслей – монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт, а также на сельскохозяйственную продукцию.
ЯПОНИЯ. Регулируются примерно 20 % потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, а также стоимость образования и мед. обслуживания.
Объектом пристального внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. Объясняется это том, что без вмешательства государства разорилась бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т.д.
Регулирование цен на продукцию предприятий-
Монополистов
Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня, сложившегося на конкурентном рынке под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монополистической властью.
Учитывая высокий уровень монополизации в отечественной промышленности, целесообразным является ограничение и пресечение монополистической деятельности. Ежегодно Федеральной антимонопольной службой собираются сведения о доминирующей роли предприятий монополистов. Такие предприятия включаются в государственный реестр предприятий-монополистов. Эти предприятия обязаны декларировать повышение своих цен с обязательной регистрацией нового повышенного размера цен в государственных органах ценообразования. При этом предоставляются следующие данные:
1) предполагаемое изменение цен и тарифов;
2) калькуляция себестоимости продукции;
3) объем производства в предыдущем и текущем году;
4) достигнутый уровень рентабельности;
5) планируемый уровень рентабельности;
6) обоснование причин изменения цен.
Органы ценообразования обязаны в течение месяца принять решение по представленным материалам. Если предприятия-монополисты нарушают государственную дисциплину цен, то к ним применяются следующие меры:
1. Перечисление в доход бюджета излишне полученной прибыли от завышения цен и тарифов.
2. Штраф в том же размере.
К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:
−завышение государственных регулируемых цен на продукцию, фиксированных цен, предельных цен, предельных уровней рентабельности и др. ;
−завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;
−завышение установленных надбавок к ценам, начисление непредусмотренных надбавок, непредоставление покупателю установленных скидок;
−включение в стоимость услуг невыполненных работ или выполненных не в полном объеме;
−применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;
−завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);
−нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;
−неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности;
−применение незарегистрированных оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной технике и основные комплектующие изделия;
−применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Федеральной антимонопольной службой, соответствующими департаментами Министерства экономического развития и торговли РФ (департаментом государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела; государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ; государственного регулирования в экономике), а также органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей и др. органами.
Тестовые задания
1. Понятие «цена товара» представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег за которую:
1) продавец хочет продать товар;
2) покупатель готов купить товар;
3) продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар;
4) работают продавцы товара.
2. Какой метод не относится к затратным методам ценообразования?
1) метод прямых издержек;
2) метод рентабельности инвестиций;
3) метод оценки реакции покупателей;
4) метод текущей цены.
3. Какой метод ценообразования основан на определении переменных прямых затрат на единицу продукции и суммы, покрывающей постоянные затраты и обеспечивающей достаточную прибыль?
1) метод полных издержек;
2) метод маржинальных издержек;
3) метод стоимости изготовления;
4) метод прямых издержек.
4. К функциям цены не относится:
1) учётная;
2) распределительная;
3) стимулирующая;
4) стратегическая.
5. С помощью какой функции цен достигаются наиболее экономичные способы производства и рациональность спроса?
1) учётной;
2) распределительной;
3) стимулирующей;
4) стратегической.
6. К уровням цены не относится:
1) индивидуальный;
2) комплексный;
3) средний;
4) обобщающий.
7. Какая из формул применяется для расчёта средней цены в том случае, если моменты регистрации цен равно удалены друг от друга?
1) средняя хронологическая;
2) средняя хронологическая взвешенная;
3) средняя арифметическая взвешенная;
4) средняя гармоническая взвешенная.
8. В соответствии с каким признаком выделяют цены промышленности, цены сельского хозяйства, розничные цены:
1) в зависимости от способа фиксации;
2) в зависимости от вида рынка;
3) в зависимости от характера обслуживаемого оборота;
4) по условиям поставки и продажи.
9. Цены подразделяются на публикуемые и расчётные по:
1) способу получения информации;
2) условиям поставки и продажи;
3) времени действия;
4) способу фиксации.
10. Какой элемент не входит в состав оптовой цены предприятия?
1) себестоимость;
2) прибыль;
3) НДС;
4) торговая надбавка.
11. Понятие «сезонная цена » представляет собой:
1) цену, срок действия которой заранее не определён;
2) цену, срок действия которой определён периодом времени;
3) цену, устанавливаемую в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения;
4) ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определённой шкале.
12. Понятие «структура цены» представляет собой:
1) соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы;
2) совокупность всех элементов цены;
3) изменение цены на протяжении времени;
4) изменение отдельных элементов цены.
13. Сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия представляет собой:
1) цеховую себестоимость;
2) индивидуальную себестоимость;
3) производственную себестоимость;
4) полную себестоимость.
14. Прирост остатков расходов будущих периодов:
1) уменьшает себестоимость продукции;
2) увеличивает себестоимость продукции;
3) себестоимость не изменяется;
4) себестоимость может как уменьшаться, так и увеличиваться.
15. Для определения полной себестоимости продукции, затраты, относимые на непроизводственные счета:
1) прибавляются к общей сумме затрат;
2) исключаются из общей суммы затрат;
3) не учитываются;
4) могут как прибавляться, так и вычитаться из общей суммы затрат.
16. Какая форма договора не соответствует ситуации, когда ценовые риски находятся полностью у поставщика?
1) установление твёрдой цены;
2) возобновление торга при определённых условиях;
3) скользящие ценовые условия;
4) фактическая цена к моменту поставки товара.
17. При заключении договора на базе «фактической цены на момент поставки товара», ценовые риски находятся:
1) у поставщика;
2) у потребителя;
3) у третьей стороны;
4) распределяются между поставщиком и потребителем.
18. Проблема договорного оформления цены имеет значение, прежде всего, для сделок:
1) реализация которых растянута на определённый период;
2) которые осуществляются немедленно;
3) не зависит от времени осуществления сделки;
4) по продукции сельского хозяйства.
19. Что произойдет со спросом на товар, если цена на него поднимется?
1) спрос не изменится;
2) спрос повысится;
3) спрос превысит предложение;
4) спрос уменьшится.
20. Что произойдет со спросом на товар, если поднимется цена на аналогичные товары (заменители)?
1) спрос не изменится;
2) спрос повысится;
3) спрос превысит предложение;
4) спрос уменьшится.
21. Для какого типа конкурентного рынка характерно отсутствие экономических стимулов к снижению себестоимости продукции и совершенствованию производственных технологических процессов?
1) совершенная конкуренция;
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополистическая конкуренция;
4) чистая монополия.
22. Для какого типа конкурентного рынка характерна фирменная дифференциация товаров-заменителей по ценам и качеству?
1) совершенная конкуренция;
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополистическая конкуренция;
4) чистая монополия.
23. Для какого типа конкурентного рынка характерно полное соответствие цен спроса ценам предложения и автоматическое поддержание рыночного равновесия?
1) совершенная конкуренция;
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополистическая конкуренция;
4) чистая монополия.
24. Какой тип рынка наиболее распространен в промышленно развитых странах?
1) совершенная конкуренция;
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополистическая конкуренция;
4) чистая монополия.
25. Формирование цены товара происходит на:
1) этапе производства товара;
2) этапе реализации товара;
3) этапах производства и реализации товара;
4) этапе утилизации товара.
26. Под "мировыми" понимаются цены:
1) на экспортируемые товары;
2) на импортируемые товары;
3) цены крупных регулярных экспортно-импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;
4) трансфертные цены крупных международных корпораций.
27. Прямое (административное) регулирование цен государством включает:
1) предоставление налоговых льгот;
2) изменение таможенных пошлин;
3) установление предельных цен и тарифов;
4) сокращение государственных закупок
28. Прямое (административное) регулирование цен государством включает:
1) ограничение размеров торговых надбавок (уровня рентабельности);
2) увеличение ставок НДС;
3) регулирование золотовалютных государственных резервов;
4) сокращение бюджетного дефицита.
29. Косвенное (экономическое) регулирование цен государством включает:
1) установление предельных цен и тарифов;
2) изменение импортных таможенных пошлин;
3) ограничение предельных размеров торговых надбавок;
4) регулирование тарифов на электроэнергию.
30. Косвенное (экономическое) регулирование цен государством включает:
1) проведение пенсионной реформы;
2) централизованное установление цен на товары и услуги;
3) ограничение пределов изменения цен и тарифов;
4) изменение ставок НДС.
31. Базой рынка продовольственных товаров является:
1) топливно-энергетический комплекс;
2) сельское хозяйство;
3) общественное питание;
4) транспортные услуги.
32. Движенческие операции включают в себя:
1) расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического хозяйства;
2) расходы на отгрузку и разгрузку грузов на пунктах отправки и прибытия груза;
3) затраты, связанные с формированием составов;
4) все перечисленные расходы.
Задачи
ЗАДАЧА 1.
«Определение средних цен»
Задача 1.1.
Имеются следующие данные о цене товара на начало каждого месяца:
на 1.01. – 100 руб. | на 1.05. – 108 руб. |
на 1.02. – 104 руб. | на 1.06. – 107 руб. |
на 1.03. – 105 руб. | на 1.07. – 105 руб. |
на 1.04. – 105 руб. |
Определить среднюю цену товара за полугодие по формуле средней хронологической.
Задача 1.2.
Определить среднюю цену товара за год по формуле средней хронологической взвешенной.
Даты регистрации цен | 1.01 | 1.02 | 1.04 | 1.05 | 1.08 | 1.11 | 1.12 | 1.01 |
Цена товара, руб. |
Задача 1.3.
Исходя из данных таблицы, определить среднегодовую цену на товар по формуле среднеарифметической взвешенной.
Период | Объем реализации, шт. | Среднемесячная цена за 1 шт., руб. |
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май | ||
Июнь | ||
Июль | ||
Август | ||
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь |
Задача 1.4.
Определить среднемесячную цену огурцов на рынке по формуле среднеарифметической взвешенной.
Дата регистрации цены | 1 июня | 6 июня | 10 июня | 15 июня | 18 июня | 25 июня | 30 июня |
Цена, руб. |
Задача 1.5.
Используя формулу средней гармонической взвешенной рассчитать среднюю цену реализации товара по четырем магазинам.
Магазины | Объем реализации, руб. | Цена, руб. |
№ 1 | ||
№ 2 | ||
№ 3 | ||
№ 4 |
Задача 1.6.
Цена товара на 1 января- 15 руб. С 18 марта цена увеличилась на 10 %. С 20 июля цена увеличилась еще на 12 %. Оборот по реализации за год составил 800 тыс. руб., в т.ч.: за 1 квартал - 200 тыс. руб. (в т. ч. за март- 70 тыс. руб.); за 2 квартал – 240 тыс. руб.; за июль – 60 тыс. руб.
Определить среднегодовую цену товара:
1) по формуле средней арифметической взвешенной;
2) по формуле средней гармонической взвешенной.
Заполнить таблицу.
Показатель | 1 квартал, в т.ч. | 2 квартал | 3 квартал, в т.ч. | 4 квартал | год | ||
январь, февраль | март | июль | август, сентябрь | ||||
Цена, руб. | |||||||
Объем реализации, тыс. руб. |
ЗАДАЧА 2.
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ»
Два предприятия выпускают одну и ту же продукцию. Определить по какой розничной цене будет она реализована, если имеются следующие данные:
Показатель | Предприятие 1 | Предприятие 2 |
1. Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
2. Годовой объем реализации, шт. | ||
3. Среднегодовая стоимость производственных фондов, тыс.руб. | ||
4. Рентабельность производственных фондов предприятия, % | ||
5. Расходы сбытовых организаций на годовой объем реализации, тыс.руб. | ||
6. Прибыль сбытовых организаций, в % к расходам | ||
7. Ставка НДС, % | ||
8. Расходы торгующих организаций на годовой объем реализации, тыс.руб. | ||
9. Прибыль торгующих организаций от реализации годового объема продукции, тыс.руб. |
На основании расчетов определить, продукция какого предприятия будет иметь больший спрос.
ЗАДАЧА 3.
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ
ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ»
Определить цену предприятия, цену промышленности и розничную цену на продукцию на основании следующих данных:
Показатель | Ед. изм. | значение |
1. Себестоимость единицы продукции | руб. | |
2. Прибыль на единицу продукции | руб. | |
3. Годовой объем реализации | шт. | |
4. Прибыль сбытовой организации от годового объема реализованной продукции | руб. | |
5. Расходы сбытовой организации на годовой объем реализованной продукции | руб. | |
6. Ставка НДС | % | |
7. Наценка предприятия розничной торговли (к цене промышленности) | % |
ЗАДАЧА 4.
«МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ В РФ»
Имеются следующие данные о производстве промышленного товара производственным предприятием.
Таблица 1.
Исходные данные о составе затрат на производство партии промышленного товара
Показатель | Сумма, тыс.руб. |
1. Материальные затраты без НДС: А) сырье и материалы Б) топливо В) энергия 2. Затраты на оплату труда 3. Амортизация основных фондов 4. Прочие затраты 5. Внепроизводственные расходы 6. Затраты, списанные на непроизводственные счета 7. Прирост остатков расходов будущих периодов 8. Объем партии товара, ед. 9. Прибыль предприятия |
Вся партия произведенного товара реализуется предприятию розничной торговли.
Определить:
1) полную себестоимость партии товара (таблица 2);
2) выручку от ее реализации в розничную сеть и НДС, уплаченный предприятием в бюджет (таблица 3);
3) цену реализации единицы товара конечному потребителю через предприятие розничной торговли (торговая надбавка - 20%) и НДС, уплаченный в бюджет магазином (таблица 4).
Таблица 2.
Исчисление полной себестоимости продукции
Показатель | Сумма, руб. |
1. Материальные затраты без НДС, всего в т.ч.: А) сырье и материалы Б) топливо В) энергия 2. Затраты на оплату труда 3. Отчисления во внебюджетные фонды, всего в том числе: А) в фонд медицинского страхования (2,8%) Б) в пенсионный фонд (20%) В) в фонд социального страхования (3,2%) 4. Амортизация основных фондов 5. Прочие затраты 6. Внепроизводственные расходы 7. Затраты, списанные на непроизводственные счета 8. Прирост остатков расходов будущих периодов 9. Полная себестоимость |
Таблица 3.
Расчет выручки от реализации партии товара
Показатель | Сумма, руб. | |
1. Полная себестоимость продукции 2. Прибыль предприятия 3. Облагаемый НДС оборот 4. НДС 5. Выручка от реализации партии товара с НДС 6. НДС, подлежащий уплате в бюджет | ||
Таблица 4.
Расчет цены реализации товара через розничную сеть
Показатель | Сумма, руб. |
1. Покупная стоимость партии товара с НДС в том числе НДС 2. Покупная стоимость партии товара без НДС 3. Торговая надбавка 4. Стоимость реализации партии товара без НДС 5. НДС 6. Цена реализации партии товара с НДС 7. НДС, подлежащий взносу в бюджет 8. Цена реализации единицы товара покупателю |
ЗАДАЧА 5.
«ВЛИЯНИЕ ЦЕНЫ НА СПРОС»
Производитель сахара реализует сахар на городском рынке по цене 1200 рублей за мешок. По этой цене в день продается 20 мешков сахара. При увеличении цены на 2,7 % объем продаж, т.е. спрос покупателей уменьшился до 12 мешков.
При снижении цены на 0,7 % спрос увеличился на 5 %; при снижении цены на 7,5 % спрос увеличился на 50 % и при снижении цены на 11 % спрос увеличился на 90 %.
Составить таблицу данных, характеризующих влияние цены товара на его спрос, и получить графическое изображение прямой спроса методом графического выравнивания и с ее помощью определить, сколько сахара будет реализовано за 5 дней по цене 1100 рублей за мешок.
ЗАДАЧА 6.
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ