Формы и методы воздействия государства на цены
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.
Прямое или административное вмешательство означает участие государства в формировании цен путем установления определённых правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, в основном, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены заключается в разработке рекомендаций по определению цен. Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления затрат, уточняет состав затрат, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности.
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Выделяются следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
1. Замораживание цен – применяется при чрезвычайно сильном росте цен на отдельные виды продукции.
2. Установление рекомендательных цен – применяется по важнейшим видам продукции в некоторых странах (США, Японии). Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
3. Установление предельного уровня цены – применяется в условиях дефицита, так как рост свободных цен ведёт к сокращению производства.
4. Регламентация норматива рентабельности – применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, а также на некоторые виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.).
5. Установление нормативов для определения цен, т.е. определение состава и порядка исчисления затрат – применяется по всем видам продукции с целью избежания чрезмерного роста себестоимости.
6. Декларирование цен на отдельные виды продукции, т.е. это представление в органы ценообразования всеми предприятиями, производящими и реализующими данную продукцию, декларации о ценах. Органы ценообразования вправе принять декларируемую цену или изменить её, если при её формировании допущены нарушения действующего законодательства. Применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов.
Косвенное вмешательство государства в ценообразование осуществляется путём воздействия на факторы, влияющие на ценообразование, т.е. через систему налогообложения, денежно-кредитную систему, через регулирование государственных расходов, государственную инвестиционную политику, установление норм амортизации и т.п.
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством. Система ценообразования должна, с одной стороны, реализовать принципы конкуренции и свободы рыночных колебаний цен, а с другой — иметь регулируемый характер.
По целям воздействия на цены различают методы:
1) ограничительные;
2) запретительные;
3) поощрительные.
Они применяются в зависимости от степени монополизации и состояния экономики.
1. Ограничительные методы применяются с целью ограничения роста цен в основном в условиях высокомонополизированной экономики и высокой инфляции. В наибольшей степени они характерны для централизованной плановой экономики и экономики переходного периода. К ним относится установление предельных цен; предельных уровней рентабельности; декларированных цен.
2. Запретительные методы применяются с целью преодоления монополизма, развития конкуренции в условиях развитого рыночного хозяйства, стабильной экономики и направлены на запрет, главным образом, возможностей фиксации цен. К ним относится запрещение фиксированных и дискриминационных цен (т.е. цен ниже издержек с целью разорения мелких конкурентов).
3. Поощрительные методы направлены на стимулирование производства жизненно важных или базовых видов товаров, например, сельскохозяйственной продукции.
Рассмотрим виды регулируемых цен.
Таблица 1.
Классификация регулируемых цен
Признак классификации | Вид цены (объект регулирования) |
Форма собственности | Цена на продукцию – госсектора – частного сектора |
Значимость продукции (виды товаров) | – на продукцию базовых отраслей промышленности (энергоресурсы, транспорт, связь и т.д.) – на основные потребительские товары и услуги (хлеб, молоко, лекарства, квартирная плата и т.д.) – на продукцию сельского хозяйства (зерно, молоко, мясо и т.д.) |
Этапы товародвижения | Оптовые цены Розничные цены |
Этапы технологической цепочки | Цены могут быть отрегулированы: – на этапе производства сырья и материалов – на этапе производства товара |
Уровень регулирования | Федеральный Региональный Местный |
Отношение к монополизму | Цены на продукцию: – предприятий-немонополистов – предприятий-монополистов |
Методы регулирования | Ограничительные Запретительные Поощрительные |