Тема 5. Методология формирования цен в России
1. Состав и структура цены.
2. Этапы формирования цены.
Состав и структура цены
Цена состоит из определенных элементов: себестоимости, прибыли, налогов, наценок посреднических организаций и торговых надбавок предприятий розничной торговли.
При этом, в зависимости от вида цены этот состав может меняться.
Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы.
Расчет структуры цены является важным этапом при определении обоснованности цены, т. к. позволяет судить о значимости отдельных элементов цены, их уровне и динамике.
Основным элементом цены является себестоимость.
Себестоимость - это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию товаров, работ, услуг. В зависимости от состава затрат различают себестоимость:
а) индивидуальную (это сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия);
б) цеховую (это сумма затрат на производство продукции, на оплату труда производственного персонала, на содержание и эксплуатацию оборудования);
г) производственную (это сумма затрат всех цехов и подразделений предприятия и общехозяйственных расходов, т.е. расходов на управление и обслуживание предприятия в целом); (зарплата управленческого персонала, ремонт, командировки, канц. расходы, на содержание транспорта, охраны, НИР, подготовка и переподготовка кадров, налоги и т.д.);
д) полную себестоимость (это сумма производственной себестоимости и затрат, связанных со сбытом продукции).
Затраты, включаемые в полную себестоимость товаров, работ, услуг, в соответствии с их экономическим содержанием можно объединить в пять групп:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
Материальные затраты включают:
− стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
− работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности;
− стоимость топлива и энергии;
− затраты на приобретение тары и упаковки;
− стоимость природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за древесину и воду).
Затраты на оплату трудавключают расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, затраты на оплату труда работников несписочного состава, а также стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты труда.
Отчисления на социальные нуждывключают отчисления в государственные внебюджетные фонды по установленным законодательством тарифам:
− в фонд обязательного медицинского страхования (2,8 % от затрат на оплату труда);
− фонд социального страхования (3,2%);
− пенсионный фонд (20%).
Эти отчисления образуют единый социальный налог. Его ставка 26 %.
Амортизация основных фондов- включает сумму амортизации основных производственных фондов предприятия, рассчитываемую по установленным законодательством нормам.
Прочие затраты – включают:
− налоги, относимые на себестоимость продукции (налоги в дорожные фонды, государственная пошлина, земельный налог);
− платежи по обязательному страхованию имущества предприятия и отдельных категорий работников;
− проценты по кредитам;
− командировочные расходы;
− расходы на подготовку и переподготовку кадров;
− оплату услуг связи, банков, рекламы;
− отчисления в ремонтный фонд;
− затраты связанные со сбытом продукции;
− и т.д.
При этом, затраты связанные со сбытом продукции (т. е. расходы на упаковку изделий, на транспортировку, комиссионные сборы и т. д.) могут выделяться из состава прочих расходов в отдельную группу – группу внепроизводственных (коммерческих) расходов.
Для определения полной себестоимости продукции из общей суммы вышеперечисленных затрат исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета (стоимость работ по строительству и ремонту, выполняемых для своего предприятия), а также учитываются изменения остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (прирост этих остатков уменьшает себестоимость продукции, а сокращение остатков - себестоимость продукции увеличивает).
Таблица 1.
Порядок определения полной себестоимости продукции промышленного предприятия
Элементы затрат | Сумма, тыс. руб. |
1. Материальные затраты | |
2. Затраты на оплату труда | |
3. Отчисления на социальные нужды (26 % от затрат на оплату труда) | |
4. Амортизация основных фондов | |
5. Прочие затраты | |
6. Итого затрат на производство (1 + 2 + 3 + 4 + 5) | |
7. Затраты, списанные на непроизводственные счета | |
8. Уменьшение остатков расходов будущих периодов | |
9. Прирост себестоимости остатка незавершенного производства | |
10. Производственная себестоимость товарной продукции (6 – 7 + 8 – 9) | |
11. Внепроизводственные (коммерческие) расходы | |
12. Полная себестоимость продукции (10 + 11) |
Следующим элементом цены является прибыльпредприятия-производителя.
Исходной основой для определения прибыли является выручка от реализации продукции, работ, услуг. Она складывается под влиянием цены и объема реализации.
Для расчета прибыли используется выручка от реализации за минусом НДС и акцизов. Прибыль определяется как разница между выручкой без указанных налогов и затратами на производство и реализацию продукции.
Относительной величиной прибыли является рентабельность, которая характеризует эффективность производства. Она отражает взаимосвязь полученной прибыли и затрат.
Анализ опыта российских предприятий свидетельствует, что при определении цен на свою продукцию они используют два основных подхода:
1) затратный (при этом цены формируются исходя из полной себестоимости и желаемой прибыли, т.е. не учитывается рыночная ситуация):
Цена = себестоимость + прибыль
2) рыночный подход (в этом сл. идет ориентация на покупательский спрос. Цена определяется рынком, а прибыль предприятия формируется по остаточному принципу:
Прибыль = цена – себестоимость
Следующим элементом цены является наценка посреднической организации.
В процессе движения продукции от производителя к потребителю могут быть задействованы различные посреднические организации: снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные и заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, предприятия оптовой торговли. Они закупают продукцию у изготовителя или других поставщиков и реализуют ее по свободным ценам, установленным исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке и качества продукции.
При этом в свободной цене продукции учитывается цена производителя или другого поставщика, то есть цена закупки, и снабженческо-сбытовая надбавка.
Она, по существу, является ценой за услуги оптового звена. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также необходимая для нормальной деятельности прибыль.
Если товары поступают от поставщиков, находящихся за пределами России, то уплачиваемые таможенные пошлины и сборы за таможенные процедуры учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций.
В отдельных случаях (например, в районах Крайнего Севера) органы власти субъектов РФ могут определять размеры снабженческо-сбытовых надбавок и устанавливать методы их применения (к цене производителя или цене закупки).
Следующим и весьма существенным элементом цены являются налоги.
Кроме налогов, включаемых в себестоимость продукции, в цену включаются так называемые косвенные налоги:
− таможенные пошлины;
− акцизы;
− НДС.
Таможенная пошлина уплачивается ввозе товаров на территорию России, рассчитывается в процентах к таможенной стоимости или в сумме на единицу товара и, как отмечалось выше, включается в затраты снабженческо-сбытовых организаций.
Акцизы устанавливаются на товары повышенного спроса с целью получения в бюджет значительных средств от их реализации. Акцизами облагаются вино-водочные изделия, спирт, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, нефть, газовый конденсат и отдельные виды минерального сырья.
Акцизы устанавливаются в процентах или в определенной сумме в рублях за единицу измерения: литр, тонну, штуку и т.д.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров.
Действуют следующие ставки НДС:
− 10% на детские товары и продовольственные товары по перечням, установленным правительством РФ;
− 18% на промышленные товары, на продовольственные подакцизные (вино-водочные изделия), на деликатесные продукты, а также на работы и услуги.
Помимо вышеперечисленных элементов (себестоимости, прибыли, налогов и наценок посреднических организаций), которые можно объединить в рыночную отпускную цену, в состав розничных цен включаются также торговые надбавки.
Свободные розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими предприятиями, осуществляющими продажу товаров населению.
Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из сложившегося спроса и предложения. Торговая надбавка обеспечивает покрытие издержек торгового предприятия и получение им прибыли.
По социально значимым товарам размер надбавок может устанавливаться органами власти субъектов РФ.
Исходя из всего вышеизложенного, состав цены можно отобразить в виде следующей схемы.
себестоимость | прибыль | налоги (НДС, акцизы, таможенная пошлина) | наценка посреднических организаций | торговая надбавка | налог на добавленную стоимость | |
оптовая цена промышленности | ||||||
розничная цена | ||||||
Рисунок 1 – Состав цены
Этапы формирования цены
Рассмотрим механизм формирования цены товара на четырех этапах производства и обращения.
1 этап. Производство материалов (заготовка сырья).
2 этап. Производство товара из закупленных материалов.
3 этап. Реализация товара предприятием оптовой торговли.
4 этап. Реализация товара через розничную сеть.
Таблица 2.
Формирование цены на промышленный подакцизный товар
Показатель | Сумма, руб. |
1 этап: Предприятие – заготовитель сырья | |
1. Затраты на заготовку сырья | |
2. Прибыль заготовительной организации | |
3. Цена реализации без НДС (п.1 + п.2) | |
4. НДС с цены реализации (п.3 ´ 18 %) | |
5. Цена реализации с учетом НДС (п.3 + п.4) | |
6. В бюджет перечисляется НДС | |
2 этап: Предприятие – производитель товара | |
1. Закупочная цена материалов, в т.ч. НДС | |
2. Затраты предприятия на производство товара (без учета закупленных материалов, т.е. без 236 руб.) | |
3. Полная себестоимость товара (п.1 без НДС + п.2) (НДС на себестоимость не относится) | |
4. Прибыль предприятия | |
5. Акциз | |
6. Облагаемый НДС оборот (п.3 + п.4 + п.5) | |
7. НДС (п.6´18%) | |
8. Цена реализации товара с учетом НДС (п.3 + п.4 + п.5 + п.7) | |
9. В бюджет перечисляется: а) акциз б) НДС (п. 7 – НДС, входящий в закупочную цену материалов (НДС из п. 1)) | |
3 этап: Предприятие оптовой торговли | |
1. Закупочная цена товара, в т.ч. НДС | |
2. Наценка – 25% (п.1 без НДС ´ 25%) |
Продолжение таблицы 2 | |
3. НДС на реализуемый товар (п.1 без НДС + п.2) ´ 18% | 337,5 |
4. Цена реализации товара (п.1 без НДС + п.2 + п.3) | 2212,5 |
5. В бюджет перечисляется НДС (п.3 – НДС, входящий в закупочную цену) | 67,5 |
4 этап: Предприятие розничной торговли | |
1. Покупная цена товара в т.ч. НДС | 2212,5 337,5 |
2. Покупная цена без НДС (п.1 – НДС) | |
3. Торговая надбавка – 24 % п.2 ´ 24% | |
4. Цена реализации без НДС (п.2 + п.3) | |
5. НДС (п.4 ´ 18 % / 100%) | 418,5 |
6. Цена реализации с НДС (п.4 + п.5) | 2743,5 |
В бюджет перечисляется НДС (п.5 – НДС из п.1) |
Тема 6. Особенности ценообразования в различных отраслях и сферах деятельности
1.Ценообразование на рынке продовольственных товаров.
2.Ценообразование на рынке топливно-энергетических ресурсов.
3.Ценообразование в сфере услуг.
4.Определение тарифов на рынке транспортных услуг.
1. Ценообразование на рынке продовольственных товаров
Наиболее емким рынком в РФ является рынок продовольственных товаров. Своими размерами, количеством населения, широкими связями со странами СНГ и регионами мира РФ привлекательна для продавцов и производителей продовольственных товаров.
Базой рынка продовольственных товаров является сельское хозяйство. Основными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции выступают сельскохозяйственные предприятия различного профиля и организационно-правовых форм, а также предприятия перерабатывающей отрасли. Основными покупателями выступают заготовительные организации, промышленные предприятия, население, внешнеторговые организации.
В рыночной экономике используются различные виды цен. Основными из них, отражающими отношения между продавцом и покупателем, являются: свободные или договорные; регулируемые; оптовые; розничные; сопоставимые.
Свободная цена - это цена реализации товара, складывающаяся непосредственно на рынке. По своему содержанию она идентична договорной цене, хотя формального акта договоренности между покупателем и продавцом, как правило, не существует. Свободная или договорная цена устанавливается с учетом экономических интересов покупателя и продавца. Уровень свободной цены на рынке определяется через механизм спроса и предложения. К сожалению, достичь сбалансированного спроса и предложения в современных условиях не удается, а по продовольственным товарам цена отражает не столько компромисс между продавцом и покупателем, сколько диктат продавца при вынужденном согласии покупателя.
В странах с развитой рыночной экономикой свободное ценообразование осуществляется при наличии системы законов, регулирующих порядок формирования прибыли и установления цен на товары, входящие в потребительскую корзину. Регулирующая роль государства в формировании цен не противоречит принципам свободного ценообразования. Регулируемая цена - это цена, уровень, динамика и порядок которой регулируется государством. В развитых странах под непосредственным государственным воздействием формируются цены на основные продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В России порядок регулирования цен определен Указом Президента от 28 февраля 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с данным Указом регулирование цен осуществляется установлением государством твердых фиксированных цен на определенный период на отдельные товары. При этом определены нижний и верхний пределы цены с учетом рыночной ситуации, утверждены гарантированные государственные цены с учетом предельного уровня рентабельности. Основным методом регулирования цен является установление определенного размера торговых надбавок на продовольственные товары или определение предельного уровня рентабельности на некоторые продукты. Регулирование цен осуществляется также путем предоставления дотаций отдельным отраслям и производствам. В настоящее время крайне слабо используются такие экономические методы регулирования цен в условиях рынка, как товарные интервенции из государственных запасов через систему государственной и негосударственной торговли.
Оптовые цены представлены ценами, по которым предприятия-изготовители реализуют ее организациям, осуществляющим оптовую торговлю товарами. Основными являются цены, по которым оптовые фирмы продают крупные партии товаров предприятиям и организациям рыночной торговли. При формировании оптовой цены определяют производственные издержки и размер коммерческих расходов на единицу продукции, а также устанавливают соответствующую сумму прибыли в зависимости от условий и возможностей реализации.
Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в розничной торговле, независимо от того, кто является покупателем продукции. В основе розничных цен лежат цены оптовые, а также цены приобретения товаров предприятиями оптовой и розничной торговли. К оптовым ценам предприятия розничной торговли прибавляют торговую накидку или наценку, за счет которой покрываются издержки обращения и обеспечивается прибыль. Размеры торговых наценок устанавливаются предприятиями розничной торговли самостоятельно, за исключением отдельных продовольственных товаров, по которым торговые накидки регулируются местными органами власти. Существуют предельные размеры торговых наценок, превышать которые предприятия розничной торговли не вправе.
Сопоставимые цены - это цены, которые используются для измерения динамики товарооборота и других сопоставимых показателей. Их применение позволяет получить объективную картину развития торговли, особенно в условиях инфляции и роста цен.
2. Ценообразование на рынке топливно-энергетических ресурсов
Топливно-энергетические ресурсы играют огромную роль в экономике страны. Это происходит по следующим причинам:
1) это необходимое сырье и его замена потребовала бы перестройки промышленного производства страны и соответствующих капиталовложений;
2) потребление этих ресурсов не ограничено;
3) запасы этих ресурсов сокращаются;
4) за счет продукции топливно-энергетического комплекса обеспечивается функционирование важнейших отраслей хозяйственного комплекса России;
5) Россия выступает одним из крупнейших экспортеров этой продукции, что обеспечивает значительные валютные поступления.
Производство и потребление электрической и тепловой энергии имеет ряд особенностей, обусловленных формированием затрат по производству энергии, а также потребностями региона и его производственным потенциалом. Обоснование тарифов по электроэнергии для промышленных производителей должно учитывать несовпадение во времени процесса производства и потребления, неравномерность потребления по времени года и суток. Названные особенности определяют необходимость введения для промышленных потребителей двухставочного тарифа: основного - за максимальную заявленную мощность и дополнительного - за дополнительно потребленное количество энергии. Заявленная мощность характеризует участие потребителя в формировании совмещенного максимума энергосистемы. Но наряду с этим, используется и одноставочный тариф для расчета с населением и маломощными потребителями.
Расчет двухставочного тарифа можно представить в следующем виде:
1) основная плата:
FC
Рос = ––––,
N cm
где FC – постоянные затраты энергосистемы, (руб./год);
Ncm – совмещенный максимальной нагрузки энергосистемы (кВт) – максимально заявленная мощность.
2) дополнительная плата:
VC
Рд= ––––,
Q
где VC – переменные затраты энергосистемы (руб./год);
Q – количество дополнительно потребленной энергии КВт.
Ценообразование на тепловую и электрическую энергию разрабатывается на основе Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и определяет основные принципы и методы формирования тарифов.
Государственное регулирование тарифов осуществляет Федеральная и региональные энергетические комиссии. Тарифы представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты на электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги. Цена электрической и тепловой энергии включает стоимость единицы энергии без стоимости ее передачи или каких-либо еще связанных с этим услуг.
Период, на который устанавливаются регулирующими органами тарифы, равен в настоящее время одному году.
3. Ценообразование в сфере услуг
Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общего производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных услуг для населения. Услугам характерны следующие черты: неосязаемость, неспособность к хранению, нестабильность качества оказания услуги, неотделимость от лиц, производящих и потребляющих услуги. В настоящее время предприятиями сферы услуг выполняются следующие виды услуг: бытовые, жилищно-коммунальные, транспортные, туристическо-экскурсионные, услуги здравоохранения, банковские услуги и так далее.
При установлении способов ценообразования на услуги следует учитывать наличие спроса на них. Исходя из особенностей услуги, можно отметить, что спрос на услуги индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер и практически невзаимозаменяем. Вместе с тем потребление услуг в отличие от потребления нематериальных благ не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов одновременно. Вследствие этого сфера услуг является наиболее быстро развивающимся сектором народного хозяйства, а доля занятых в этой сфере в развитых странах превышает 50% от всего количества работающих.
Спрос на услуги зависит от следующих обстоятельств:
1) потребление услуг не имеет границ;
2) влияние на спрос оказывают предпочтение потребителей и мода;
3) зависимость спроса от уровня цен;
4) взаимозаменяемость услуг;
5) влияние доходов потребителей на объем спроса;
6) временные колебания спроса на услуги.
На процесс формирования цен в сфере услуг оказывает влияние высокая общественная значимость социальных услуг, наличие значительных и постоянных внешних эффектов. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования не всегда эффективны, и, следовательно, регулирующая спрос и предложение цена должна быть дополнена финансовыми рычагами, как льготы и дотации производителям и субсидии потребителям. Эта проблема характерна в первую очередь для услуг здравоохранения, образования, культуры.
Высокая чувствительность к конъюнктуре рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, использования скидок с цен в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса.
Цены на услуги могут рассчитываться в виде:
− цены на единицу потребляемой услуги (билет в кино, музей);
− интегральных цен, представляющих собой сумму цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги (ремонт бытовой техники, обуви, стоматологические услуги);
− комплексных цен, используемых при реализации взаимодополняющих услуг (цена тура в туристско-экскурсионном обслуживании, цена за лечение в стационаре).
Также цены на услуги могут быть построены по принципу абонемента, дающего право пользования данной услугой в течение определенного периода времени без ограничения объема (водоснабжение, использование проездного билета в наземном транспорте).
Значительное влияние на процесс формирования цены в сфере услуг оказывает структура рынка.
В условиях конкурентного рынка функционируют предприятия службы сбыта, туристско-экскурсионного обслуживания, большая часть лечебных учреждений. Предприятия этой группы очень ограничены в своих действиях по установлению уровня цены, и в то же время цены на их услуги являются свободными и могут быстро меняться при изменении конъюнктуры рынка.
В условиях естественной монополии действуют предприятия жилищно-коммунального хозяйства, цены, на услуги которых регулируются государством в лице соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.
Формирование цен на услуги происходит на основе тех же методов, что и на товары. В основном применяются методы ценообразования на основе издержек и текущего уровня цен, позволяющие небольшим предприятиям сферы услуг определить цены быстро и без особых затрат на сбор информации. При этом следует учитывать, что определение цен происходит на основе полных затрат, так как переменные затраты составляют небольшую часть затрат, а в ряде случаев – рассчитываются и учитываются отдельно (запасные части, строительные материалы, ткани). Ценообразование на основе текущих цен позволяет сформировать практически единые цены на услуги в пределах данного рынка, нижней границей которых будут средние издержки производства. Метод ценообразования на основе спроса может быть применен в том случае, когда потребитель может определить ценность данной услуги по сравнению с аналогичными. Цены на основе спроса потенциальных потребителей обычно устанавливаются на услуги театрально-зрелищных предприятий.