Период с 1880 года до Второй мировой войны
После 1880 года влияние государства увеличилось ещё больше по сравнению с предшествовавшим периодом. Новым было то, что уже не буржуазия была основной движущей силой общественного развития. Возросла роль новой социальной группу, мы имеем в виду рабочий класс, который переживал медленную эмансипацию. Конечно, буржуазия не исчезла, и во всех четырёх странах мы ясно видим влияние этой группы вплоть до Второй мировой войны. С конца девятнадцатого века общество в Западной Европе стало развиваться в направлении «общества массового потребления». То есть там появились большие социальные группы с одинаковым образом жизни и потребления. Эти группы отличались уровнем доходов выше минимального, проживанием в урбанизированных районах и большей причастностью к процессу принятия политических решений, благодаря дальнейшему расширению избирательного права. Но сначала эти большие группы, в особенности рабочие, должны были завоевать своё место под солнцем. Эмансипацию рабочих как социальной группы мы можем рассматривать как переходную стадию от общества, в котором господствовала буржуазия, к обществу, социальная база которого стала значительно шире и охватывала широкие средние слои населения. Это общество массового потребления достигло своего расцвета после Второй мировой войны. Отдельные проявления общества массового потребления мы можем найти ещё до Второй мировой войны, но тем не менее 1945 год можно считать годом водораздела.
7.17. Государство
Как изменились роль и значение государства в период с 1880 года до Второй мировой войны? В третьем периоде — начиная со Второй мировой войны и до наших дней — в структуре, которую мы называем «государством всеобщего благосостояния», очень явственно заметно присутствие власти. Нужно подчеркнуть, что хотя Вторая мировая война и является определённой вехой, государство всеобщего благосостояния не упало с неба в 1945 году. То есть роль государства увеличивалась и в период с 1880 по 1945 год. В этом разделе мы вкратце рассмотрим эти процессы.
В начале девятнадцатого века государство избавилось от норм и институтов, которые считались унаследованными от прежнего режима и определялись как меркантилистские. Господствующее учение о роли государства нашло своё отражение в идеологии свободной торговли (laisser faire) или либерализма. В Англии, Нидерландах и Франции в разное время к власти пришла буржуазия и либерализм стал господствующей идеологией. Однако до второй половины девятнадцатого века ещё преобладал авторитарно-консервативный образ правления.
Во Франции начиная с правления Наполеона и до падения Второй империи в 1870 году, за исключением непродолжительного периода 1848-51 годов, существовало централизованное, авторитарное государство. В Нидерландах и Англии буржуазия
достигла господствующего, положения только во второй половине девятнадцатого века.
В большинстве германских государств авторитарный режим, который был восстановлен в Германской империи под руководством Меттерниха (Metternich) во время Венского конгресса (1815), сумел продержаться и в бурный революционный 1848 год. Буржуазные силы — предприниматели, образованные граждане и чиновники — мирились с этой авторитарной системой. Рост Пруссии в шестидесятые годы и окончательно объединение Германии в 1871 году под эгидой Пруссии направлялись сверху, то есть осуществлялись политико-военным путём. Поэтому до Первой мировой войны буржуазия продолжала играть подчинённую роль. Веймарская республика (1918-33) представляла собой попытку воплотить в действительность «буржуазное» общество, но эта попытка окончилась неудачно и привела к установлению тоталитарного режима Адольфа Гитлера (Adolf Hitler) (1933-45).
Всем четырём странам в конце девятнадцатого века пришлось столкнуться с социальным вопросом. Этим понятием обозначается целый комплекс проблем, вызванных индустриализацией и урбанизацией, негативные последствия которых особенно явственно проявились в последние десятилетия девятнадцатого века. В предыдущей главе уже рассматривалась дискуссия между оптимистами и пессимистами. Пессимисты указывали на негативные последствия индустриализации, а оптимисты подчёркивали её позитивные стороны. В ходе дискуссии выяснилось, что во всяком случае с середины девятнадцатого века уровень жизни широких слоев населения повысился. В таблице 7.4 даётся средние нормы потребления некоторых продуктов питания в Нидерландах в период с 1852 года до начала двадцатого века. Из этих цифр ясно видно, что потребление пшеницы утроилось, потребление картофеля и мяса удвоилось, а потребление сахара увеличилось даже более чем в четыре раза. Эти данные не дают возможности проследить различия в характере ппотребления различных общественных классов, но можно предположить, что улучшилось положение всего населения Нидерландов. Несомненно, низшие классы пользовались плодами прогресса в меньшей мере. Потребление значительного количества продовольствия на душу населения указывает на рост жизненного уровня; развитие Нидерландов можно считать показательным и для трёх других стран.
Дискуссию конца девятнадцатого века, посвященную социальному вопросу, следует рассматривать в свете развития всех четырёх стран. Это развитие означало, что промышленность становилась крупномасштабной, а использование неквалифицированного или полуквалифицированного труда все сокращалось. Кроме того национальные экономики находились под влиянием международной конъюнктуры и неквалифицированные или полу-
квалифицированные рабочие в первую очередь становились жертвами её неблагоприятного развития. Отрицательные последствия ниспадающей конъюнктуры выражались в росте числа рабочих, которые став безработными, вели в трущобных районах нищенскую жизнь, часто сопровождавшуюся пьянством. Рабочее движение, в котором вначале важнейшую роль играли ремесленники и квалифицированные рабочие — рабочая аристократия — после 1880 года тоже не оставляло без внимания неквалифицированных рабочих. В частности благодаря этому возник повышенный интерес к плохим социальным условиям, которые принимали близко к сердцу буржуазия, правительство и лидеры рабочего движения. Решения этих социальных проблем прежде всего искала городская буржуазия. Позднее тем же занялись центральное или общенациональное правительство ряде случаев под давлением со стороны организованного рабочего движения.
В таблице 7.5 указаны годы введения ряда элементов социального обеспечения. Германская империя была первой в деле страхования от несчастных случаев, по болезни и по старости. Нидерланды по ряду показателей замыкали список.
Рабочее движение тоже имело ярко выраженные моралистские черты, в частности оно пыталось бороться с пьянством.
Табл. 7.5. Введение социального страхования
страна | °т "uyfa™ | <w* no болезни | по старости | против безработицы |
Германия Франция Голландия Соед. Королевство | 1884 1898* 1901 | 1883 1898*, 1930 1930 | 1889 1895*, 1910 1913*, 1947 1908** | 1927 1967 1949 |
* добровольное страхование
** обязательное страхование всех граждан
Источник: Герхард А.Риттер, Социальное государство, возникновение и развитие в международном сравнении (Мюнхен 1991, 2-е издание) 89; Gerhard A.Ritter, Der Sozialstaat, Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich (Munchen 1991-2). В.Ультее, В.Артс и Г.Флап, Социология, вопросы, высказывания, заключения (Гронинген 1992) 277. W.Ultee, W.Arts, H.FIap, Sociologie, vragen, uitspraken, bevindingen (Groningen 1992).
Иногда внешняя политика раскрывала властям глаза на неудовлетворительность социального положения. Для пояснения скажем следующее: в конце девятнадцатого века все четыре страны стремились создать колониальную империю. Экономические соображения играли здесь, конечно, важную роль, хотя речь шла и о чистой политике. Эта экспансия известна под названием «современного империализма» (примерно начиная с 1880 по 1914 год), в области внешней политики этот экспансионизм иногда вызывал волны национализма. В качестве иллюстрации усилий, которые предпринимали западно-европейские страны, можно напомнить, что к 1880 году была колонизована только одна десятая часть Африки, тогда как незадолго перед Первой мировой войной только одна десятая часть этого континента не превратилась еще в колонию. Африку прибрали к рукам, главным образом две страны, Франция и Англия. В Англии в связи с этими шагами на внешнеполитической арене на свет выступили и явления иного порядка: так, когда современный империализм и принявшая для англичан неблагоприятный оборот война против буров в Южной Африке потребовали большого количества рекрутов для армии, стало ясным, что массы питались плохо и находились в плохом физическом состоянии. Многие были признаны негодными к военной службе из-за физических недостатков. Питательной средой для общенационального возмущения по этому поводу были, с одной стороны, национализм, а с другой — ужас перед тем плачевным состоянием, в котором находились массы населения. Так внешняя политика подтолкнула к решению социальных проблем.
В то время, как в целом уровень жизни в западно-европейских странах значительно вырос, кризис, поразивший мир в 1929 году, привёл к заметному ухудшению положения, особенно тех, кто стал безработным. У тех, кто сохранили работу и доходы, положение несколько улучшилось, потому что снизились цены. Те жё~ кто не имел работы в течение длительного времени, напротив, оказались в безвыходном положении и подвергались ряду унизительных мер, чтобы получить совершенно нищенское пособие. В Голландии примером этого был велосипедный номерок для безработных. Все могли видеть, что такой человек «пользовался общественным вспомоществованием». В Англии принятие Закона о Средствах (Means Act) позволило чиновникам устраивать обыски в домах безработных и наводить справки о тратах семьи, получавшей пособие. В январе 1932 года действие этого закона распространялось на миллион безработных и особо унизительным его применение было для квалифицированных рабочих. Такое положение в частности привело к тому, что после Второй мировой войны созрели настроения в пользу иного подхода к подобным проблемам. В результате этого подхода появилось государство всеобщего благосостояния.
Рис. 7.2. Безработица в Великобритании 1851-1974
Источник: Франсуа Бедарида, Социальная история Англии 1851-1975 (Лондон 1979) 255. Francois Bedarida, A Social History of England (London 1979).
7.3.1.1. Англия
Как английские власти оказывали влияние на ситуацию? На протяжении девятнадцатого века в области социального обеспечения уже были приняты некоторые меры. Мы это уже вицели выше. В начале двадцатого века большую активность в деле введения социальных законов и мер развернуло либеральное правительство Ллойд Джорджа (Lloyd George). Чем это объяснить? Конечно, определённую роль сыграло давление снизу, то есть со стороны рабочего класса, который всё больше прогрессировал в организационном отношении. Кроме того, «буржуазные», либеральные правительства хотели таким образом привлечь на свою сторону избирателей. В 1908 году был принят Закон о пенсиях по старости (Old Age Pensions Act) и кроме того лица старше 70 лет получили право на пособие. В 1911 году последовали меры на случай безработицы.
Две новых меры касались минимального уровня заработной платы и введения прогрессивного налогообложения. Закон о комиссиях по вопросам заработной платы (Trade Board Act) от 1909 года мы можем рассматривать в качестве точки отсчёта в законодательстве, которым регулировался минимальный уровень заработной платы. Первая мировая война принесла с собой для Англии большие изменения. Ещё во время войны были разработаны, например, планы по улучшению жилищных условий. Была составлена обширная программа под названием Дома для наших героев (Homes for our Heroes). Правительство хотело обеспечить хорошим жильём миллионы солдат, возвращавшихся с войны. Такая политика возникла не без влияния страха перед ситуацией, подобной той, что имела место в России. Помимо заботы о жилищном строительстве основными моментами деятельности «правительства восстановления» во главе с Ллойд Джорджем в 1917 году были здравоохранение, образование и меры против безработицы. Выполнение Закона о Безработице (Unemployment Act) от 1920 года, призванного значительно улучшить положение, было однако затруднено значительным ростом числа безработных во время кризиса тридцатых годов (см. график 7.2).
7.3.1.2. Франция
Во Франции вмешательству государства в пользу рабочих препятствовали парламентские представители буржуазии и крестьянства. В этих группах слабое общественное сознание сочеталось с сильными собственническими настроениями. Тем не менее мы видим постепенное наступление перемен к лучшему. В 1884 году закон разрешил существование профсоюзов, в 1900 году для женщин и детей был введён десятичасовой рабочий день, а в
1909 году воскресенье стало обязательным выходным днём. В 1910 году было введение необязательное социальное страхование. Как ни странно, планы по борьбе с социальными проблемами исходили как слева, от социалистов, так и от крайних правых, католиков и легитимистов. Эти последние группы разворачивали свои планы на базе традиционного патернализма.
До Второй мировой войны средний француз относился ко всем новшествам с подозрением или даже отрицательно. Француз двадцатого века чувствовал бы себя в более привычной обстановке в девятнадцатом веке. Существовала своего рода тяга, с одной стороны, к аграрному, «феодальному» прошлому, а с другой — к современному индустриальному настоящему. Такая двойственность могла сохраняться внутри политической системы, существовавшей до 1940 года. После 1945 года положение в значительной мере изменилось. Это не означало, что между «обновителями» или нео-симонистами и защитниками традиционного порядка не возникала напряженность.
7.3.1.3. Германия
Процесс возникновение единого государства в Германии отличался от аналогичных процессов в Англии, Франции и Нидерландах. Это сказалось и на последующих шагах властей в Германии, в частности в том аспекте, который рассматривается в настоящей книге: возникновении государства всеобщего благосостояния. Дело в том, что Германия была первым государством, в котором система социального страхования была создана сверху. Если Англия шла впереди в законодательстве, которое должно было смягчить наиболее вопиющие последствия фабричного труда, то в Германии под руководством Бисмарка (Bismark) с опережением было введено социальное страхование. Приведём ряд причин, обусловивших ведущую роль Германии в этой области.
В Германии государство ещё в восемнадцатом веке рассматривалось как инструмент, способствующий общему и индивидуальному благосостоянию. Здесь следует назвать имя Лоренца фон Штейна (Lorenz von Stein) (1815-1890). Он ещё в 1850 сформулировал основы создания социального государства. В социальной демократии, как он впоследствии называл социальное государство, противоречия между трудом и капиталом должны были бы найти разрешение благодаря тому, что государство поддерживает приобретение частной собственности и каждому обеспечивает его существование. Эти идеи находятся в противоречии с идеями Карла Маркса (см. раздел 7.2.5.5), который центральное место отводил классовой борьбе и победе рабочего класса. Идеи фон Штейна были распространены и среди советников Бисмарка.
Немецкая буржуазия в целом тоже считала, что государство
должно устранить острые классовые противоречия. «Классическая» манчестерская школа, проповедовавшая либеральное невмешательство, в Германии отвергалась. «Историческая» школа немецких экономистов в конце девятнадцатого века призывала к активному вмешательству государства и наиболее решительными в этом отношении были «катедер-социалисты», как называли некоторых профессоров-экономистов «исторической» школы. Они выступали за интеграцию рабочего класса в немецком государстве и обществе. «Историческая» школа экономистов своими трудами способствовала распространению знаний о социальных условиях и общественных отношениях.
На практике местные, муниципальные власти сами предпринимали шаги в области социального обеспечения и развития инфраструктуры, например водо- и энергоснабжения, транспорта и канализации. «Катедер-социалисты» тоже подчёркивали значение деятельности в этой области, особенно в отношении жилищного строительства.
Церковь, особенно католическая, тоже проявляла интерес к социальным проблемам; важную роль сыграл епископ майнцс-кий Вильгельм Эмануэль фон Кеттелер (Wilhelm Emanuel von Ketteler) (1811-77). В частности благодаря деятельности фон Кет-телера католическая партия центра получила много голосов католических рабочих.
Наконец решающую роль сыграло наличие сильного социалистического движения. Бисмарк хотел подорвать его и сам стал проводить социальную политику после того, как добился запрещения социалистической деятельности в 1878-1890 годах.
7.3.1.4. Нидерланды
В Нидерландах началом социалистического законодательства принято считать 1874 год, когда был принят так называемый Детский закон радикального либерала Самуэля ван Хоутена (Samel van Houten) (1837-1930). Этим законом запрещался наёмный труд детей моложе двенадцати лет, за исключением домашней прислуги и полевых работ в сельском хозяйстве. Однако должного контроля не было. Ещё до 1874 года проводилось изучение масштабов использования и качества детского труда. Уже в 1841 году губернаторы провинций (сейчас это уполномоченные комиссары королевы) провели обследование, но его результаты оказались, видимо, недостаточно тревожными. В 1860 году по инициативе инженера службы по использованию силы пара Де Фриз Роббэ (de Vries Robbe) было проведено новое исследование. Особенно тревожными оказались результаты по положению в Маастрихте, первом «современном» индустриальном городе Нидерландов. В лейденской текстильной промышленности тоже было
отмечено много вопиющих фактов. Автор рассказов Якоб ван Кремер (Jacob van Cremer) написал страстную речь, в которой он обращался к королю и говорил о «каплях крови несчастных фабричных детей, убиваемых в Голландии» (1863). В 1889 году появился закон о труде, с которым связано имя католического политика Рюйс де Бееренбрука (Ruys de Beerenbrouck). Этот закон находится в прямой связи с проведенным в 1886 году парламентским расследованием и отмеченными в его ходе непорядками на фабриках и в мастерских. Важным моментом являлось создание специальной рабочей инспекции для контроля над соблюдением закона. Создание инспекции означало значительный шаг вперёд по сравнению с детским законом 1874 года, когда контроль был поручен полиции. Закон 1889 года ограничивался тем, что препятствовал чрезмерному использованию труда несовершеннолетних и женщин. Этот закон встретил незначительное сопротивление в парламенте, хотя там ещё господствовал дух невмешательства. Однако несовершеннолетние и женщины были «отверженными». Они не могли сами постоять за себя и поэтому даже закоренелые либералы всё же согласились с вмешательством со стороны государства.
В строгом смысле голландское законодательство положило начало созданию системы социального страхования в 1901 году принятием закона о несчастных случаях на производстве. Представление о том, что государство несет свою долю ответственности по социальным проблемам, возникавшим при потере работы и доходов, укоренялось в Голландии очень медленно. Обычно влияние государства усиливается во время войны. Так во время Первой мировой войны (хотя Голландия оставалась нейтральной) был осуществлён ряд мер, действие которых сохранилось и после войны. Так в 1916 году было принято Постановление по безработице, которым устанавливались добавочные платежи со стороны государства ко всем профсоюзным взносам в кассу помощи безработным. Это говорит не только о том, что государство не оставалось безучастным, но и о сотрудничестве между государством и профсоюзами. В период между двумя мировыми войнами это сотрудничество продолжало расти, несмотря на «ошибку» социал-демократического лидера П.И.Трульстры (P.J.Troelstra). Речь идет о попытке совершить революцию, предпринятой в 1918 году под его руководством несколькими социалистами. Как конфессиональные профсоюзы — Протестантское национальное объединение профсоюзов и Католическое объединение рабочих — так и Нидерландское объединения профсоюзов (NVV) сотрудничали с правительством.
Оказали ли события заграницей, например революция в России, влияние на социальное законодательство? Пожалуй, нидерландский закон о труде от 1919 года и был до некоторой сте-
пени обусловлен опасением, что в Голландии может возникнуть такая же ситуация, как в России. Этим законом (которому предшествовали законы от 1874, 1889 и 1911 годов) регулировалась продолжительность рабочего времени и имелось в виду гарантировать рабочему достаточно времени для отдыха и во время работы и по её завершению.
• В области трудовых отношений влияние государства тоже возросло. Если в начале двадцатого века существовали только две стороны — работодатели и наёмные рабочие, то в период до Второй мировой войны государство всё больше выступает в качестве третьей стороны. К 1940 году сотрудничество между этими тремя сторонами было уже общепризнанным фактом. В частности благодаря этому, между 1933 и 1939 годами количество трудовых конфликтов и потери рабочих дней значительно сократились.
Благодаря расширению избирательного права государство в Нидерландах в период 1880-1940 годов всё больше расширяло свою социальную базу. По избирательному закону 1850 года право голоса имели только мужчины, платившие налог, выше определенного минимума. Из-за этого в 1880 году только 13 процентов мужчин старше 25 лет могли голосовать. Однако в 1887 и 1897 годах избирательное право было расширено. Так в 1897 году избиратели допускались к голосованию не только на основе налогового ценза, но и при условии, если у них было собственное жильё, заработная плата выше определенного уровня, сбережения, а также при успешной сдаче экзаменов. По такой системе в
1916 году право голоса имели 70 процентов мужчин. Только в
1917 году было введено всеобщее избирательное право для мужчин и в 1922 году для женщин.
7.3.2. Рабочий класс
Во всех четырёх странах социальная структура после 1880 года коренным образом изменилась. Эти перемены объясняются в значительной степени изменениями в экономической структуре. Значение сельского хозяйства, как важнейшей экономической отрасли, уменьшилось, а ведущую роль стала играть промышленность, которой впоследствии пришлось уступить эту роль сфере услуг. Сдвиги в экономике имели важные последствия и для социальной структуры, поскольку она в значительной мере зависит от участия населения в производственном процессе. Франция дольше всех оставалась страной, где преобладало сельское хозяйство. Для Англии то же самое относится к промышленности, а в Голландии по сравнению с тремя другими странами всегда очень большое значение имела сфера услуг. В Германии промышленность до Второй мировой войны обеспечивала наибольшее число рабочих мест (см. таблицу 6.2 в предыдущей главе).
С1887 года по новой конституции критериями для получения права голоса в Голландии считались «признаки соответствия и зажиточности». Положения конкретизировались законом о выборах от 1896 года. В 1916 году примерно 70 процентов мужчин могли голосовать. Однако социал-демократическая рабочая партия стремилась к всеобщему избирательному праву для мужчин и женщин. На фотографии изображена крупная демонстрация в поддержку этого требования в 1907 году в Амстердаме.
Возникновение рабочего класса было прямым следствием изменений в производственной структуре. Сельское хозяйство всё больше уступало ведущую роль вторичному сектору: промышленности. Это значит, что не только вся экономика всё больше зависела от промышленности, но и то, что там находило работу всё больше людей. После 1780 года сначала в Англии, а позднее и в других странах в результате изменений в производственном процессе возникла группа индустриальных или фабричных рабочих. С этой группой в первую очередь и связывается понятие рабочего класса. Но прорыв Промышленной революции после 1780 года ещё не означал, что сразу же можно было говорить о «рабочем классе». Он формировался в течение длительного времени в течение всего девятнадцатого века и лишь примерно в 1880 году решительно заявил о себе. Индустриализация вела к далеко идущей специализации и концентрации производства. Вследствие этого в городских индустриальных центрах возник рабочий класс. В общей сложности только после середины девятнадцатого века
можно было видеть появление чётко очерченной и отличающейся от всех остальных группы рабочих. Они создавали свои организации: во всё более широких масштабах, со всё более чёткой идеологией и стратегией достижения целей. Можно сказать, что появление рабочего движения и рабочего класса шли рука об руку.
В четырёх странах после 1880 года появилось общенациональное движение, которое, с одной стороны, выступало за улучшение положения рабочих и за упорядочение заработной платы, а, с другой стороны, развернуло политическую активность, которая, насколько это касается движения социалистического толка, должна была привести к социалистическому обществу. Для этого существовали два пути: парламентский, что подразумевало введение всеобщего избирательного права, и революционный. Именно эти две возможности были предметом дискуссии в социалистическом рабочем движении. В подразделе 7.3.3.1 эта проблема освещается более подробно.
Хотя организация рабочего класса шла главным образом по национальным каналам, существовало также и некое «международное» стремление к объединению рабочего класса, вне национальных границ, в целях борьбы за «освобождение» этой угнетённой группы. Посмотрим как это происходило в четырёх странах.
7.3.2.1. Англия
В Англии индустриализация произошла гораздо раньше, чем в других странах, и рабочие там раньше образовали массовую группу. Ещё до того, как рабочие в восьмидесятые годы девятнадцатого века организовались в «современное» профсоюзное движение, был предпринят ряд попыток добиться единства в выступлениях. Важнейшей из них была попытка Роберта Оуэна (Robert Owen) (1771-1858). Оуэн был убеждён, что индустриализация и механизация улучшат будущее человечества. Сам он пытался улучшить положение рабочих двумя способами: организовал образцовую фабрику, где рабочие за свой труд получали приличную заработную плату и были обеспечены жильём; кроме того пытался создать национальную организацию рабочих. Обе эти попытки успеха не имели. После 1850 года свою организацию создала верхушка рабочих, «рабочая аристократия». Порождённые этой организацией профсоюзы старались улучшить положение своих членов в первую очередь путём сотрудничества с предпринимателями. В восьмидесятые годы появилось «современное» профсоюзное движение. В эти новые союзы (new unions) впервые организовались неквалифицированные рабочие. В результате характер английского профсоюзного движения коренным образом изменился. Более старые союзы, делавшие политическую ставку на либералов — поэтому их называли «lib-labs» — теряли влияние
рядом с более радикальными «новыми союзами». В «новых союзах» были слышны социалистические нотки, хотя и весьма умеренные. Лейбористская партия, родственная «новым союзам», испытывала сильное влияние фабианцев. Фабианцы (в их числе Бернард Шоу Bernard Shaw) представляли собой группу умеренной интеллигенции, выступавшей за демократический социализм. Правда, время от времени поднимали голову и радикальные элементы, как это было во время всеобщей забастовки 1926 года.
7.3.2.2. Франция
Французские рабочие либо не были организованы, либо входили в большое число различных профсоюзных организаций. В 1914 году был так или иначе организован только миллион рабочих из шести. Может быть это можно приписать общей черте характера французов — индивидуализму, но можно также с уверенностью сказать, что этому способствовало преобладание мелких предприятий персоналом в десять-двадцать рабочих. Такой низкой активности французских рабочих способствовало и то обстоятельство, что в 1914 году 40 процентов всех рабочих было занято в текстильной и швейной промышленности, где большую роль играла надомная работа. Сыграло свою роль и медленное повышение жизненного уровня. В 1895 году была образована Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), с самого начала широкое распространение получила радикальная теория революционного синдикализма. Всё это подразумевало такие прямые политические акции, как забастовки, саботаж, бойкот и отказ от участия в выработке политических решений. Большую роль при этом играли идеи Прудона (Proudhon) (1809-65) и других анархистов. На сцене появилась «всеобщая забастовка» как решение всех проблем. В Амьенской хартии (1906 г.) ВКТ провозгласила анти-парламен-тскую политику. Она в течение долгого времени оставалась официальной точкой зрения. ВКТ была также антивоенной организацией. Социальный миф о всеобщей забастовке и антимилитаризме в 1914 году был вытеснен мифом о французской нации.
Третья Республика (1871-1940) пережила Первую мировую войну. Вопрос о политическом регулировании стал актуальным только во время экономического кризиса тридцатых годов. Во время войны и в период между двумя мировыми войнами социальная структура не сильно изменилась. В 1940 году Третья Республика бесславно закончила свое существование.
В первые годы после Первой мировой войны рабочие ещё пользовались благами изданного во время войны закона, который поддерживал квартирную плату на низком уровне. Но эти меры обратились и против мелких домовладельцев, и против рабочих-жильцов. У первых снижались доходы, а у вторых прихо-
дили в упадок жилищные условия, потому что домохозяева больше не заботились о содержании домов. Кроме того не было стимула строить новые дома для низкооплачиваемых.
Вплоть до начала Второй мировой войны во Франции сохранялась политическая неустойчивость: победы левых сил не вели к значительным реформам, а скорее способствовали правому радикализму. Эксперимент с Народным фронтом — социалистическим правительством Леона Блюма (Leon Blum), поддержанным коммунистами — продолжался всего два года (1936-1937). Когда Блюм в 1936 году возглавил кабинет, начались самые крупные с 1848 года забастовки и беспорядки. Правда он сразу же ввёл повышение заработной платы на 12 процентов, сорокачасовую рабочую неделю, оплачиваемые отпуска и обязательное посредничество в трудовых конфликтах, но отчасти из-за саботажа со стороны работодателей и отчасти из-за собственной разобщенности Народный фронт вскоре прекратил существование. Провал всеобщей забастовки против правительства, которое в 1938 году пришло на смену правительству Блюма, ясно показал политическую слабость левых сил.
Когда начинался эксперимент с Народным фронтом, число членов ВКТ за несколько месяцев выросло с 1 до 5 миллионов; в начале 1938 года половина новых членов вышла из конфедерации, а провал всеобщей забастовки означал дальнейшее сокращение его численности. Профсоюзы строителей насчитывали в 1936 году 600.000 членов, а в 1939 году от них осталось только 60.000.
7.3.2.3. Германия
Социальное страхование, введённое немецким государством, не ослабило социалистическое рабочее движение, несмотря на запрещение социалистической деятельности в 1878-90 годы. Закон против социалистов, выпущенный в связи с двумя покушениями на кайзера, из-за которого социалистам пришлось уйти в подполье, скорее усилил социалистическое движение. Если на выборах в рейхстаг в 1878 году социалисты получили 7,6 процента голосов, то после отмены закона против социалистов в 1890 году их доля поднялась уже до 19,7 процентов. Однако до Первой мировой войны не было и речи о позитивной интеграции социал-демократов в государственную систему. Их терпели, но изолировали; поэтому речь шла о «негативной интеграции».
Значительная часть германских рабочего так и не примирилась с монархией, хотя в 1914 году, накануне Первой мировой войны, значительное большинство социалистов проголосовало за военный бюджет. Только четырнадцать из 110 социал-демократических депутатов при голосовании воздержались. В результа-
те Первой мировой войны и союзнической блокады социально-экономическое положение в Германии ухудшилось. Возникли группы, явно стремившиеся к революции. К их числу принадлежал и коммунистический Союз Спартака, в котором важную роль играла Роза Люксембург (Rosa Luxemburg).
Основную политическую деятельность развернули ставшие с 1917 года независимыми социал-демократы. Они проводили умеренную политику. Правда, радикальные социалисты предпринимали попытки создать через солдатские и рабочие советы Республику советов, как это было в 1919 году в Мюнхене, но умеренные были в большинстве и социал-демократы оставались хозяевами положения. Можно сказать, что таким образом их интеграция пришла к завершению. С 1918 по 1923 и с 1928 по 1930 год социал-демократы входили в состав правительства Веймарской республики. При этом их поддерживали профсоюзы. К 1920 году более 40 процентов занятого населения было объединено в профсоюзы, но к 1930 году их численность сократилась до 20-25 процентов.
В начальный период Веймарской республики (1918-33) социалисты и католическая партия центра были сильнейшими политическими партиями. Однако экономический и политический хаос вынудили правительство перенести центр тяжести на поддержание общественного порядка. Для этого ему была нужна поддержка армии и это означало рост влияния право-консервативных сил. Хотя экономические перспективы с середины двадцатых годов улучшались, мировой кризис, начавшийся в 1929 году, принёс с собой столько проблем, что следствием этого явилась радикализация левых и правых партий. Социалисты только в 1918 году начали активно участвовать в политике и всё левое крыло в целом (социалисты и коммунисты) было слишком разобщено, чтобы противостоять национал-социалистам под водительством Адольфа Гитлера. Среди буржуазии царил разброд и её право-националистической части импонировала идея сильной Германии с сильным вождём. В нацистской Германии государство пыталось всё взять в свои руки — Gleichschaltung — и в течение двенадцатилетнего существования режима это отчасти удалось, но, конечно, при существовании сильного репрессивного аппарата.
7.3.2.4. Голландия
В Голландии первое крупное столкновение между рабочим классом и правительством произошло во время забастовок железнодорожников в 1903 году. Что предшествовало этому? Первой национальной организацией рабочих был Всенидерландский Союз Рабочих, основанный в 1871 году. Вскоре он распался; в 1876 году протестантские рабочие отделились в союз Патримониум, а
в 1878 году их примеру последовали рабочие социалистической ориентации. В 1881 году под руководством Домелы Ниувенхауса (Domela Nieuwenhuis) был создан Социал-демократический союз вместе с газетой Право для Всех (Recht voor Allen). В 1893 году был создан Национальный Рабочий Секретариат (НАС), который представлял синдикалистское течение в Голландии. Он импонировал в первую очередь тем, кто парламентским действиям предпочитал внепарламентские. Синдикалисты считали, что с помощью всеобщей рабочей стачки можно будет вызвать революционные изменения. Забастовки железнодорожников в 1903 году в глазах некоторых были как раз таким подходящим моментом для проведения всеобщей рабочей стачки.
Забастовки начались в амстердамском порту и быстро перекинулись на железные дороги (поэтому они и известны как забастовки железнодорожников). Однако расхождени<