Общая характеристика народонаселения

На рис. 2.1, 2.2 и 2.3 в графической форме приводится численность населения Франции, Англии и Нидерландов. Если сравнить пока­затели численности населения за 1500 и 1750 год, то бросается в глаза, что в каждой из этих трех стран народонаселение заметно увеличилось. В Англии этот рост был наиболее постоянным: на гра­фике можно провести почти прямую линию за период 1500-1750 годов. В Нидерландах такую же прямую линию можно видеть до 1650 года; после этого рост населения прекратился и в течение сравнительно длительного периода численность население остава­лось неизменной на уровне 2 миллионов человек.

Во Франции население росло в течение всего периода, но темпы роста для каждого отрезка времени были различными. В каждой из этих трех стран численность населения в 1750 году была больше, чем когда-либо раньше. Период роста начался при­мерно в 1400 году, сразу же после периода сильной убыли насе­ления (1350-1400гг.). Чтобы снова достигнуть высокого уровня 1350 года Нидерландам и Англии потребовался почти столетие, а Франции и того больше. В Германии тоже прошло, вероятно, более ста лет прежде, чем численность населения стала такой же, какой она была в 1350 году, а именно 15 миллионов человек. Медленное восстановление численности населения и замед­ление темпов его роста во Франции уже позволяет обнаружить

Общая характеристика народонаселения - student2.ru

Рис. 2.1. Население Англии и Уэльса с 400 г. до н.э. до 1975 г., в млн. чел.

Источник: дается на основании К.Мак-Еведи, Р.Джонс. Атлас всемир­ной истории населения (Хармондсфорт 1978). С. McEvedy & RJones, Atlas of world population history (Harmondsworth 1978).

некоторые факторы, влиявшие на динамику народонаселения. В период с пятнадцатого по конец восемнадцатого века рост насе­ления никоим образом не был чем-то само собой разумеющим­ся, как это было позднее. Сокращение численности населения в аграрном обществе было вполне возможным. Рост народонаселе­ния в любой момент мог обратиться в свою противоположность.

Общая характеристика народонаселения - student2.ru

Общая характеристика народонаселения - student2.ru

При сравнении численности населения в трех странах броса­ются в глаза существенные различия. Двумя полюсами были Ни­дерланды, где численность населения в 1500 году составляла 0,9 миллионов человек, и Франция с 15 миллионами жителей в том же году. Тем не менее, между этими тремя странами существова­ло большое сходство. Именно эти государства были самыми мо­гущественными в Европе семнадцатого века.

Плотность населения

Тот факт, что в семнадцатом веке Республика Соединенных про­винций, Англия и Франция были важнейшими в политическом отношении государствами, может найти объяснение и в демог­рафической структуре этих стран. Обратимся для этого к данным о плотности населения.

Из сравнения данных за 1500 и 1750 годы видно, что плот­ность населения возрастала: число жителей на кв. км. в каждой стране увеличивалось. Впрочем, так было во всей Европе, по­скольку за эти два с половиной столетия общее число жителей почти удвоилось. Тем не менее, разница между плотностью насе­ления в Европе в целом и тем же показателем в трех странах

была очень большой. В 1500 году плотность населения в Англии и Франции более, чем в три раза превышала плотность населения во всей Европе, а в Голландии даже в четыре раза. Высокая кон­центрация народонаселения в 1500 году означает, что в этих за­падноевропейских странах уже были решены проблемы, связан­ные с присутствием больших масс людей в густонаселенных рай­онах.

Табл. 2.1. Число жителей на кв.км. в 1500 и 1750 гг.

  1500 1750
Европа Англия Франция Нидерланды 8 25 27 30 15 40 44 67
Источник: см. рис. 2.1  

Затем в западноевропейской истории начался совершенно новый с демографической точки зрения период. В 1350 году плот­ность населения, правда, была такой же, но это означало, что тогда имела место перенаселенность. Дело в том, что имеющиеся средства существования были недостаточны для того, чтобы на­кормить столько людей. Зато в 1500 году удалось найти решение проблемы питания, подвоза и переработки продуктов питания, одежды и жилья. Решение этих проблем лежит прежде всего в плоскости экономики, а не демографии и поэтому речь об этих явлениях пойдет в следующей главе.

Тем не менее, не всегда было возможным решить проблемы, которые вызывал рост населения, так что иногда рост его при­останавливался. Поэтому вероятно, что концентрация населения в 67 человек на кв. км, которая существовала в Республике в 1750 году — и которая, собственно говоря, была достигнута уже в 1650 году — при этих условиях была предельной.

Урбанизированная Голландия

Наглядный пример урбанизированной структуры народонаселе­ния в этот период и использования возможностей, которые она давала, являет собой Голландия, регион на западе Республики соединенных провинций. В начале шестнадцатого века этот реги­он с плотностью населения 37 человек на квадратный километр был одним из самых густонаселенных во всей Западной Европе. Век спустя, этот район насчитывал уже 90 человек на квадрат­ный километр.

Особенностью демографической структуры Голландии этого периода является урбанизация. Голландские города в экономи­ческом отношении были важны как «неаграрные» центры, как

движущая сила современного торгово-капиталистического раз­вития, а в культурном отношении — как регионы с образом мышления и системой ценностей, отличными от окружающей их сельской местности. Современный характер этих районов об­наруживал себя также в структуре самодеятельного населения, финансировании производства (эти аспекты будут рассмотрены в следующей главе), высоком удельном весе грамотных и хоро­шо развитой системе заботы о бедных (темы, о которой будет идти речь в главе 4).

Голландские города были равномерно распределены по все­му региону, так что на горизонте каждой деревни были видны один или несколько городов. Город и деревня в урбанизирован­ной Голландии более, чем где-либо еще в Западной Европе, со­ставляли единое целое. Это подтверждает и наличие многочис­ленных сухопутных и водных путей, связывавших деревни и го­рода между собой. Если в сравнительно небольшом регионе было так много городов, значит в городах жило много людей. Доля населения, проживавшего в городах, обозначается термином «сте­пень урбанизации». Во многих случаях предполагается, что если степень урбанизации достигает 50 процентов и половина населе­ния, таким образом, проживает в городах, речь идет о возник­новении современного, индустриального общества. В Голландии этот показатель был выше уже в начале шестнадцатого века, т.е. в прединдустриальный период. Кроме того, степень урбанизации за прошедшие два с половиной века продолжала расти.

Ростом городов можно объяснить демографический застой, наступивший в середине семнадцатого века. В прединдустриаль­ный период численность городского населения росла не сама по себе, то есть не потому, что там каждый год рождалось больше людей, чем умирало. Это были нездоровые, антисанитарные цен­тры без канализации, без уборки мусора, без водопровода. Часто возникали эпидемические заболевания, а в результате интенсив­ных контактов в городах и их обширных связей с внешним ми­ром эпидемии распространялись еще быстрее и в еще больших масштабах.

Смертность — ежегодное число смертей на тысячу жителей (промилле) — в прединдустриальных городах, как правило, пре­вышала рождаемость: таким образом, имела место повышенная смертность. В сельской местности положение было прямо проти­воположным.

Потери от высокой смертности населения в города^ компен­сировались за счет притока людей извне, часто из сельской мес­тности. Для поддержания численности населения на одном и том же уровне, ежегодно требовался больший приток иммигрантов. Город как бы паразитировал за счет деревни, впрочем в семнад­цатом и восемнадцатом веках горожане совершенно не разделя-

ли эту точку зрения. Тем не менее, мы можем с еще большим основанием это утверждать в том случае, если численность насе­ления в городах не остается постоянной, а напротив, растет, как это было в Голландии в данный период. Было подсчитано, что Лондон в восемнадцатом веке поглотил демографический ре­зерв в 2 миллиона сельских жителей.

2.3.1. Иммигранты

В больших городах Голландии, таких, как Амстердам и Лейден, было особенно много иммигрантов, выходцев с юга или востока страны. По большей части эти иммигранты происходили из де­ревни, реже — из других городов данного региона, таких как Девентер и Зволле.

Для миграции в Лейден и Амстердам было характерно, что выходцев из самой Голландии было относительно немного. В ос­новном иммигранты прибывали из других регионов: как из дере­вень, так и из городов. Бедным и безработным из небольших голландских городов переезд в Лейден или Амстердам давал ка­кую-то надежду на лучшее существование.

Наряду с поисками в большом городе работы или лучших заработков могли играть свою роль и другие мотивы. Основанием для миграции могли также быть религиозные притеснения, в том числе запрет исповедовать определенную религию. Приме­ром тому может служить великий исход гугенотов после отмены Нантского Эдикта (1685). Такие эмигранты направлялись в мест­ности, где при определенных условиях они могли исповедовать свою религию. В голландские города потянулся большой поток протестантов.

В семнадцатом веке миграционный поток из Южных Нидер­ландов пересох, но зато увеличился приток людей из «генерали-тетских земель»2. Восток страны все еще оставался источником пополнения городского населения, но намного более важную роль стали играть в этом отношении немецкие государства. Прав-

Габл. 2.2. Происхождение мужчин, вступающих в первый брак в Амстердаме в 1601-1800 гг.

  всего районы происхождения Амстердам Республика Заграница
1601-1650 1651-1700 1701-1750 1751-1800 56984 84118 89392 89301 14905 32635 41422 38647 16351 21950 18734 20690 25728 29533 29236 29964

Источник: С.Харт, Письмо и число (Дордрехт 1976) 137-143. S. Hart, Geschrift en getal (Dordrecht 1976).

да, поток иммигрантов сократился после Тридцатилетней вой­ны (1618-1648), когда некоторые районы Германии обезлюдели. Другие районы, поставлявшие раньше значительное число эмиг­рантов в голландские города, также уже не могли это делать в прежних масштабах. Во второй половине семнадцатого века им­миграция в Голландию приостановилась, а вместе с ней и рост большинства голландских городов.

Сколь велико было число чужеземцев, видно из данных о происхождении мужчин, намеревавшихся в Амстердаме впер­вые вступить в брак.

Из та'блицы 2.2 ясно видно, что число брачующихся мужчин в восемнадцатом веке почти не изменилось по сравнению со вто­рой половиной семнадцатого века. Доля местного населения сре­ди них, т.е. удельный вес мужчин, родом из Амстердама, прав­да, увеличивалась, но даже и во второй половине восемнадцато­го века они составляли меньшинство. Самая значительная по чис­ленности группа состояла из иностранцев: их было больше, чем мужчин родом из других регионов Голландии (неамстердамцев).

2.3.2. Терпимость и социальный контроль

Иммиграция иностранцев вызывала в голландском обществе множество проблем. Для этих людей, нужных для развития эко­номики, следовало, по возможности, найти место в обществе. Отсюда возникло противоречие между материальной заинтере­сованностью и социальной терпимостью. Например, следовало ли позволять евреям в Амстердаме или Лейдене семнадцатого века иметь синагоги? Существовала опасность, что в случае от­каза эта группа покинет город. С другой стороны, немалой была и опасность того, что города станут пристанищем для новых ев­рейских иммигрантов. Поэтому власти придерживались полити­ки «терпимости под контролем». Давление со стороны экономи­ки было решающим, но каждый шаг чужеземцев находился под неусыпным наблюдением. В Лейдене, так же как и в Амстердаме, власти пытались сосредоточить евреев в определенных городских кварталах. Контроль над евреями и другими иммигрантами осу­ществлялся квартальными старостами, хорошо знавшими ситуа­цию в своих районах. Они улаживали конфликты между соседя­ми и боролись со всеми формами отклонения от принятых норм поведения. Квартальные старосты могли даже выселять людей со своих улиц. В голландских городах это была одна из мер социаль­ного контроля.

Однако, социальная адаптация чужеземцев в городах и в сель­ской местности продолжала вызывать озабоченность властей. Осо­бенно трудной была социальная адаптация евреев, которые, об­ладая экономическими знаниями и деньгами, могли составить конкуренцию местному населению. Эта группа, во всяком слу-

чае после того, как в первой половине восемнадцатого века! на­чался растущий приток нищих немецких евреев, находилась на положении притесняемого меньшинства. В относительно толе­рантной Голландии португальские и появившиеся позднее не­мецкие евреи могли, правда, не опасаться погромов, однако в семнадцатом и восемнадцатом веках они порой страдали в ходе многочисленных городских бунтов.

Однако выходцы из деревни и мелких городов были нужны не только в крупных голландских городах. Мужчины и молодежь требовались также для экспансии за море, для судовых экипажей и персонала колониальной администрации. Их деятельность была дорогостоящей с демографической точки зрения, поскольку уро­вень смертности был там выше, чем в сельской местности.

В этом отношении Голландия отличалась от остальной части Нидерландов, а также от Англии, Франции и Германской импе­рии. В этих регионах мы не находим такой высокой степени урба­низации и таких цифр иммиграции. Тем не менее, демографи­ческое развитие Голландии в этот период не является чем-то действительно новым, просто в шестнадцатом и семнадцатом веках Голландия использовала возможности прединдустриальной демографической ситуации.

Наши рекомендации