Общая характеристика народонаселения
На рис. 2.1, 2.2 и 2.3 в графической форме приводится численность населения Франции, Англии и Нидерландов. Если сравнить показатели численности населения за 1500 и 1750 год, то бросается в глаза, что в каждой из этих трех стран народонаселение заметно увеличилось. В Англии этот рост был наиболее постоянным: на графике можно провести почти прямую линию за период 1500-1750 годов. В Нидерландах такую же прямую линию можно видеть до 1650 года; после этого рост населения прекратился и в течение сравнительно длительного периода численность население оставалось неизменной на уровне 2 миллионов человек.
Во Франции население росло в течение всего периода, но темпы роста для каждого отрезка времени были различными. В каждой из этих трех стран численность населения в 1750 году была больше, чем когда-либо раньше. Период роста начался примерно в 1400 году, сразу же после периода сильной убыли населения (1350-1400гг.). Чтобы снова достигнуть высокого уровня 1350 года Нидерландам и Англии потребовался почти столетие, а Франции и того больше. В Германии тоже прошло, вероятно, более ста лет прежде, чем численность населения стала такой же, какой она была в 1350 году, а именно 15 миллионов человек. Медленное восстановление численности населения и замедление темпов его роста во Франции уже позволяет обнаружить
Рис. 2.1. Население Англии и Уэльса с 400 г. до н.э. до 1975 г., в млн. чел.
Источник: дается на основании К.Мак-Еведи, Р.Джонс. Атлас всемирной истории населения (Хармондсфорт 1978). С. McEvedy & RJones, Atlas of world population history (Harmondsworth 1978).
некоторые факторы, влиявшие на динамику народонаселения. В период с пятнадцатого по конец восемнадцатого века рост населения никоим образом не был чем-то само собой разумеющимся, как это было позднее. Сокращение численности населения в аграрном обществе было вполне возможным. Рост народонаселения в любой момент мог обратиться в свою противоположность.
При сравнении численности населения в трех странах бросаются в глаза существенные различия. Двумя полюсами были Нидерланды, где численность населения в 1500 году составляла 0,9 миллионов человек, и Франция с 15 миллионами жителей в том же году. Тем не менее, между этими тремя странами существовало большое сходство. Именно эти государства были самыми могущественными в Европе семнадцатого века.
Плотность населения
Тот факт, что в семнадцатом веке Республика Соединенных провинций, Англия и Франция были важнейшими в политическом отношении государствами, может найти объяснение и в демографической структуре этих стран. Обратимся для этого к данным о плотности населения.
Из сравнения данных за 1500 и 1750 годы видно, что плотность населения возрастала: число жителей на кв. км. в каждой стране увеличивалось. Впрочем, так было во всей Европе, поскольку за эти два с половиной столетия общее число жителей почти удвоилось. Тем не менее, разница между плотностью населения в Европе в целом и тем же показателем в трех странах
была очень большой. В 1500 году плотность населения в Англии и Франции более, чем в три раза превышала плотность населения во всей Европе, а в Голландии даже в четыре раза. Высокая концентрация народонаселения в 1500 году означает, что в этих западноевропейских странах уже были решены проблемы, связанные с присутствием больших масс людей в густонаселенных районах.
Табл. 2.1. Число жителей на кв.км. в 1500 и 1750 гг.
1500 | 1750 | |
Европа Англия Франция Нидерланды | 8 25 27 30 | 15 40 44 67 |
Источник: см. рис. | 2.1 |
Затем в западноевропейской истории начался совершенно новый с демографической точки зрения период. В 1350 году плотность населения, правда, была такой же, но это означало, что тогда имела место перенаселенность. Дело в том, что имеющиеся средства существования были недостаточны для того, чтобы накормить столько людей. Зато в 1500 году удалось найти решение проблемы питания, подвоза и переработки продуктов питания, одежды и жилья. Решение этих проблем лежит прежде всего в плоскости экономики, а не демографии и поэтому речь об этих явлениях пойдет в следующей главе.
Тем не менее, не всегда было возможным решить проблемы, которые вызывал рост населения, так что иногда рост его приостанавливался. Поэтому вероятно, что концентрация населения в 67 человек на кв. км, которая существовала в Республике в 1750 году — и которая, собственно говоря, была достигнута уже в 1650 году — при этих условиях была предельной.
Урбанизированная Голландия
Наглядный пример урбанизированной структуры народонаселения в этот период и использования возможностей, которые она давала, являет собой Голландия, регион на западе Республики соединенных провинций. В начале шестнадцатого века этот регион с плотностью населения 37 человек на квадратный километр был одним из самых густонаселенных во всей Западной Европе. Век спустя, этот район насчитывал уже 90 человек на квадратный километр.
Особенностью демографической структуры Голландии этого периода является урбанизация. Голландские города в экономическом отношении были важны как «неаграрные» центры, как
движущая сила современного торгово-капиталистического развития, а в культурном отношении — как регионы с образом мышления и системой ценностей, отличными от окружающей их сельской местности. Современный характер этих районов обнаруживал себя также в структуре самодеятельного населения, финансировании производства (эти аспекты будут рассмотрены в следующей главе), высоком удельном весе грамотных и хорошо развитой системе заботы о бедных (темы, о которой будет идти речь в главе 4).
Голландские города были равномерно распределены по всему региону, так что на горизонте каждой деревни были видны один или несколько городов. Город и деревня в урбанизированной Голландии более, чем где-либо еще в Западной Европе, составляли единое целое. Это подтверждает и наличие многочисленных сухопутных и водных путей, связывавших деревни и города между собой. Если в сравнительно небольшом регионе было так много городов, значит в городах жило много людей. Доля населения, проживавшего в городах, обозначается термином «степень урбанизации». Во многих случаях предполагается, что если степень урбанизации достигает 50 процентов и половина населения, таким образом, проживает в городах, речь идет о возникновении современного, индустриального общества. В Голландии этот показатель был выше уже в начале шестнадцатого века, т.е. в прединдустриальный период. Кроме того, степень урбанизации за прошедшие два с половиной века продолжала расти.
Ростом городов можно объяснить демографический застой, наступивший в середине семнадцатого века. В прединдустриальный период численность городского населения росла не сама по себе, то есть не потому, что там каждый год рождалось больше людей, чем умирало. Это были нездоровые, антисанитарные центры без канализации, без уборки мусора, без водопровода. Часто возникали эпидемические заболевания, а в результате интенсивных контактов в городах и их обширных связей с внешним миром эпидемии распространялись еще быстрее и в еще больших масштабах.
Смертность — ежегодное число смертей на тысячу жителей (промилле) — в прединдустриальных городах, как правило, превышала рождаемость: таким образом, имела место повышенная смертность. В сельской местности положение было прямо противоположным.
Потери от высокой смертности населения в города^ компенсировались за счет притока людей извне, часто из сельской местности. Для поддержания численности населения на одном и том же уровне, ежегодно требовался больший приток иммигрантов. Город как бы паразитировал за счет деревни, впрочем в семнадцатом и восемнадцатом веках горожане совершенно не разделя-
ли эту точку зрения. Тем не менее, мы можем с еще большим основанием это утверждать в том случае, если численность населения в городах не остается постоянной, а напротив, растет, как это было в Голландии в данный период. Было подсчитано, что Лондон в восемнадцатом веке поглотил демографический резерв в 2 миллиона сельских жителей.
2.3.1. Иммигранты
В больших городах Голландии, таких, как Амстердам и Лейден, было особенно много иммигрантов, выходцев с юга или востока страны. По большей части эти иммигранты происходили из деревни, реже — из других городов данного региона, таких как Девентер и Зволле.
Для миграции в Лейден и Амстердам было характерно, что выходцев из самой Голландии было относительно немного. В основном иммигранты прибывали из других регионов: как из деревень, так и из городов. Бедным и безработным из небольших голландских городов переезд в Лейден или Амстердам давал какую-то надежду на лучшее существование.
Наряду с поисками в большом городе работы или лучших заработков могли играть свою роль и другие мотивы. Основанием для миграции могли также быть религиозные притеснения, в том числе запрет исповедовать определенную религию. Примером тому может служить великий исход гугенотов после отмены Нантского Эдикта (1685). Такие эмигранты направлялись в местности, где при определенных условиях они могли исповедовать свою религию. В голландские города потянулся большой поток протестантов.
В семнадцатом веке миграционный поток из Южных Нидерландов пересох, но зато увеличился приток людей из «генерали-тетских земель»2. Восток страны все еще оставался источником пополнения городского населения, но намного более важную роль стали играть в этом отношении немецкие государства. Прав-
Габл. 2.2. Происхождение мужчин, вступающих в первый брак в Амстердаме в 1601-1800 гг.
всего | районы происхождения Амстердам Республика Заграница | |||
1601-1650 1651-1700 1701-1750 1751-1800 | 56984 84118 89392 89301 | 14905 32635 41422 38647 | 16351 21950 18734 20690 | 25728 29533 29236 29964 |
Источник: С.Харт, Письмо и число (Дордрехт 1976) 137-143. S. Hart, Geschrift en getal (Dordrecht 1976).
да, поток иммигрантов сократился после Тридцатилетней войны (1618-1648), когда некоторые районы Германии обезлюдели. Другие районы, поставлявшие раньше значительное число эмигрантов в голландские города, также уже не могли это делать в прежних масштабах. Во второй половине семнадцатого века иммиграция в Голландию приостановилась, а вместе с ней и рост большинства голландских городов.
Сколь велико было число чужеземцев, видно из данных о происхождении мужчин, намеревавшихся в Амстердаме впервые вступить в брак.
Из та'блицы 2.2 ясно видно, что число брачующихся мужчин в восемнадцатом веке почти не изменилось по сравнению со второй половиной семнадцатого века. Доля местного населения среди них, т.е. удельный вес мужчин, родом из Амстердама, правда, увеличивалась, но даже и во второй половине восемнадцатого века они составляли меньшинство. Самая значительная по численности группа состояла из иностранцев: их было больше, чем мужчин родом из других регионов Голландии (неамстердамцев).
2.3.2. Терпимость и социальный контроль
Иммиграция иностранцев вызывала в голландском обществе множество проблем. Для этих людей, нужных для развития экономики, следовало, по возможности, найти место в обществе. Отсюда возникло противоречие между материальной заинтересованностью и социальной терпимостью. Например, следовало ли позволять евреям в Амстердаме или Лейдене семнадцатого века иметь синагоги? Существовала опасность, что в случае отказа эта группа покинет город. С другой стороны, немалой была и опасность того, что города станут пристанищем для новых еврейских иммигрантов. Поэтому власти придерживались политики «терпимости под контролем». Давление со стороны экономики было решающим, но каждый шаг чужеземцев находился под неусыпным наблюдением. В Лейдене, так же как и в Амстердаме, власти пытались сосредоточить евреев в определенных городских кварталах. Контроль над евреями и другими иммигрантами осуществлялся квартальными старостами, хорошо знавшими ситуацию в своих районах. Они улаживали конфликты между соседями и боролись со всеми формами отклонения от принятых норм поведения. Квартальные старосты могли даже выселять людей со своих улиц. В голландских городах это была одна из мер социального контроля.
Однако, социальная адаптация чужеземцев в городах и в сельской местности продолжала вызывать озабоченность властей. Особенно трудной была социальная адаптация евреев, которые, обладая экономическими знаниями и деньгами, могли составить конкуренцию местному населению. Эта группа, во всяком слу-
чае после того, как в первой половине восемнадцатого века! начался растущий приток нищих немецких евреев, находилась на положении притесняемого меньшинства. В относительно толерантной Голландии португальские и появившиеся позднее немецкие евреи могли, правда, не опасаться погромов, однако в семнадцатом и восемнадцатом веках они порой страдали в ходе многочисленных городских бунтов.
Однако выходцы из деревни и мелких городов были нужны не только в крупных голландских городах. Мужчины и молодежь требовались также для экспансии за море, для судовых экипажей и персонала колониальной администрации. Их деятельность была дорогостоящей с демографической точки зрения, поскольку уровень смертности был там выше, чем в сельской местности.
В этом отношении Голландия отличалась от остальной части Нидерландов, а также от Англии, Франции и Германской империи. В этих регионах мы не находим такой высокой степени урбанизации и таких цифр иммиграции. Тем не менее, демографическое развитие Голландии в этот период не является чем-то действительно новым, просто в шестнадцатом и семнадцатом веках Голландия использовала возможности прединдустриальной демографической ситуации.