Предложения по совершенствованию организации рабочих мест персонала
1. Официальное закрепление времени на отдых сотрудников салона связи АО «Мегафон Ритейл» (продавцов-консультантов) в правилах внутреннего распорядка.
Отдельных положений для работников, которые на протяжении рабочего дня трудятся на ногах, закон не предусматривает. Однако предусматривает время для отдыха. ТК РФ устанавливает, что перерыв для отдыха и питания должен составлять не более двух часов и не менее 30 минут в течение рабочего дня (ст. 108 ТК РФ)[57]. Это правило является общим и применяется ко всем категориям работников. Время отдыха регулируется локальными актами работодателя, которые не должны противоречить названной норме.
Закон прямо закрепляет право работника на отдых как одно из основополагающих, реализацию которого работодатель обязан обеспечить (ст. 21 ТК РФ)[58]. Установление каких-либо ограничений и запретов на отдых, которые противоречат установленному периоду времени для отдыха, является незаконным и нарушает ТК РФ.
Таким образом, рекомендуется закрепить за сотрудниками салона связи возможности иметь перерывы по 15 минут каждые 2 часа с возможностью отдыха в помещении для персонала, или там, где сотрудник сам посчитает подходящим для себя, но не на виду у потенциальных клиентов.
Если работодатель создает условия, нарушающие право на отдых, первоначально работнику нужно попробовать разрешить спор путем переговоров. После принятия решения, устраивающего обе стороны, необходимо оформить дополнительное соглашение, с внесением изменений в правила внутреннего распорядка, которое подписывают стороны работодателя и работника. В таком случае будет подробно закреплена такая возможность отдыха.
Если этот способ не подействует, следует обратиться в трудовую инспекцию с заявлением о нарушении права. На основании обращения будет проведена проверка, и в результате вынесено предписание об устранении нарушений, обязательное для исполнения работодателем.
2. Проверка соответствия нормам освещения помещения салона связи АО «Мегафон Ритейл» и замена потолочных ламп и другого оборудования для освещения.
Соответствующими статьями СанПина[59] устанавливаются нормативы для освещения. К примеру, освещенность в помещении должна находиться в пределах от 300 до 500 люкс. Если же говорить про освещение торговых залов, то тут критерии освещенности жестче – 500 люкс. Имея в одном помещении салона связи сразу две рабочие зоны, разные по требованиям освещенности, важно учитывать оба факта. При использовании искусственного освещения светотехнические параметры должны обеспечивать возможность хорошей видимости информации, выдаваемой как экраном персонального компьютера, так и позволять хорошо видеть товар на витринах торговой зоны салона связи.
В таком случае рекомендуется провести проверку реальной степени освещенности помещения салона связи «Мегафон», чтобы принять решение по дальнейшим действиям. Желательно экранировать яркие мощные лампы или использовать матовые плафоны, гасящие агрессивные лучи. Идеально, если свет ламп будет рассеиваться, а не падать вниз на сидящий персонал. Для помещения лучше выбирать лампы, излучающие свет в приятном глазу мягком, жёлтом спектре. Он наиболее комфортен, так как походит на естественный солнечный свет, тем более что окон в рассматриваемом салоне связи нет. В то же время, нельзя забывать про важность освещенности витрин с товаром. Для этого рекомендуется добавить небольших ламп и освещения непосредственно на каждой полке витрины, чтобы свет был направлен четко на выставленный на полках ассортимент, выделяя его и показывая в лучшем свете.
Так же, не последнюю роль в обеспечении высокого уровня качества освещенности играет поддержание чистоты. Показана регулярная мойка плафонов ламп, что дает доступ к свету, уменьшение запылённости воздуха и влажности в помещении.
3. Заменить офисные стулья на рабочие кресла сотрудников кассовой зоне обслуживания абонентов в салоне связи АО «Мегафон Ритейл».
Рабочее кресло должно обеспечивать поддержание физиологически рациональной рабочей позы сотрудника в процессе трудовой деятельности, создавать условия для изменения позы с целью снижения статического напряжения мышц шеи, плеч и спины, а также для исключения нарушения циркуляции крови в нижних конечностях и скоро переутомления.
Рабочее кресло должно быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
Поверхность сиденья, спинки и других элементов кресла должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.[60] Передний край сидения должен быть скошен и закруглен. Рабочее кресло должно быть на колесиках и легко перемещаться в нужном направлении.
Руководство данного салона связи «Мегафон» не уделяет достаточно внимания офисной мебели, на которой проводят свои рабочие смены сотрудники. Необходимо рассмотреть возможность выделения бюджета на закупку новых кресел. Покупка 3-4 кресел будет окупаться повышением трудоспособности работников, они будут чувствовать себя лучше, и таким образом можно будет исключить увеличение количества больничных и различных жалоб работников службы персонала.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ, в редакции от 01.01.2017// ИПП «Гарант».– Режим доступа: http://base.garant.ru.
2. О специальной оценке условий труда [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (в редакции от 01.05.2016) // СПС «Консультант плюс» от 27.09.2017.
3. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № 33н// ИПП «Гарант»от 13.10.2017
4. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03[Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 // ИПП «Гарант».– Режим доступа: http://base.garant.ru.
5. Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» [Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. № 81 // ИПП «Гарант».– Режим доступа: http://base.garant.ru.
6. Устав Акционерного общества «Мегафон Ритейл» [Текст]: принят общим собранием участников, подписан генеральным директором 21.11.2014 г.
7. Должностная инструкция сотрудника салона связи АО «Мегафон Ритейл» [Текст]: утверждена генеральным директором 3.12 2016 г.
Книги, монографии, переодические издания
8. Адамчук В.В. Эргономика: Учебное пособие для вузов / под ред. В.В. Адамчук. – М. : Юнити-Дана, 2012. - 263 с.
9. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: учебник для вузов. –М.: Юнити, 2016. – 560 с.
10. Валиева, О.В. Управление персоналом [Текст]: конспект лекций/ О.В.Валиева. - М.: Приор, 2013. - 176с.
11. Вировец, Юрий Адаптация на рабочем месте. Правила выживания / Юрий Вировец. - М.: Питер, 2013. - 304 c.
12. Даниляк, В.И. Человеческий фактор в управлении качеством: инновационный подход к управлению эргономичностью: учебное пособие / В. И. Даниляк. - М. : Логос, 2011. - 332 с.
13. Ефремова, О.С. Система управления охраной труда в организациях / О.С. Ефремова. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 352 c.
14. Ефремова, О. С. Аттестация рабочих мест по условиям труда в организация. Рекомендации и нормативные документы / О.С. Ефремова. - М.: Альфа-пресс, 2012. - 408 c
15. Журавлев П. В. Технология управления персоналом / П.В. Журавлев, С.В. Карташов – М.: Экзамен, 2013 – 576 с.
16. Кибанов А.Я., Баткаева И.А. и др.; Под ред. А.Я.Кибанова; ГУУ - 4-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 695 с
17. Коробко, В.И. Охрана труда: учебное пособие / В. И. Коробко. – М. : Юнити-Дана, 2012. - 239 с.
18. Одегов Ю.Г. , Абдурахманов К.Х., Котова Л.Р. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход. Учебно-практическое пособие. - М.: издательство «Альфа-пресс». – 2014. – 752 с.
19. Пашуто, В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии.: Учебно-практическое пособие / В.П. Пашуто. - М.: КноРус, 2014. - 320 c.
20. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: Учебное пособие / А.И. Рофе.. - М.: КноРус, 2013. - 224 c.
21. Янкович, Ш.А. Управление офисом: учебное пособие / Ш. А. Янкович. – М. : Юнити-Дана, 2012. - 255 с.
22. Акционерное общество «Мегафон Ритейл». О компании. [Электронный ресурс].– http://www.corp.megafon.ru
Приложение 1.