Марксизм: собственность – отношение к средствам производства как к своим собственным. «Собственность представляет собой своего рода власть».
Билет №1.
1) Причиной бурного развития институционализма во многом послужил резкий скачок в развитии экономики ведущи стран мира – США, Германии, Я пони и отставание от реалий своего времени господствующего направления экономической науки – классической экономической теории. В начале XX века синтех классической экономической теории и маржинализма позволил возродить неоклассическую экономическую теорию. Однак отсутствие новых стимулов для развития в 1920-х годах привело к Великой депрессии 1929-1833. После депрессии на смену неоклассике пришле кейнсианство. Оно имеет много общего с идеями институционалистов – требование усиления роли государства в экономике, в частности в борьбе с монополиями, предложения о введении долгосрочного планирования и организации государственной службы прогнозирования для сглаживания циклических колебаний в экономике. В 1980 на смену кейнсианству пришел монетаризм (направления: ограничение денежной массы в обращении, сокращение расходов на гос управление и социальные программы, приватизация части гос собственности). Ведущая экономическая шкоа потерпела фиаско и повышенный интерес был направлен к другим направлениям, в большей степени это относится к неоинституциональной экономической теории.
Билет№2
1)В развитии институционализма следует выделить следующие этапы: 1920-1930 – широкое распространение, 1940-1950 – уменьшение сферы влияния, 1950-1970 – новый подъем и признание, 1980-снижение интереса, 1990 и по настоящее время – усиление влияния институционализма. Институционализм распадается на две ветви – «старый» и «новый».
Различия: 1) «старые» институционалисты в большей степени исследуют правовую и социальную сферы общества, в меньшей экономическую, то неоинституционалисты исследуют влияния общественных процессов на экономические результаты. 2) старый замыкается на проблемах, связанных с поведение индивида, процессе принятия им отдельных решений; новый связан с анализом поведенческих моделей в обществе и формировании на их основе базовой системы институтов, определяющей развитие экономической системы. 3) старый использует методологический холизм (институты первичны, индивиды вторичны),новый: индивиды первичны, институты вторичны. 4) старая школа использует категорию «институт», новая – «институт» и «трансакционные издержки».
Сходства: анализ поведения индивидов, основанного на привычках, использование категории «институт» для исследования процессов и явлений, происходящих в обществе.
2) Существует два подхода к трактовке поведения фирмы (экономического агента): неоклассический и институциональный. Первый рассматривает фирму как целостный самостоятельный субъект, интерес которого состоит в максимизации прибыли путем выбора оптимального размера производства, когда разница между общей выручкой и затратами фирмы достигает наибольшей величины. В этой связи фирма выполняет три функции: приобретение ресурсов (факторов производства), их использование для создания продукта или услуги, реализацию (продажу) произведенных товаров.
Второй, институциональный подход, рассматривает фирму как коалицию владельцев факторов производства, связанных между собой системой контрактов, в результате чего происходит минимизация трансакционных издержек.
3) Барьеры рентного типа –это административные барьеры, которые создаются лицом обладающим властью с целью извлечения личной выгоды.
Административные барьеры в экономике- это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности и при этом вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, причем, как правило, не поступающие в бюджет.
4) ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ — график в виде линии, кривой, ограничивающей область производственных возможностей экономического субъекта. Внутри области производственных возможностей находятся сочетания благ, товаров, которые могут быть произведены с использованием имеющихся в наличии факторов производства.
Кривая ПВ характеризует отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства. При наращивании производства товара А мы неизбежно теряем какое-то количество товара В, и наоборот. Точка Е есть результат неполного использования производственных ресурсов. В точке Е имеется резерв ресурсов для одновременного наращивания производства товара А и В.
5) Закон убывающей отдачи гласит: по мере того как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах) в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции. (Иначе говоря, если численность сотрудников, обслуживающих данное направление деятельности, будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить после некоторого момента все медленнее, по мере увеличения числа рабочих на производстве.)
Билет№3
1)Институт – это система формальных правил и неформальных норм, определяющих взаимоотношения между членами общества.
Организации- это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определенные планы.
Институциональные рамки определяют, какие организации возникают и аботают, иными словами: институты – это правила игры, а организации – игроки.
2)Импорт институтов - конструирование, появление институтов на основе существующих в других странах.
Цель импорта институтов состоит в ускорении институционального развития.
Факторы институциональных изменений можно разделить на внутренние и внешние. Нас в большей степени интересуют внешние как лежащие за пределами национального государства. Это ситуация, когда государство попадает в сферу влияния другого, как правило, более развитого государства. В основе этого лежит стремление сильной стороны к унификации экономического, социального и политического пространства, поскольку это облегчает реализацию собственных задач в поле влияния.
Роль импорта институтов особенно возросла в свете межстрановой интеграции, деятельности международных финансовых организаций. Широкомасштабные реформы, проводимые в ряде стран, преследовали цель ускорения экономического развития путем заимствования лучших институциональных образцов – заимствования из наиболее эффективных систем. Однако практика свидетельствует о том, что институты, эффективные в одной системе, могут не принести никакой пользы, а в худшем случае – нанести вред импортирующей системе.
Современная история дает ряд примеров навязанных институциональных изменений. Наиболее масштабными следует признать распространение влияния Советского Союза как победителя во Второй мировой войне на государства Восточной Европы. СССР активно содействовал созданию системы норм и институтов, аналогичной советской, выступая в роли экспортера своих институтов. Второй пример связан с распадом Советского Союза и социалистического блока, когда десятки стран при зарубежной поддержке стали проводить демократизацию и установление рыночной системы.
3)Ситуация «парадокс подчиненного»: человек воспринимает себя одновременно и участником – объектом государственного управления, и субъектом, принуждаемым соблюдать нормы поведения, которые он, возможно, и не выбирал.
4) Постоянные издержки -Стоимостное выражение затрат, связанное с приобретением постоянных ресурсов - капитальных. Виды: расходы, определяющие технологический уровень производства - амортизационное отчисление, арендные платежи, расходы на НИОКР, выплаты за использование патентов, оплата труда высшего звена управляющих, расходы на обучение, проценты по кредитам, расходы на квалификацию работников, налоги на собственность, коммунальные платежи.
5)Эффект сноба - явление, противоположное эффекту подражания. Объем спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью эффекта сноба является эффект престижа, выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает исключительность их владельцев, которые могут себе позволить то, что недоступно другим.
В этом случае доминирует стремление выделиться из толпы.
Билет№4
1)Существует два подхода в рамках теории трансакционных издержек: трансакционный подход Коуза-Уильямсона (для экономического анализа отдельных институтов) и трансформационный подход Норта (для анализа институциональных изменений в различных экономических системах). Подход Коуза применим для сравнительного анализа эффективности государственных и частных структур, причин теневой экономики (принятия решений экономическими агентами функционировать в легальном секторе или уйти «в тень»), а подход Норта – для анализа институциональных причин перехода от командной системы к рыночной, анализа хода и результатов процессов реформирования переходной экономики, объяснения процессов неформальной институционализации, криминализации общества и экономики, феномена институциональных ловушек.
2)Теория государства по Дж. Бьюкенену. Теория «контрактного государства».
1. Государство – особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданам в части прав по контролю за своей деятельностью в таких сферах как:
1. спецификация и
2. защита прав собственности
3.разработка стандартов мер и весов
4.правоохранительная деятельность
5.производство общественных благ
Теория государства Дж. Бьюкенена – теория контрактного государства.
Сущностные характеристики контрактного государства:
- контрактное государство – государство защищающее: государство выполняет функцию защиты и спецификации прав собственности.
- цель контрактного государства - достижение распределения прав собственности, которое максимизирует совокупный доход общества на основе формирования класса эффективных собственников;
- государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах;
- граждане рассматривают уплату налогов как добровольно принятую на себя обязанность (а не как повинность);
- предпосылка существования контрактного государства: наличие четких конституционных рамок деятельности государства.
- существование механизмов участия граждан в деятельности государства (демократические процедуры) ;
- наличие альтернативных механизмов спецификации и защиты прав собственности. (В качестве таковых могут выступать: другие государства; оппозиция; мафия; третейский судья, например, Европейский суд).
3)блочное внедрение институтов – внедрение институтов без анализа не только частей отдельного института, но и «пропуская» иногда целые неэффективные институты. Это может привести к росту издержек трансформации и обострению макроэкономической ситуации.
4)Переменные издержки -Затраты, связанные с приобретением переменных ресурсов. Источники: сырье, материалы, полуфабрикат ы, комплектующие, зарплата рабочим, транспортные расходы, НДС.
Что производить?
Коль скоро невозможно произвести все то, что полностью удовлетворило бы потребности общества и каждого отдельного его члена, возникает вопрос: выпуску каких видов товаров и услуг должно быть отдано предпочтение?
КАК производить?
Производство выбранного объема и ассортимента продукции может быть осуществлено по-разному. Обработать землю и собрать урожай можно вручную за счет привлечения значительного количества неквалифицированного труда. Но можно применить и сельскохозяйственную технику, используя небольшое количество квалифицированных работников. В большинстве отраслей современной экономики (в обрабатывающей и добывающей промышленности, в строительстве и других) ручной труд практически не применяется, но это не снимает проблему, как производить, так как менеджер любого предприятия стоит перед выбором, какую технологию следует применить для производства продукции. От его выбора зависит, насколько эффективно будут использоваться факторы производства, каков будет объем выпуска продукции и, что очень важно, каково будет ее качество, в какой мере она будет отвечать требованиям покупателей.
ДЛЯ КОГО производить?
Эта фундаментальная проблема является обратной стороной проблемы «что производить?». Другими словами, решение проблемы, для кого производить, сводится к ответу на вопросы: кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги? Какие товары и какие услуги хотят получить на свои доходы те или иные лица, те или иные фирмы? В какой продукции нуждается государство? Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какие доходы получат субъекты экономики, т. е. как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зависимости от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих других обстоятельств.
Билет№5
Права собственности – санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.
1)термин права собственности описывает отношения между людьми по поводу использования редких вещей, а не отношения между людьми и вещами.
2) без какой-либо предпосылки редкости бессмысленно говорить о собственности и справедливости
3) трактовка прав собственности носит всеохватывающий характер, вбирая в себя как материальные, так и бестелесные объекты. Права собственности фиксируют позицию человека по отношению к использованию редких ресурсов любого рода
4) отношения собственности рассматриваются как санкционированные обществом, но не обязательно гос-ом,следовательно, права собственности могут закрепляться и охраняются не только в виде законов и судебных решений, но и в виде неписаных правил, традиций
5) несанкционированное поведение также остается в поле зрения теории
6)правам соб-сти приписывается поведенческое отношение- одни они поощряют, другие-подавляют.
2) Институциональное планирование – сложная и многогранная задача, реализация которой требует соответствующей аналитической базы. В рамках институционального планирования можно выделить следующие
основные этапы:
– определение целей и задач нового института;
– расчет выгод и издержек различных социальных групп от внедрения
нового института;
– поиск аналогов в других странах или в прошлом данной страны;
– разработка стратегии внедрения;
– выстраивание цепочки сопутствующих институтов (если необходимо);
– разработка комплекса мер по адаптации нового института с целью
минимизации издержек сопротивления со стороны отдельных групп
населения;
– окончательный подсчет выгод и издержек от внедрения нового института и их соизмерение с имеющимся денежным обеспечением.
2) «импорт институтов» - перенос в одну институциональную среду формальных правил и норм из другой, где они уже доказали свою эффективность в обеспечении взаимодействия властей и преодолении конфликтов при минимальных трансакционных издержках.
«трансплантация» институтов – процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде.
Различие в том, что трансплантация в отличие от импорта предполагает скрупулёзное предварительное изучение состояния институц. Среды и возможных последствий трансплантации, что нельзя сказать применительно к россии: пересадка институтов походила на простой перенос из одной страны в другую.
3.Краткосрочный период – период, в течение которого изменение объема производства обеспечивается за счет варьирования объема переменных ресурсов. Границы объема производства задают постоянные ресурсы, так как оборудование и производственные площади имеют предельную производительность. Например, на одной швейной машине может работать одна портниха в смену. При изменении количества переменных ресурсов изменяются пропорции соотношения переменных ресурсов и постоянных ресурсов.
Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Издержки производства какого-либо продукта данной фирмой зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии — от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Именно это, то есть технологический аспект формирования издержек, и интересует нас в данный момент. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями.
3)Деньги- это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений.
Возникновение функций денег в процессе их эволюции можно представить следующим образом:
§ Деньги как мера стоимости. Исторически первая функция денег. В качестве меры стоимости деньги являются унифицированным измерителем стоимостей всех товаров.
§ Деньги как покупательное средство.Деньги как покупательное средство представляют собой средство обращения.
§ Деньги как средство платежа.В функции денег как средства платежа возникает временной лаг (несовпадение во времени) между продажей товара и получением денег за него. В этих условиях объективно создаются условия для такого экономического явления, как кредит.
§ Деньги как средство распределения.В распределительной функции денег есть только их движение от их владельца к получателю. В этой функции состоит объективная экономическая предпосылка для возникновения государственных финансов.
§ Деньги как средство накопления и сбережения.Процесс сбережений и накоплений — необходимый элемент современной экономики.
§ Деньги как мера обмена одной валюты на другую.В функции мировых денег деньги способствуют валютному обмену, созданию платежного баланса, образованию валютного курса.
Билет№6
1)Бьюкенен писал: "Общественный выбор - это взгляд на политику, который возникает вследствие распространения применения инструментов и методов экономиста на коллективные или нерыночные решения". В связи с этим теория общественного выбора имеет сегодня и другое название - новая политическая экономия.
Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Политические решения - это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.
Согласно представлениям Дж. Бьюкенена, эта новая дисциплина строится на двух основных методологических постулатах. Первый состоит в том, что индивид преследует свои собственные интересы (т. е. является homoeconomicus); второй - это трактовка политического процесса, с помощью которого индивиды реализуют свои интересы как разновидности обмена.
Однако постулату индивидуализма отводится главное место Индивидуализм, выбранный Бьюкененом в качестве предпосылки анализа, как раз и позволяет осмыслить политический процесс как взаимовыгодный обмен. Идеалом является установление таких общественных институтов, которые, подобно конкурентному рынку, позволят преследующим индивидуальные интересы одновременно обеспечивать и общественные интересы.
2)Трансакционные издержки – затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов), издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Существует два подхода в рамках теории трансакционных издержек: трансакционный подход Коуза-Уильямсона (для экономического анализа отдельных институтов) и трансформационный подход Норта (для анализа институциональных изменений в различных экономических системах). Подход Коуза применим для сравнительного анализа эффективности государственных и частных структур, причин теневой экономики (принятия решений экономическими агентами функционировать в легальном секторе или уйти «в тень»), а подход Норта – для анализа институциональных причин перехода от командной системы к рыночной, анализа хода и результатов процессов реформирования переходной экономики, объяснения процессов неформальной институционализации, криминализации общества и экономики, феномена институциональных ловушек.
3) Институционализация коррупции – это процесс превращения коррупции из разряда преступлений отдельных чиновников в массовое социальное явление, становящееся общепринятой практикой, привычным элементом социально-экономической системы.
4)Рыночный спрос – это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара.Кривая спроса — графическое отображение взаимосвязи между рыночной ценой (P) товара или услуги и количеством (Q), на которое будет предъявлен платежеспособный спрос.Закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.
5) Критические точки–объёмы производства, при которых фирма входит в зону прибыльности и выходит из неё.
Билет №7.
Билет 8.
Билет 9.
1.Бюрократический механизм принятия решений: объективные и субъективные факторы.
Объективные: временные лаги, внешний лаг, лаг воздействия.
Внутренний лаг - промежуток времени между моментом принятия решения и его результатами. Делится на:
лаг признания – промежуток времени для осознания самой проблемы;
лаг решения – время между осознанием проблемы и принятием конкретного решения.
Внешние лаг – промежуток времени между принятием решения и конкретными результатами. Делится на лаг воздействия – период, в течение которого изменяется инстит. среда и эффект, возникающий из-за отрицательных экстерналий отдельных статей бюджета.
Субъективные факторы:
«Парадокс Кондорсе» - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. В результате данного парадокса принятие решений при определенных условиях зависит от процедуры голосования вопросов.
Лоббизм - система контр и агентств крупных монополий при законодательных органах, оказывающих в интересах этих монополий воздействие на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных законов и т.п.
Логроллинг — практику взаимной поддержки путем "торговли голосами". Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупает", отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.
2.Государство по Норту. Теория «эксплуататорского государства».
Государство –особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданам в части прав по контролю за своей деятельностью в таких сферах как:
1. спецификация и
2. защита прав собственности
3.разработка стандартных мер и весов
4.правоохранительная деятельность
5.производство общественных благ
Теория государства Д. Норта – теория эксплуататорского государства.
Сущностные характеристики «эксплуататорского» государства:
- главная цель эксплуататорского государства - достижение посредством спецификации и защиты прав собственности такой «структуры собственности, которая максимизирует ренту правителя», даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. (Например, короли передавали средневековым корпорациям множество исключительных прав, тормозивших развитие ремесел и технический прогресс, получая взамен поддержку и источник устойчивых поступлений).
- государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), а точнее, - дохода группы, контролирующей государственный аппарат;
- оппортунистическое поведение граждан;
- оппортунистическое поведение государства в лице чиновников: поведение чиновников не ограничивается рамками социального контракта (Конституцией) - чиновники осуществляют постоянную экспансию в новые сферы взаимодействия экономических агентов с целью получения личной выгоды (увеличения личных доходов и объема ресурсов, проходящих через государственный бюджет).
Наиболее очевидные признаки государства «эксплуататорского»:
- огромная доля расходов на содержание силовых структур в государственном бюджете;
- соотношение различных видов налоговых поступлений: а) при преобладании специальных налогов и рентных платежей налоговая политика носит конфискационный характер; б) при преобладании "рыночных" налогов - налог на прибыль, НДС, акцизы, подоходный и имущественный налоги – налоговая политика подчинена стимулированию общественного производства, увеличению производства общественного продукта.
- соотношение между фактическими налоговыми поступлениями и начисленными налогами (рассчитываются исходя из реальных размеров базы налогообложения): чем выше собираемость налогов, тем ближе государство к модели контрактного др.
3.Бюрократическая рента –доход незаконно полученный, государственным чиновником, который использует свое должностное положение для получения данного дохода (например, взятки, подарки).
4.Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов: Значимость товара для бюджета семьи. Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости. Консерватизм во вкусах. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).
Закон Энгеля, его графическая интерпретация (кривые Энгеля). Закон Эйнгеля — экономический закон, согласно которому, поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.Кривая Эйнгеля — график, иллюстрирующий зависимость между объёмом потребления товаров или услуг и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.
5.Экономическая эффективность-— это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса.[1]
Экономическая эффективность — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики.
На микроэкономическом уровне — это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал) минус единица.На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, капитал, земля) минус единица. Можно отдельно оценивать эффективность капитала, эффективность труда и эффективность земли (недр).
Билет 10.
1.Прямая и представительная демократия как виды политической системы: сравнительный анализ (суть; плюсы и минусы в свете трансакционных издержек)
При прямой демократии каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по конкретному вопросу.
При представительной демократии граждане делегируют свои права избираемым в законодательные органы представителям, которые и принимают решения, в том числе связанные с производством и распределением общественных благ.
И прямая и представительная демократия имеют свои «плюсы» и «минусы». Прямая демократия позволяет принимать решение, отвечающее интересам большинства членов общества. В тоже время издержки принятия решений при представительной демократии значительно ниже, поскольку нет необходимости собирать референдум по каждому случаю, связанного с изменением законодательства. Однако при представительной демократии значительно взрастает риск того, что решение будет принято в интересах отдельных лиц или групп, а не общества в целом.
2.Государство –особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданам в части прав по контролю за своей деятельностью в таких сферах как:
1. спецификация и
2. защита прав собственности
3.разработка стандартных мер и весов
4.правоохранительная деятельность
5.производство общественных благ
Государство в рамках неоинституциональной теории: Государство - особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в сферах: спецификации и защиты прав собственности; создания каналов обмена информацией; разработки стандартов мер и весов; создания каналов физического обмена товарами и услугами; правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, то есть основанного на социальном контракте, принуждения и насилия».
Теория государства Олсона – теория эксплуататорского государства, которое Олсон сравнивает с «оседлым бандитом».
В соответствии с данной теорией авторитарное государство ассоциируется с «оседлым бандитом», так как насильственным образом отбирает у жителей на определенной территории часть доходов в виде налогов.
Однако, - рассуждает М. Олсон, - «оседлый бандит» намного лучше «бандита-гастролера», поскольку последний стремится отобрать все. Если же «оседлому бандиту» удастся монополизировать грабежи и воровство на своей территории, тогда его жертвам не придется беспокоиться о том, что их ограбит кто-то другой.
Поскольку все жертвы «оседлого бандита» представляют для него источник налоговых поступлений, у него есть побудительный мотив защищать этих людей.
Когда грабежи и кражи монополизированы, жертвы этих преступлений могут рассчитывать на то, что им удастся что-то накопить из средств, оставшихся после выплаты налогов. И, следовательно, у них имеется побудительный мотив к накоплению и инвестированию, что, в свою очередь, увеличит их капитал и налоговые поступления в адрес «оседлого бандита» в будущем.
Гигантское увеличение масштабов производства, обыкновенно сопровождающее установление мирового порядка и появление прочих общественных благ, приносит «оседлому бандиту» большую добычу, чем он мог бы получить, если бы не ввел для населения властный порядок и управление.
3.Политическая рента — это получение прибыли путем политического процесса. Группы давления получают политическую ренту, когда законодатели принимают правительственные решения о введении импортных пошлин, выделении многомиллиардных средств для закупки продукции, выдачи субсидий, кредитов и т.п.
4.При́быль —превышениевденежномвыражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка – Затраты
Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.ПРИБЫЛЬ БУХГАЛТЕРСКАЯ — прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды.
Формула расчёта бухгалтерской прибыли:
Экономическая прибыль — это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
Формула расчёта экономической прибыли:
1)
2)
5.БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ — издержки, осуществляемые фирмой единожды, не требующие повторных затрат, не зависящие от объема производства, которые в то же время не могут быть возвращены фирмой. К таким издержкам относится, например, стоимость вывески фирмы.
Билет 11.
1.Дж. Бьюкенен приходит к выводу: для того, чтобы вернуть государство к первоначальным целям, и прежде, чем критиковать результаты деятельности политиков, необходимо разработать «конституцию экономической политики» и выявить те правила и ограничения, в рамках которых принимаются политические решения. В частности, по его мнению, политические принципы и системы обеспечения и соблюдения закона должны быть выработаны до возникновения явных нарушений, а правила должны носить всеобщий характер. Способом разрешения противоречия между рациональностью и эффективностью становится конституционный выбор – выбор самых общих правил политической жизни.
Ф.Хайек обращает внимание на принципы, положенные в Конституции и указывает на то, что орг-ия влиятельных групп особых интересов невозожна без помощи правительства. Жертвами же становятся потребители, налогоплательщики, старики и др.Ограничена должна быть любая власть, особенно демократическая, писал он. Главное назначение конституц. правил – строжайшее ограничение прав центр.власти, какой бы демокр. курс она бы не проводила.
2.В основе нелегальных экономических отношений в России лежит возможность приватизиров