Различные классификации трансакционных издержек

Наиболее емко охарактеризовал трансакционные издержки Кеннет Эрроу"'. По его мнению, это издержки «поддержания экономической системы на ходу». Данное определение отражает суть трансакционных издержек, подчеркивает их интегральный характер, но для анализа оно практически бесполезно. Чтобы представить эти издержки в операциональном виде, опишем их наиболее значимые категории и группы.

Издержки и мотивации (классификация Милгрома-Робертса)

Институты решают проблемы мотивации и координации в условиях неопределенности выбора и ограниченной рациональности агентов, поэтому можно попытаться классифицировать возникающие трансакционные издержки соответственно природе порождаемой ими проблемы.

Подобная попытка была сделана Полом Милгромом и Джоном Робертсом31. По их классификации, трансакционные издержки относятся к одному из двух типов: к издержкам координации или к издержкам мотивации (рис. ).

Издержки координации — это затраты, направленные на то, чтобы обеспечить временное и пространственное соответствие участников трансакции. Такие издержки могут возникать и в рыночных трансакциях, и внутри фирмы. На рынке издержки координации обусловлены необходимостью определить цену товара и характеристики потенциальных партнеров и свести их воедино. Внутри фирмы, структуры иерархической, издержки координации представляют собой издержки передачи информации по различным уровням фирмы, выработки эффективного плана ее деятельности, доведения этого плана до работников и его последующего осуществления. Кроме того, издержки координации включают в себя альтернативные издержки потерянного времени. Пол Милгром (р. 1948) Джон Роберте (р. 1945)

Классификация Милгрома — Робертса наиболее удобна для анализа трансакционных издержек, возникающих во внутрифирменных иерархиях. С ее помощью можно оценить, как с наименьшими затратами скоординировать действия работников, как оптимально распределить информационные потоки, а также учесть возможность искажения информации при ее передаче от нижестоящих работников к вышестоящим.

Трансакционные издержки: определения и классификации

Издержки мотивации — это затраты на обеспечение контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами взаимных обязательств в рамках контракта и пр. Как и издержки координации, они могут возникать и на рынке, и внутри фирмы, что связано с двумя факторами — неполнотой и несовершенством информации, а также оппортунизмом участников взаимодействия. Заметим, что в случае, когда несовершенство информации существенно снижает стимулы агентов к вступлению в сделку, приходится создавать дополнительную и (весьма затратную!) стимулирующую инфраструктуру.

Издержки (классификация Норта – Эггертссона)

Используя классификацию Милгрома—Робертса, можно выделить потенциальные источники трансакционных издержек, но сложно даже качественно оценить сами эти издержки в конкретной сделке.

Для этого необходима другая классификация — простая и наглядная классификация Норта — Эггертссона (первым ее предложил Норт, а четко сформулировал Эггертссон33). Она, единственная, построена по наблюдаемым внешним признакам некой деятельности, которая порождает соответствующие издержки и позволяет проследить их по мере реализации этапов контрактных отношений.

В данной классификации выделяются шесть категорий трансакционных издержек:

• издержки поиска информации (search activities)',

• издержки ведения переговоров {bargainingactivities)',

• издержки составления контракта (contract making activities)',

• издержки мониторинга (monitoring)', ^ •••>•-.••••

• издержки принуждения к исполнению контрактов (enforcement)',

• издержки защиты от третьих лиц (protection against 3rd parties).

Институциональная теория фирмы.

Теория фирмы

Неоклассическая экономика сводила фирмы к производственным функциям, рассматривая саму фирму как «черный ящик», процессы внутри которого абсолютно закрыты для наблюдателя. Теория фирмы изучает внутреннюю структуру фирмы и те проблемы и конфликты, которые возникают при ее создании и функционировании.

Анализируются следующие вопросы. Почему возникают фирмы? Чем обусловлено многообразие организационных форм хозяйственной деятельности? Какие экономические конфликты присущи отношениям в иерархической структуре?

http://www.intuit.ru/department/itmngt/microecon/11/microecon_11.html:

<…>

Наши рекомендации