Различные классификации трансакционных издержек
Наиболее емко охарактеризовал трансакционные издержки Кеннет Эрроу – нобелевский лауреат по экономике 1972 г. за вклад в общую теорию равновесия и за работы в области теории информации. По его мнению, это издержки «поддержания экономической системы на ходу». Данное определение отражает суть трансакционных издержек, подчеркивает их интегральный характер, но для анализа оно практически бесполезно. Чтобы представить эти издержки в операциональном виде, опишем их наиболее значимые категории и группы.
Издержки координации и мотивации (классификация Милгрома -Робертса)
Институты решают проблемы мотивации и координации в условиях неопределенности выбора и ограниченной рациональности агентов, поэтому можно попытаться классифицировать возникающие трансакционные издержки соответственно природе порождаемой ими проблемы. Подобная попытка была сделана Полом Милгромом и Джоном Робертсом (31 Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, 1999). По их классификации, трансакционные издержки относятся к одному из двух типов: к издержкам координации или к издержкам мотивации
Издержки координации — это затраты, направленные на то, чтобы обеспечить временное и пространственное соответствие участников трансакции.
Издержки мотивации — это затраты на обеспечение контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами взаимных обязательств в рамках контракта и пр. Как и издержки координации, они могут возникать и на рынке, и внутри фирмы, что связано с двумя факторами — неполнотой и несовершенством информации, а также оппортунизмом участников взаимодействия..
Издержки ex ante иex post (классификация Норта - Эггертссона)
Используя классификацию Милгрома — Робертса, можно выделить потенциальные источники трансакционных издержек, но сложно даже качественно оценить сами эти издержки в конкретной сделке. Для этого необходима другая классификация — простая и наглядная классификация Норта — Эггертссона Она, единственная, построена по наблюдаемым внешним признакам некой деятельности, которая порождает соответствующие издержки и позволяет проследить их по мере реализации этапов контрактных отношений. В данной классификации выделяются шесть категорий трансакционных издержек:
· издержки поиска информации (search activities);
· издержки ведения переговоров (bargaining activities);
· издержки составления контракта (contract making activities);
· издержки мониторинга (monitoring);
· издержки принуждения к исполнению контрактов (enforcement);
· издержки защиты от третьих лиц (protection against 3rd parties).
Рассмотрим их последовательно.
· издержки поиска информации (search activities);
Существуют четыре основных сферы поиска:
· приемлемая цена;
· информация о качестве имеющихся товаров и услуг;
· информация о «качестве» продавцов;
· информация о «качестве» покупателей.
Затраты, связанные с деятельностью в этих сферах, несут все хозяйствующие субъекты — и индивиды, и фирмы.
Поиск может осуществляться и на открытом анонимном рынке, и через социальные сети, в которые включены агенты (в т.ч. использование дружеских связей).
Идиосинкратический поиск. Такой поиск преимущественно основан на личных связях и (или) на приписываемых характеристиках, а не на институционализированных отраслевых стандартах и нормах. В силу низкого доверия к последним информация, собранная подобным образом, не может быть использована при анализе эффективности других отношений. Поэтому затраты, связанные с поиском, носят идиосинкратический характер (отсюда и название поиска).
Всеобъемлющий поиск. Этот поиск характерен для отраслей с более высоким уровнем организации, но при этом он редко формализуется в написанных стандартах и правилах и обставляется бюрократическими процедурами (например, отраслевая специализация региона с низким уровнем входа и выхода новых фирм). Информация, полученная через личные связи, здесь дополняется информацией, которой доверяют все члены данной отрасли, и поиск оказывается наиболее эффективным.
Рутинный поиск. Это более формализованный и бюрократизированный способ сбора информации о деловых партнерах в сочетании со слабо организованными отраслевыми процедурами. В данном случае фирмы используют рутины, которые уже сложились в отрасли, и таким образом преодолевают неопределенность.
Отраслевой поиск. Этот поиск опирается в основном на процедуры жестко структурированной отрасли. Фирмы не доверяют информации, полученной на основании личных связей. Они полагаются на информацию, которую им предоставляют рейтинговые агентства, аудиторские фирмы и пр. Очевидно, что издержки поиска партнеров значительно ниже в той отрасли, которая жестко структурирована. Однако при этом круг возможных партнеров сужается.
· издержки ведения переговоров (bargaining activities);
Издержки ведения переговоров включают три категории.
Кпервой категории относятся издержки коммуникации.
Это и затраты на переводчиков, если речь идет об иностранных партнерах, и издержки, связанные с непониманием партнерами друг друга из-за различий в бизнес-культуре.
Вторую категорию составляют стратегические издержки (затраты на дорогие приемы, обеды, сопровождение партнера, прибывшего на переговоры, и пр.).
К третьей категории относятся издержки затягивания принятия решений(издержки альтернативные).
· издержки составления контракта (contract making activities);
— издержки, связанные с фиксацией тем или иным способом содержания контракта.
В отличие от издержек ведения переговоров, последствия контрактной неполноты до заключения контракта просчитать практически невозможно. При составлении контракта стороны должны также учитывать, что их позиция по тем или иным вопросам может быть использована для получения информации, которую стороны добровольно раскрыть не хотели бы.
К издержкам составления контракта относятся юридическая поддержка составления контрактов (до 10—15% от суммы контракта), расходы на заработную плату сотрудников, которые готовят данный контракт, и их техническое обеспечение (компьютеры, принтеры, бумага и т.д.).
· издержки мониторинга (monitoring);
На стадии реализации контракта стороны несут определенные, часто весьма значительные, издержки мониторинга деятельности своих партнеров.
Мониторинг, во-первых, дает информацию о действиях партнеров (а также о том, нужно ли требовать компенсаций, штрафов и пр.) и, во-вторых, стимулирует добросовестное исполнение контрактных обязательств.
Мониторинг за исполнением контрактов имеет не только технологическую, но и культурную специфику, в связи с чем его интенсивность в разных странах различна. Интенсивность мониторинга характеризуется отношением числа менеджеров и административных работников к числу рабочих и служащих, занятых на производстве в каждой стране.
· издержки принуждения к исполнению контрактов (enforcement);
Участники взаимодействия могут попытаться уклониться от исполнения контрактных обязательств, так как эти обязательства нередко противоречат их сиюминутным интересам. Поэтому необходимы механизмы принуждения к исполнению контрактов. Форма и эффективность принуждения зависит от вида контрактных отношений.
Организация той или иной системы принуждения в разных странах связана с различными по величине издержками (что определяется как культурными различиями стран, так и разными по величине издержками доступа к правовой системе). В сложившейся ныне российской хозяйственной практике судебное разбирательство, по сути, есть продолжение переговоров, также требующее определенных вложений, стратегического поведения, торговли.
Принуждение партнеров к исполнению обязательств
Существуют два механизма такого принуждения.
Репутационный механизм принуждения. Он основан на заинтересованности фирмы в сохранении хороших отношений с прошлыми, настоящими и будущими партнерами. Чтобы репутационный контроль за поведением фирмы был эффективен, информационные потоки должны быстро и надежно распространяться в деловом сообществе (скажем, в отрасли), а число ведущих фирм должно быть более или менее постоянным. Высокие барьеры входа и выхода из отрасли и территориальная близость фирм создают предпосылки для эффективного репутационного принуждения.
Контрактный механизм принуждения. Он основан на формализации взаимных обязательств сторон посредством заключения всеобъемлющих контрактов и привлечения третьей стороны для улаживания конфликтов в случае непредвиденных обстоятельств. Эффективность контрактного контроля зависит от эффективности законодательства и доступности более дешевых альтернативных санкций.
Можно выделить четыре идеальных типа контроля за исполнением обязательств.
Неформальный частный контроль.