Различные классификации трансакционных издержек

Наиболее емко охарактеризовал трансакционные издержки Кен­нет Эрроу – нобелевский лауреат по экономике 1972 г. за вклад в общую теорию равновесия и за работы в области теории информации. По его мнению, это издержки «поддержания эконо­мической системы на ходу». Данное определение отражает суть трансакционных издержек, подчеркивает их интегральный харак­тер, но для анализа оно практически бесполезно. Чтобы предста­вить эти издержки в операциональном виде, опишем их наиболее значимые категории и группы.

Издержки координации и мотивации (классификация Милгрома -Робертса)

Институты решают проблемы мотивации и координации в условиях неопределенности выбора и ограниченной рациональности агентов, поэтому можно попытаться классифицировать возникающие трансакционные издержки соответственно природе порождаемой ими проблемы. Подобная попытка была сделана Полом Милгромом и Джоном Робертсом (31 Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. Т. 1. СПб.: Экономиче­ская школа, 1999). По их классифи­кации, трансакционные издержки относятся к одному из двух типов: к издержкам координации или к издержкам мотивации

Издержки координации — это за­траты, направленные на то, чтобы обе­спечить временное и пространственное соответствие участников трансакции.

Издержки мотивации — это затраты на обеспечение контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами взаимных обязательств в рамках контракта и пр. Как и издержки координации, они могут возникать и на рынке, и внутри фирмы, что связано с двумя факторами — неполнотой и несовершенством информации, а также оппортунизмом участников взаимодействия..

Издержки ex ante иex post (классификация Норта - Эггертссона)

Используя классификацию Милгрома — Робертса, можно выделить потенциальные источники трансакционных издержек, но сложно даже качественно оценить сами эти издержки в конкретной сделке. Для этого необходима другая классификация — простая и нагляд­ная классификация Норта — Эггертссона Она, единственная, построена по наблюдаемым внешним признакам некой деятельности, которая порождает соответствующие издержки и позволяет проследить их по мере реализации этапов контрактных отношений. В данной классификации выделяются шесть категорий трансакци­онных издержек:

· издержки поиска информации (search activities);

· издержки ведения переговоров (bargaining activities);

· издержки составления контракта (contract making activities);

· издержки мониторинга (monitoring);

· издержки принуждения к исполнению контрактов (enforcement);

· издержки защиты от третьих лиц (protection against 3rd parties).

Рассмотрим их последовательно.

· издержки поиска информации (search activities);

Существуют четыре основных сферы поиска:

· приемлемая цена;

· информация о качестве имеющихся товаров и услуг;

· информация о «качестве» продавцов;

· информация о «качестве» покупателей.

Затраты, связанные с деятельностью в этих сферах, несут все хозяйствующие субъекты — и индивиды, и фирмы.

Поиск может осуществляться и на открытом анонимном рынке, и через социальные сети, в которые включены агенты (в т.ч. использование дружеских связей).

Идиосинкратический поиск. Такой поиск преимущественно основан на личных связях и (или) на приписываемых характеристиках, а не на институционализированных отраслевых стандартах и нормах. В силу низкого доверия к последним информация, собранная подобным образом, не может быть использована при анализе эффективности других отношений. Поэтому затраты, связанные с поиском, носят идиосинкратический характер (отсюда и название поиска).

Всеобъемлющий поиск. Этот поиск характерен для отраслей с более высоким уровнем организации, но при этом он редко формализуется в написанных стандартах и правилах и об­ставляется бюрократическими процедурами (например, отраслевая специализация региона с низким уровнем входа и выхода новых фирм). Информация, полученная через личные связи, здесь дополняется информацией, которой доверяют все члены данной отрасли, и поиск ока­зывается наиболее эффективным.

Рутинный поиск. Это более формализованный и бюрокра­тизированный способ сбора информации о деловых партнерах в сочетании со слабо организованными отраслевыми процедурами. В данном случае фирмы используют рутины, которые уже сложи­лись в отрасли, и таким образом преодолевают неопределенность.

Отраслевой поиск. Этот поиск опирается в основном на про­цедуры жестко структурированной отрасли. Фирмы не доверяют информации, полученной на основании личных связей. Они пола­гаются на информацию, которую им предоставляют рейтинговые агентства, аудиторские фирмы и пр. Очевидно, что издержки поиска партнеров значительно ниже в той отрасли, которая жестко структурирована. Однако при этом круг возможных партнеров сужается.

· издержки ведения переговоров (bargaining activities);

Издержки ведения переговоров включают три ка­тегории.

Кпервой категории относятся издержки ком­муникации.

Это и затраты на переводчиков, если речь идет об иностранных партнерах, и издержки, связанные с непониманием партнерами друг дру­га из-за различий в бизнес-культуре.

Вторую категорию составляют стратегические издержки (затраты на дорогие приемы, обеды, сопровождение партнера, прибывшего на переговоры, и пр.).

К третьей категории относятся издержки затягивания принятия решений(издержки альтернативные).

· издержки составления контракта (contract making activities);

— издержки, связанные с фиксацией тем или иным способом содержания контракта.

В отличие от издержек ведения переговоров, последствия контрактной неполно­ты до заключения контракта просчитать практически невозможно. При составлении контракта стороны должны также учитывать, что их позиция по тем или иным вопросам может быть ис­пользована для получения информации, которую стороны добровольно раскрыть не хотели бы.

К издержкам составления контракта от­носятся юридическая поддержка составления контрактов (до 10—15% от суммы контракта), расходы на заработную плату сотрудников, которые готовят данный контракт, и их техническое обеспечение (компьютеры, принтеры, бумага и т.д.).

· издержки мониторинга (monitoring);

На стадии реализации контракта стороны несут определенные, часто весьма значительные, из­держки мониторинга деятельности своих партнеров.

Мониторинг, во-первых, дает информацию о действиях партнеров (а также о том, нужно ли требовать компенсаций, штрафов и пр.) и, во-вто­рых, стимулирует добросовестное исполнение контрактных обязательств.

Мониторинг за исполнением контрактов имеет не только технологическую, но и куль­турную специфику, в связи с чем его интенсивность в разных странах различна. Интенсивность мониторинга характеризуется отношением числа менеджеров и административных работников к числу рабочих и служащих, занятых на производстве в каждой стране.

· издержки принуждения к исполнению контрактов (enforcement);

Участники взаимодействия могут попытаться уклониться от исполнения контрактных обязательств, так как эти обязательства нередко противоречат их сиюминутным интересам. Поэто­му необходимы механизмы принуждения к исполнению контрактов. Форма и эффективность принуждения зависит от вида контрактных отношений.

Организация той или иной системы принуждения в разных странах связана с различны­ми по величине издержками (что определяется как культурными различиями стран, так и раз­ными по величине издержками доступа к правовой системе). В сложившейся ныне российской хозяйственной практике судебное разбирательство, по сути, есть продолжение переговоров, также требующее определенных вложений, стратегического поведения, торговли.

Принуждение партнеров к исполнению обязательств

Существуют два механизма такого принуждения.

Репутационный механизм принуждения. Он основан на заинтересованности фирмы в сохранении хороших отношений с прошлыми, настоящими и будущими партнерами. Чтобы репутационный контроль за поведением фир­мы был эффективен, информационные потоки должны быстро и надежно распространяться в деловом сообществе (скажем, в отрасли), а число ведущих фирм должно быть более или менее постоянным. Высокие барьеры входа и выхода из отрасли и территориальная близость фирм создают предпосылки для эффективного репутационного принуждения.

Контрактный механизм принуждения. Он основан на формализации взаимных обяза­тельств сторон посредством заключения всеобъемлющих контрактов и привлечения третьей стороны для улаживания конфликтов в случае непредвиденных обстоятельств. Эффективность контрактного контроля зависит от эффективности законодательства и доступности более дешевых альтернативных санкций.

Можно выделить четыре идеальных типа контроля за исполнением обязательств.

Неформальный частный контроль.

Наши рекомендации