Качество продукции: определение, значение, показатели (обобщающие, единичные, комплексные), понятие и оценка технического уровня.
Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят: - доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме; - коэффициент обновления ассортимента продукции; - доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты; - доля производственного брака; - относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др. Технический уровень продукции – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями. Оценка технического уровня продукции должна вестись на протяжении всего жизненного цикла изделия: исследование и конструирование (проектирование), производство, обращение и реализация, эксплуатация и потребление. Для оценки технического уровня и качества продукции используют дифференциальный, обобщающий, смешанный и комплексный методы. Дифференциальный метод, или метод относительных показателей, основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий. Смешанный метод – сочетание дифференциального и обобщающего методов. Он применяется в случае, если обобщающий показатель качества недостаточно полно учитывает все существенные свойства изделия и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных групп свойств. Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию, т. е. определяется интегральный показатель качества продукции.
Формирование структуры цеха и направления совершенствования производственных структур.
По структуре цех формируется из отдельных структурных единиц – участков. Участок организуется либо по технологическому, либо по предметному признаку организации. Участок – сов-ть технологического оборудования, необходимого для изготовления предмета труда. Примеры участков: по технологическому принципу: токорный, фрезерный, сборочный; - по предметному принципу по месту нахождения: участок двигателей, участок масел и т.д. Первичным звеном каждого производственного участка является рабочее место – часть производственной площадки участка или цеха, закреплённая за одним рабочим или бригадой, и оснащённое оборудованием, инструментом и вспомогательными устройствами, соответствующих характеру выполняемых работ. За каждым рабочим местом закрепляется одна или несколько рабочих операций. Направления совершенствования производственной структуры: 1) укрепление предприятия и цехов, позволяющее внедрить б.-производственную технику; 2) построение цехов и производственных участков по предметному принципу; 3) сокращение удельного веса вспомогательных цехов путём кооперирования с другими предприятиями, выполняющими ремонт оборудования и изготавливающими инструмент и приспособления; 4) при существовании предприятия необходимого масштаба и структуры ликвидируются цеха, т.е. формируется производственная структура по безцеховому принципу.
Организация технического контроля качества продукции на предприятии: понятие технического контроля, его задачи; состав и функции отдела технического контроля, виды и объекты технического контроля, учет и анализ брака.
Основным процессом в области управления качеством является процесс технического контроля- система методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандарта и межцеховым нормам, а так же обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами. Задачитехнического контроля: - предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество выпускаемой продукции; - обеспечение соблюдения заданного технологического режима; - установление требуемого качества выпускаемой продукции; Функции, выполняемые в процессе технического контроля выполняет служба технического контроля, которая может включать отдел технического контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Технический контроль осуществляется по 2м направлениям: 1)контроль качества сырья, полуфабрикатов и товарной продукции; 2)контроль параметров технологического режима. Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо установить: - вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный); - форму контроля; - методы (сплошной выборочный); - частоту (периодичность); - органы контроля; - документацию по контролю; - экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм. Виды технического контроля по назначению: · входной, определяющий соответствие закупаемых для производства сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий требованиям научно-технической документации (НТД); · предварительный, осуществляется с целью предотвращения поступления в производство бракованных предметов труда и заключается в проверке качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих до начала их обработки; · промежуточный, осуществляется в процессе изготовления какого-либо объекта по отдельным операциям; · окончательный, производится при приемке готовых изделий для выявления некачественной продукции. К объектам технического контроля относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, детали, сборочные единицы, изделия, оборудование и технологическое оснащение, транспортные средства и технологические процессы. Для ликвидации и предупреждения брака необходимо различать его виды, выявлять причины и виновников. Под видом брака подразумеваются те конкретные дефекты и отступления от установленных требований к качеству материала, форме, размерам изделия которые являются основанием для его забракования и отделения от годных изделий. Причина брака — это отклонения от нормальных производственных условий и, в частности, от установленного технологического процесса, которые повлекли за собой появление брака, т. е. это нарушение технологической производственной и трудовой дисциплины. Виновники брака — это те конкретные лица, по вине которых появился брак, например рабочий, наладчик, контролер, механик, конструктор, технолог и т. д. Анализ брака и рекламаций производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов. В результате анализа определяются: количество и процент брака по предприятию и его подразделениям, потери от брака в нормо-часах или денежном выражении.