Проектировочная деятельность
Выявление и обоснование проблем, на решение которых направлены усилия конкретного социозащитного учреждения. Критерии определения проблем, их приоритетность. | по результату | Соответствует проектировочному этапу практики, этапу планирования деятельности в области социальной работы | ||
Создание социального проекта на базе одного из учреждений социальной защиты населения. Его защита. | по результату | то же | ||
Творческое использование социальных технологий в работе с различными группами населения (на базе одного из профильных учреждений). | по результату | то же |
Исследовательская деятельность
Проведение микроисследования по выявлению критериев эффективности деятельности учреждения по профилактике: отклоняющегося поведения; алкоголизма; безнадзорности; наркозависимости и других социальных проблем. | по результату | Соответствует диагностическому этапу практики |
Собственно практическая деятельность
Работа волонтером в одном из социозащитных учреждений (социальный приют, дом инвалидов, кризисный центр, центр реабилитации и т.п.) | в течение месяца | Соответствует рабочему этапу практики | ||
Выполнение функционала социального работника в КЦСОН районов города (обслуживание клиентов на дому, сопровождение, консультирование и т.п.) | в течение месяца | то же | ||
Работа в подразделениях кафедры, университета (социальных служб учреждения). | в течение месяца | то же | ||
Участие в организации и проведении благотворительных акций на факультете, в университете, на базе другого учреждения | несколько акций в течение учебного года | то же | ||
Создание индивидуального, уникального социального проекта на базе одного из учреждений социальной защиты населения района, города. | по результату | то же | ||
Работа в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних | в течение месяца | то же | ||
Консультирование отдельных граждан по вопросам социальной помощи, предоставляемой в учреждении. | 20 дней | то же | ||
Работа в центрах социальной помощи семье и детям. | в течение месяца | то же | ||
Работа в центрах занятости населения. | 20 дней | то же | ||
Работа в центрах реабилитации для инвалидов (детей – инвалидов) | в течение месяца | то же |
Примечание 1: если в деятельности студента присутствуют все этапы практики, то она может быть зачтена за практику полностью.
Примечание 2:для получения зачета по данному виду практики за период освоения индивидуального маршрута студенту необходимо набрать не менее 100 баллов.
Приложение 1
Титульный лист отчета по практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
Кафедра социальной педагогики
Отчет по производственной практике
Студента очной формы обучения
По направлению 040100.62 – Социальная работа
Ф. И. О., группа___________________________________
Куратор по практике от кафедры
Социальной педагогики
Ф. И. О., уч. ст., должность_________________________
______________________________________________
Куратор по практике от учреждения
Ф. И. О., должность_______________________________
______________________________________________
Санкт Петербург
Приложение 2
Дневник практики
Дата | Выполненная работа | Отметка руководителя практики о выполнении |
Рекомендации по ведению дневника практики.
Графы 1, 2 заполняются ежедневно. В графе «Выполненная работа» указываются названия мероприятий, посещенные учреждения (например, изучение документов, оформление бланков, участие в беседе с клиентом, оформление помещения, участие в опросе, обработка данных опроса, работа с компьютерной базой данных, изучение литературы, разработка занятия по профилактике, реабилитации, консультирование и т.п.).
Графа 3 может быть заполнена в другие сроки. В дневнике можно фиксировать собственные предложения, интересные случаи, оценивать работу своих коллег и свою, записывать свои впечатления.
Дневниковые записи подписываются руководителем практики от учреждения, визируются печатью учреждения.
Приложение 3.
Примерный перечень заданий для студентов
I. Начните подготовку к прохождению производственной практики с изучения некоторых источников.
1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/Под ред. Л. С. Алексеевой. – М., 2000.
2. Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект. – М., 2002.
3. Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома – интернаты. – СПб., 1996.
4. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Научно-методическое пособие/Под ред. В. Ю. Меновщикова. – М., 2001.
5. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М: ТЦ Сфера, 2004.
6. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М, 1994.
7. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М., 2001.
8. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями/Ю. А. Блинков, С. А. Игнатьева и др. – М., 2002.
9. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002.
10. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.
К концу практики составьте свой аннотированный список литературы по проблемам целевой группы клиентов, с которой Вы работали в социозащитном учреждении.
II. Составьте краткую визитную карточку учреждения.
III. Дайте подробную характеристику целевой группы клиентов, с которой Вы работали в ходе производственной практики.
IV. Изучите формы и методы социальной работы с целевой группой клиентов в учреждении. Опишите их. Предложите дополнительные (инновационные, нетрадиционные и т.п.) способы осуществления социозащитной деятельности. С этой целью изучите возможности учреждения, на базе которого Вы проходили практику.
V. Примите участие в организации и проведении конкретных мероприятий, проводимых для целевой группы клиентов (для отдельных клиентов) на базе учреждения. Опишите ход подготовки и проведения мероприятия (сценарий).
VI. Окажите посильную помощь специалистам в учреждении (виды деятельности студенты отражают в своих дневниковых записях). Это может быть посещение семьи группы риска, индивидуальные занятия (консультации) с клиентами, оформление документации, упорядочение базы данных учреждения и т.п.
Примечание:На использование документации, методических материалов практикант должен получить согласие руководства учреждения. Копии разрешенных документов должны иметь все необходимые реквизиты (названия, даты, резолюции и т.п.). Документы, бланки, формы могут быть приложением к отчету о практике.
Приложение 4
Рекомендации для студентов по освоению отдельных направлений во время практики
Социальная работа с семьей
Эта работа может осуществляться на базе следующих учреждений: отделов социальной защиты населения районных и городских администраций; центров социальной помощи семье и детям; центров социального обслуживания населения, имеющих в своем составе соответствующие отделения; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. С некоторыми аспектами этой работы можно познакомиться в образовательных учреждениях.
При работе следует обратить внимание на критерии определения нуждаемости семьи в социальной помощи и защите. Эта работа сопровождается ведением банка данных.
Необходимо познакомиться с семейным законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами, а также приоритетные направления государственной семейной политики.
Кроме групповых методов работы с семьей активно используется адресная работа. Поэтому целесообразно выбрать две-три семьи, находящиеся на социальном обслуживании и изучить на их примере основные приемы работы. При индивидуальной работе большое значение имеет качество ведения дневника наблюдения.