Формы организации производства, их особенности и взаимосвязь.
К наиб. известным и широко распространенным в соврем. условиях хозяйст-я формам орг-ции пр-ва относятся специализация, концентрация, комбинирование, кооперирование и диверсификация
1.Специализация. Предполагает сосредоточение на одном пр-тии (в его структурных подразделениях) выпуска однотипной продукции. С. базируется на принципе разделения труда и концентрации однородного пр-ва в масштабах всего пр-тия (цеха, участка). Различают предметную, подетальную и технологическую специализацию.
Предметная с.— это сосредоточение выпуска на 1-м пр-тии однотипной готовой пр-ции. Подетальная предполагает орг-цию пр-ва на пр-тии в целом и в отдельном его подразделении отдельн. деталей, узлов или частей гот. продукции.
Технологическая основана на выполнении в масштабах предприятия (цеха, участка) опред-х операций или стадий произв. процесса.
Наиболее полное и широкое развитие эти виды сп-ции пр-ва получили в машиностроении. Важнейшей предпосылкой развития специализации производст. процессов выступают такие факторы, как:
• возможность повышения уровня механизации и автоматизации произв. процессов;
• повышение качества изготовляемой на специализированных пр-вах продукции;
• достижение более высок. показателей экон. эффек-сти пр-ва одних и тех же изделий на специализ-х пр-тиях (цехах, участках) в первую очередь за счет сокращения текущих издержек пр-ва и в результате увеличения суммы прибыли.
2.Концентрация. Эта форма предусм- ет процесс сосредоточения выпуска одноименной продукции на крупных пред-тиях. Масштабностью пр-ва и определяется в первую очередь уровень концентрации пр-тия, который зависит от размеров единичной мощности основного технологичю. обор-я (машин, агрегатов, аппаратов), режима работы пр-тия. Агрегатная предполагает увеличение единичной мощности технолог. оборудования. Технологическая проявляется в увеличении V пр-ва продукции, достигаемой путем расширения масштабов ее выпуска на основе увеличения качества однотипного оборудования.
Заводская — это укрупнение предприятий, осущ-мое как за счет расширения пр-тий, так и вследствие объед-я неск-ких родственных по профилю пр-ва пред-тий в одно.
Положит факторы Концетрации. : сокращение издержек пр-ва; возможность осуществлять инновац. деятельность по развитию и повышению экономич. эф-сти произ-ва; более широкие возможности экологизации пр-ва.
Отрицат факторы: усложнение процесса управления предприятием;возникновение реальных возможностей монополизации производства.
3.Комбинирование. Предполагает соединение в масштабах одного пр-тия произ-во различных видов продукции, относящихся нередко к различ. отраслям промыш-сти, но достаточно тесно технологически связанных специализ-ных производств (черная и цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, дерево обрабатывающая отрасли)
Осн. направления реализации Комбинирования.:
• удлинение технологической цепочки (последоват. переработка сырья);
• организация комплексного использования исходных материально-сырьевых ресурсов;
• комбинирование на основе утилизации отходов произв-ва ( ипольз-е отходов)
4.Кооперирование.Предусматривает формирование производст. связей м/д пр-тиями, цехами или участками, занимающимися изготовлением одного и того же вида продукции (передача полуфабрикатов или комплектующих изделий для дальнейшей их переработки из одного основного цеха в другой, выполнение опред. услуг или работ вспомогат. произ водств для нужд основных цехов.)
5.Диверсификация. Означает расширение сфер деят-сти предприятия, расширение номенклатуры продукции.
Различают два вида диверсификации: связанная и несвязанная (конгломеративная). Несвязанная предст. собой процесс охвата таких напр-ний деятельности предприятия, которые не имеют непосредств. связи с основным профилем его деятельности. Связанная д. делится на вертикальную и горизонтальную. Вертик. означает пр-во продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса (производственной цепочки, цепочки создания добавленной стоимости). Горизонтальная — пр-во продуктов на той же ступени производств. цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может выпускаться под уже имеющимся брендом, либо под новым брендом.