Этап. Реализация управленческого решения
1 этап. Разработка управленческого решения включает в себя:
§ получение информации о ситуации;
§ постановка целей;
§ анализ ситуации.
Рассмотрим их более детально.
Получение информации о ситуации
Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством и своевременностью поступления экономической, социальной, правовой и другой информации.
Перед руководством компании всегда стоит задача получения своевременной и адекватной информации, поскольку это повлияет на эффективность управленческого решения. При этом любое управленческое решение требует обработки огромного количества информации, и качество ее обработка зависит от опыта, знаний, интуиции руководства, использования информационных технологий, наличия компетентных помощников и т.д. Значение имеет вся поступающая информация, как качественная, так и количественная. Она должна быть достоверной и достаточно полной. Недостаточное количество информации может приводить к принятию ошибочных или неэффективных решений. Избыточное количество -приводит к необходимости ее обработки и отбора той информации, которая действительно важна для принятия решения.
Среди наиболее важных видов источников информации можно выделить:
- источники внутри самой компании:
- периодические внутренние отчеты,
- публикации рекламных агентств и средств массовой информации,
- публикации фирм, занимающихся исследованиями в области маркетинга и т.д.
В большинстве компаний внутренние источники являются первостепенными. Специализированная группа работников занята информационным обеспечением. Для это проводятся маркетинговые исследования, экономический анализ, анализируется процесс продаж, планирования и исполнения бюджетов и т.д., по результатам проведения которых составляются регулярные отчеты линейных руководителей и служащих, например, отчеты продавцов по телефону или по смс, аналитические и пояснительные записки.
Внешние источники информации поставляют разнообразную информацию, которая крайне важна для процесса управления: правовые и нормативные акты, экономические условия, информацию о новых технологиях производства и т.д. Особое внимание стоит обращать на источники внешней информации, лучше использовать официальные источники.
В настоящее время, все большая доля информации поставляется фирмами специализирующимися на сборе и анализе информации (консалтинговые агентства) строго по заказу.
Итак, на данном этапе цикла принятий управленческого решения стоит задача своевременного получения информации о том, что происходит в настоящее время в организации, какие возникают проблемы, где и в чем есть слабые места.
Постановка целей
Постановка цели является одним из самых важных этапов в цикле принятия управленческого решения. Поскольку от поставленной цели будут зависеть последующие действия.
Цели всегда необходимо ставить четко, при это понимать каковы пути их достижения. Для этого можно построить дерево целей, дерево решений или дерево критериев.
Формирование целей организации может осуществляться непосредственно руководителем, а может вырабатываться коллективно советом директоров, ведущими менеджерами и т. д.
Анализ ситуации
Главной задачей анализа ситуации является выявление факторов, под воздействием которых изменяется ситуация, а также выявление степени влияния каждого фактора, поскольку разрабатываемое управленческое решение должно быть направлено на устранение или уменьшения влияния данного фактора (факторов). В данной ситуации лучше использовать комплексный подход и рассматривать максимальное количество факторов внутренней и внешней среды.
Итак, после анализа ситуации, руководство обладает необходимой информации о том, на что в первую очередь им обратить внимание и в каком направлении стоит разрабатывать альтернативные варианты управленческих решений для достижения поставленных целей.
2 этап. Принятие управленческого решения включает в себя:
§ разработка альтернативных вариантов управленческих решений;
§ анализ альтернативных вариантов управленческих решений;
§ принятие управленческого решения. |
Разработка альтернативных вариантов управленческих решений
На данном этапе необходимо разработать альтернативные варианты управленческих воздействий с использованием специальных методов. Методов разработки управленческих решений довольно много и они весьма разнообразны.
Этап разработки альтернативных вариантов предусматривать специальную организацию и проведение экспертиз с использованием метода "мозговой атаки" и его производных, а также создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но структурируемых случаях. Не исключен и индивидуальный подход руководителя в разработке альтернативных вариантов решений.
Результатом данного этапа должно стать достаточное количество альтернативных решений, они могут быть представлены в виде идей, концепций, предположений и на следующем этапе они подвергнуться детальному анализу.
Анализ альтернативных вариантов управленческих решений
После разработки альтернативных вариантов управленческих воздействий осуществляется их предварительный анализ для понимая того, какие из них можно реально реализовать, а какие нет. Для отсеивания таких вариантов решений используются сравнительные оценки, проверяют на отсутствие дублирования и т.д.
Далее проводят углубленный анализ отобранных вариантов, учитывая специфические особенности управленческой ситуации и разрабатываются прогнозы развития ситуации под влиянием каждой альтернативы.