В.И. Кузнецов, Ю.И.Башкатова,М.Н.Конотопов, М.М.Романова

Теория менеджмента

Учебно-методический комплекс

Москва 2012

УДК – 65

ББК – 65.290-2

И – 457

Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И.,Башкатова Ю.И., Конотопов М.Н., Романова М.М.Теория менеджмента:Учебно-методический комплекс.– М.: Изд. центр ЕАОИ. 2012. – 262 с.

Настоящее пособие соответствует требованиям, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 – Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»).

ISBN 978-5-374-00114-3© Леонтьева Л.С., 2012

© Кузнецов В.И., 2012

© Евразийский открытый институт, 2012

Содержание

Введение.......................................................................................... 8

Тема 1. История развития менеджмента. Современная
управленческая парадигма. Модели менеджмента 8

1.1. История развития менеджмента.
Современная управленческая парадигма................. 8

1.2. Модели менеджмента................................................. 20

1.3. Менеджерская информация..................................... 23

Тема 2. Стратегические и тактические планы в системе
менеджмента............................................................... 25

Тема 3. Организационные отношения в системе
менеджмента. Управление группой...................... 51

3.1. Организационные отношения в системе
менеджмента................................................................. 51

3.2. Управление группой................................................... 63

3.3. Коммуникации- основа обеспечения процессов регулирования и координации…………………………………...

Тема 4. Мотивация, регулирование и контроль в системе
менеджмента................................................................ 75

4.1. Мотивация.................................................................... 75

4.2. Регулирование и контроль в системе менеджмента 82

Тема 5. Лидерство, влияние и власть, руководство, стили
руководства.................................................................... 84

5.1. Лидерство, влияние и власть..................................... 84

5.2. Руководство, стили руководства............................... 85

5.3. Управление конфликтами…………………………..

Тема 6. Кадровое планирование............................................ 90

6.1. Планирование привлечения персонала................... 91

6.2. Планирование сокращения персонала.................... 99

6.3. Социальное партнерство............................................ 99

Тема 7. Рабочее время. Организация заработной платы 102

7.1. Рабочее время........................................................... 102

7.2. Организация заработной платы............................. 114

Тема 8. Управленческое решение, как продукт управленческой деятельности……………………………………………

8.1. Понятие управленческого решения…………………..

8.2.Сущность управленческого решения………………….

8.3. Показатели качества и эффективности управленческих решений……………………….

8.4. Цикл принятия управленческих решений ……….

8.5. Принятие управленческого решения в условиях неопределенности и риска………………………………………………

Тема 9. Теория организации................................................. 136

9.1. Понятие системы………………………………………..

9.2. Категории системного подхода………………………

9.3. Открытые и закрытые системы………………………

9.4. Законы организации……………………………………

9.5. Основополагающие законы организации ………….

9.5.1. Закон синергии..............................................................

9.5.2. Закон развития..............................................................

9.5.3. Закон самосохранения.………………………………

9.6. Специфические законы организации………………

9.6.1.Закон информированности-упорядоченности.....

9.6.2. Закон композиции и пропорционально................

9.6.3. Закон анализа и синтеза.............................................

Руководство по изучению дисциплины.................................. 167

Практикум.................................................................................. 182

Тесты............................................................................................ 207

Учебная программа.................................................................. 227

Примерная тематика курсовых работ.................................... 234

Рекомендуемая литература...................................................... 237

Введение

Существует мнение, что термин «менеджмент» труден для понимания, т.к. он типично американский и не может быть буквально переведен на какой-либо другой язык.

В последнее время термин «менеджмент» приобрело очень широкое распространение.

Однако в литературе приводятся различные его определения. Рассмотрим некоторые из них.

Менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Менеджмент можно представить в виде формулы:

менеджмент = искусство + опыт + обучение.

Поясним вышеприведенную формулу.

Безусловно, управление производством требует специальных, врожденных способностей. Эти способности развиваются в результате практической деятельности с приобретением опыта. Опыт, в свою очередь, накапливается практическим путем, путем проб и ошибок или методами интенсивного освоения опыта, т.е. с помощью обучения.

Обучение менеджменту представляет собой анализ большого количества управленческих ситуаций, непосредственное участие в управленческих играх, стажировках в крупных фирмах и т.д.

Термин «менеджмент» обычно не употребляется для обозначения государственного или общественного управления («governmentadministration» или «publicadministration»). Он применяется лишь к управлению социально-экономи­ческими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.

Менеджер (от англ. manager) – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением, считать менеджером. Менеджер – человек, имеющий специальную подготовку. Основные задачи менеджера:

· координация,

· руководство,

· управление,

· принятие решений.

Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить, и подбора команды.

В России слово менеджер стали употреблять в 90-е годы прошлого века и зачастую менеджерами называют не руководителей, занятых управлением, а обыкновенных исполнителей. Например, менеджер торгового зала (продавец), менеджер по клинингу (уборщица) и т.д.[1]

Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием. На этой основе возникла теория менеджеризма, согласно которой контроль над производством перешел от частных собственников к наемным управляющим – менеджерам.

Существуют и другие теории, согласно которым происходит устранение власти собственников над корпорациями и банками, передавая ее в руки менеджеров, технократов.

Так в 30-е гг. XX века в работах А. Берли и Г. Минса возникла теория Управленческой революции, которая в 40-е годы развивалась Д.Х. Бернхемом, в 60–70-е гг. Дж. Голбрейтом и др. Эта теория смыкается с теорией Народного капитализма, теорией конвергенции.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности.

Выделяют следующие виды разделения труда менеджеров:

· функциональное (группы менеджеров, которые выполняют одинаковые функции);

· структурное;

· вертикальное (выделение трех уровней управления: низшего (руководитель бригады, смены, участка); среднего (менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления); высшего (администрация предприятия));

· горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям.

Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обусловливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;

органы государственного и муниципального управления;

структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;

процессы государственного и муниципального управления.

Выпускники должны быть готовы к следующим видам профессиональной деятельности:

организационно-управленческая (участие в разработке стратегии организации; планирование деятельности организации и подразделений; формирование организационной структуры; организация работы исполнителей; контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; разработка и реализация проектов; мотивирование персонала организации);

информационно-аналитическая (сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; построение внутренней информационной системы организации; создание и ведение баз данных по различным показателям; оценка эффективности проектов; подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности; оценка эффективности управленческих решений);

предпринимательская (разработка бизнес-проектов; организация предпринимательской деятельности).

ТЕМА 1.


Наши рекомендации