В.И. Кузнецов, Ю.И.Башкатова,М.Н.Конотопов, М.М.Романова
Теория менеджмента
Учебно-методический комплекс
Москва 2012
УДК – 65
ББК – 65.290-2
И – 457
Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И.,Башкатова Ю.И., Конотопов М.Н., Романова М.М.Теория менеджмента:Учебно-методический комплекс.– М.: Изд. центр ЕАОИ. 2012. – 262 с.
Настоящее пособие соответствует требованиям, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 – Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»).
ISBN 978-5-374-00114-3© Леонтьева Л.С., 2012
© Кузнецов В.И., 2012
© Евразийский открытый институт, 2012
Содержание
Введение.......................................................................................... 8
Тема 1. История развития менеджмента. Современная
управленческая парадигма. Модели менеджмента 8
1.1. История развития менеджмента.
Современная управленческая парадигма................. 8
1.2. Модели менеджмента................................................. 20
1.3. Менеджерская информация..................................... 23
Тема 2. Стратегические и тактические планы в системе
менеджмента............................................................... 25
Тема 3. Организационные отношения в системе
менеджмента. Управление группой...................... 51
3.1. Организационные отношения в системе
менеджмента................................................................. 51
3.2. Управление группой................................................... 63
3.3. Коммуникации- основа обеспечения процессов регулирования и координации…………………………………...
Тема 4. Мотивация, регулирование и контроль в системе
менеджмента................................................................ 75
4.1. Мотивация.................................................................... 75
4.2. Регулирование и контроль в системе менеджмента 82
Тема 5. Лидерство, влияние и власть, руководство, стили
руководства.................................................................... 84
5.1. Лидерство, влияние и власть..................................... 84
5.2. Руководство, стили руководства............................... 85
5.3. Управление конфликтами…………………………..
Тема 6. Кадровое планирование............................................ 90
6.1. Планирование привлечения персонала................... 91
6.2. Планирование сокращения персонала.................... 99
6.3. Социальное партнерство............................................ 99
Тема 7. Рабочее время. Организация заработной платы 102
7.1. Рабочее время........................................................... 102
7.2. Организация заработной платы............................. 114
Тема 8. Управленческое решение, как продукт управленческой деятельности……………………………………………
8.1. Понятие управленческого решения…………………..
8.2.Сущность управленческого решения………………….
8.3. Показатели качества и эффективности управленческих решений……………………….
8.4. Цикл принятия управленческих решений ……….
8.5. Принятие управленческого решения в условиях неопределенности и риска………………………………………………
Тема 9. Теория организации................................................. 136
9.1. Понятие системы………………………………………..
9.2. Категории системного подхода………………………
9.3. Открытые и закрытые системы………………………
9.4. Законы организации……………………………………
9.5. Основополагающие законы организации ………….
9.5.1. Закон синергии..............................................................
9.5.2. Закон развития..............................................................
9.5.3. Закон самосохранения.………………………………
9.6. Специфические законы организации………………
9.6.1.Закон информированности-упорядоченности.....
9.6.2. Закон композиции и пропорционально................
9.6.3. Закон анализа и синтеза.............................................
Руководство по изучению дисциплины.................................. 167
Практикум.................................................................................. 182
Тесты............................................................................................ 207
Учебная программа.................................................................. 227
Примерная тематика курсовых работ.................................... 234
Рекомендуемая литература...................................................... 237
Введение
Существует мнение, что термин «менеджмент» труден для понимания, т.к. он типично американский и не может быть буквально переведен на какой-либо другой язык.
В последнее время термин «менеджмент» приобрело очень широкое распространение.
Однако в литературе приводятся различные его определения. Рассмотрим некоторые из них.
Менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.
Менеджмент можно представить в виде формулы:
менеджмент = искусство + опыт + обучение.
Поясним вышеприведенную формулу.
Безусловно, управление производством требует специальных, врожденных способностей. Эти способности развиваются в результате практической деятельности с приобретением опыта. Опыт, в свою очередь, накапливается практическим путем, путем проб и ошибок или методами интенсивного освоения опыта, т.е. с помощью обучения.
Обучение менеджменту представляет собой анализ большого количества управленческих ситуаций, непосредственное участие в управленческих играх, стажировках в крупных фирмах и т.д.
Термин «менеджмент» обычно не употребляется для обозначения государственного или общественного управления («governmentadministration» или «publicadministration»). Он применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.
Менеджер (от англ. manager) – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.
Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением, считать менеджером. Менеджер – человек, имеющий специальную подготовку. Основные задачи менеджера:
· координация,
· руководство,
· управление,
· принятие решений.
Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить, и подбора команды.
В России слово менеджер стали употреблять в 90-е годы прошлого века и зачастую менеджерами называют не руководителей, занятых управлением, а обыкновенных исполнителей. Например, менеджер торгового зала (продавец), менеджер по клинингу (уборщица) и т.д.[1]
Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием. На этой основе возникла теория менеджеризма, согласно которой контроль над производством перешел от частных собственников к наемным управляющим – менеджерам.
Существуют и другие теории, согласно которым происходит устранение власти собственников над корпорациями и банками, передавая ее в руки менеджеров, технократов.
Так в 30-е гг. XX века в работах А. Берли и Г. Минса возникла теория Управленческой революции, которая в 40-е годы развивалась Д.Х. Бернхемом, в 60–70-е гг. Дж. Голбрейтом и др. Эта теория смыкается с теорией Народного капитализма, теорией конвергенции.
Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности.
Выделяют следующие виды разделения труда менеджеров:
· функциональное (группы менеджеров, которые выполняют одинаковые функции);
· структурное;
· вертикальное (выделение трех уровней управления: низшего (руководитель бригады, смены, участка); среднего (менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления); высшего (администрация предприятия));
· горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям.
Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обусловливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту.
Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
органы государственного и муниципального управления;
структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
процессы государственного и муниципального управления.
Выпускники должны быть готовы к следующим видам профессиональной деятельности:
организационно-управленческая (участие в разработке стратегии организации; планирование деятельности организации и подразделений; формирование организационной структуры; организация работы исполнителей; контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; разработка и реализация проектов; мотивирование персонала организации);
информационно-аналитическая (сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; построение внутренней информационной системы организации; создание и ведение баз данных по различным показателям; оценка эффективности проектов; подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности; оценка эффективности управленческих решений);
предпринимательская (разработка бизнес-проектов; организация предпринимательской деятельности).
ТЕМА 1.