Взаимосвязь основных школ научного менеджмента.
Менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на достижение намеченных целей с помощью оптимального использования трудовых и материальных ресурсов на основе принципов, методов и функций экономического механизма теории менеджмента.
По своей сути этот термин является синонимом слова «управление». Однако «менеджмент» является более узким понятием и применяется только к управлению различными социальными и экономическими процессами в масштабах предприятия или организации. Это понятие включает в себя:
· маркетинг и прогнозирование рыночной конъюнктуры;
· изготовление товаров с минимальными затратами и получение максимальной прибыли от их реализации;
· анализ информации и составление плана достижения намеченной цели;
· управление персоналом, что подразумевает знание основ психологии и социологии.
Главное умение прирожденного менеджера состоит в способности успешно решать задачи. В небольшой фирме функции менеджера обычно выполняет сам директор. Но если фирма достигает средних и крупных размеров, то ему на помощь приходит менеджер (управляющий, организатор, руководитель). И нередко бывает, что именно благодаря своим профессиональным навыкам менеджер решает многие проблемы даже лучше, чем директор.
Теория менеджмента – это наука о методах и принципах такого управления. Для лучшего понимания этой научной дисциплины полезно рассмотреть ее историческое развитие. Эволюция теории менеджмента началась более сотни лет назад. Можно выделить 5 основных сформировавшихся школ управленческой мысли:
Школа, акцентирующая внимание на научных методах менеджмента (с 1885г. по 1920 г.).
• Классическая школа (1920 – 1950 гг.).
• Школа, изучавшая влияние человеческих отношений (с 1930г. по 1950 г.).
• Бихевиористская школа, которую также называют школой поведенческих наук (с 1950г. по сегодняшний день).
• Математическая школа или количественный подход (с 1950г. по настоящее время).
В основе школы научного управления лежат принципы и идеи Фредерика Тейлора. Эта теория менеджмента уделяет большое внимание научному изучению каждого вида трудовой деятельности, специализации труда и внедрению дифференциальной системы оплаты. Тейлор считал, что, используя наблюдение, замеры, логику, можно существенно усовершенствовать операции ручного труда. Другими известными представителями этого направления являются Генри Гантт, супруги Лилиан и Фрэнк Гилбреты.
Основоположником классической школы стал Анри Файоль. Ее представители впервые отделили управление от производства, выделив его в самостоятельный вид деятельности. Эта теория менеджмента делала акцент на совершенствовании и разработке принципов процесса управления предприятием в целом. А. Файоль разработал 14 универсальных принципов управления, а М. Вебер сформулировал основы бюрократического подхода к управлению.
Доктрина «человеческих отношений» стала краеугольным камнем следующей школы менеджмента – школы, которая рассматривала организацию как конкретную «социальную систему». Основатели этой школы (Элтон Мейо, Абрахам Маслоу, Фриц Ротлисбергер) заметили, что на производительность труда оказывают влияние потребности человека. Согласно их мнению, менеджер должен стремиться к неформальному лидерству и завоевывать «благосклонность людей».
В отличие от сторонников школы человеческих отношений, которые делали акцент на потребностях отдельного человека, представители бихевиористской школы (Ф. Герцберг, К. Арджирис , Д. Мак-Грегор, Р. Лайнкерт) рассматривали и изучали поведение людей в группе как формальной, так и неформальной. В этих двух школах разрабатываются теории мотивации в менеджменте.
В математической школе управление является конкретным логическим процессом, который можно описать соответствующей математической моделью. Поэтому внимание направлено на экономико-математические методы, использование статистики и компьютеризацию управления организацией. Среди основателей этой школы наиболее известны Г. Смои, Д. Вудворд, Д. Марч, Г. Акофф, Н. Лоуре, Д. Томпсон.
Взаимосвязь вышеперечисленных школ приводит к созданию высокоэффективного менеджмента. Каждое направление подобно нити каната управления, которые, переплетаясь между собой, создают наивысшую прочность. Современная теория менеджмента вобрала в себя и продолжает углублять и развивать все лучшие достижения и идеи каждой школы.