М24. Корпоративная культура и её влияние на деятельность организации.
Сущ-ет 3 подхода к поним-ю таких понятий Корп.кул-ра (КК) и Орг.кул-ра (ОК):
1) ОК тожд-нно понятию КК;
2) КК свойственна корпорациям;
3) КК =планка, к кот н. стремиться. Рассм. вопрос с т.зр. 1 подхода:
КК или ОК – набор наиб. важных предпол-ий, прин-ых членами орг-ии и полу-их выраж-е в заявляемых орг-ей ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и д-ий; доминир-ие в коллективе моральные нормы и ценности, принятый кодекс повед-я; это повед-е сотр-ков орг-ии, их убеждения, ценности, традиции, уровень в/отношений м/у мен-рами и раб-ками, м/у компанией, ее клиентами и поставщиками.
Осн.признаки ОК: миссия орг-ии; базовые цели орг-ии (служение общ-ву, справед-я прибыль, неуклонный прогресс, исполн-е долга, благосост-ие, уважение к работе); кодекс повед-я в орг-ии (отн-е к комп-ии – преданность, благодарность; отн-е к работе – усердие, ответств-ть и т.д.; отношение к коллегам – приязнь, учтивость; отношение к себе – поддержание здоровья, бодрость).
Виды ОК: Субъ-ная – раздел-ые раб-ми образцы предпол-ий, веры и ожиданий, групповое восприятие орг-го окруж-я с его ценн-ми, нормами, ролями, существующими вне личности. Объ-ая ОК – физ-ое окруж-е, созд-мое в орг-ии: здание, его дизайн, место распол-ия, оборуд-ие и мебель, цвета и объем простр-ва, удобства и т.п.
Сущ-ет много подходов к анализу содержат-ой стороны той или иной ОК. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить 10 содерж-ых хар-ик, свойств-ых любой ОК:
1.Осознание себя и своего места в орг-ии (идентиф-я и цель);
2.Коммуникац-ая сист. и язык общения (исп-ие устной, письм, неверб. комм-ции);
3.Внешний вид, одежда и предст-ие себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность);
4.Пища и обычаи подачи;
5.Время и его осознание;
6.Взаимоотн-я м/у людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям и т.п.),
7.Ценности и нормы;
8.Убеждения и отн-ия (мифы, филос-я, обряды, ритуалы, решения)
9. Ментальные привычки и обучение (сп-б, кот-ым люди думают, изучают инф-ю)
10. Особ-ти и методы работы (отн-е к работе и ответст-ть, разделение и замещение работы, чистота раб. места, кач-во работы, привычки по работе.)
Разв-е ОК предполагает ее форм-ие, поддер-ие и измен-е. Форм-ие кул-ры происх-т в усл-ях реш-я орг-ей 2 важных пробл.:
1)внешн. адаптация – этот процесс связан с поиском и нахожд-м орг-ей своей ниши на рынке и ее приспособл-м, это процесс достиж-я орг-ей своих целей и в/действия с представит-ми внешней среды;
2)внутр. интеграция – устан-ие и поддерж-е эфф-х отн-ий по работе м/у членами орг-ии, это внутриорг-ые процессы и отн-я, способст-т ее внешней адаптации .
На форм-е кул-ры в орг-ии оказ-т влияние кул-ра общ-ва. КК поддерж-ся тем, чему уделяется внимание, тем, как оцен-ся и контр-тся деят-ть членов орг-ии, спос-ми реагир-ия на критич. ситуацию, моделир-ем ролей и обуч-м перс-ла, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию ОК. Изм-е ОК явл-ся прямо противоположным дейст-м по отн-ю к ее поддерж-ю. Изм-я в поведении м. привести к изм-ям в кул-ре орг-ии и наоборот. Возможны 3 сочетания изм-ий повед-я и кул-ры в орг-ии:
· изм-я кул-ры без изм-я повед-я,
· изм-е повед-я без изм-я культуры,
· изм-е повед-я и кул-ры.
ВлияниеОК позволяет в значит-ой мере сгладить проблему соглас-ия индивид-ых целей с общ. целью орг-ии, форм-уя общее культ-ое простр-во, включ-ее ценн-и, нормы и поведенч-ие модели, разделя-е всеми раб-ами. Очевидно, что если кул-ра орг-ии соглас-ся с ее общей целью, она может стать важным ф-ром орг-ой эфф-ти. Поэтому соврем. орг-ии рассм-ют кул-ру как мощный страт. инстр-т, позвол-ий ориент-ть все подразд-я и отдел-ых лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотруд-ов и обеспечить продуктивн. взаимод-ие. Т.е., об ОК можно говорить только в случае, когда высшее рук-во демонстр-ет и утвержд-ет опреде-ую сист-у взглядов, норм и ценн-ей, прямо или косвенно способств-их вып-ию страт. задач орг-ии. Влияние кул-ры на орг-ую эфф-ть опред-ся прежде всего ее соотв-ем общей страт-и орг-ии. Выделяется 4 осн-ых подхода к разреш-ю проблемы несовмес-ти страт. и культ. в орг-ии:
1) игнор-ся кул-ра, серьезным образом препятст-щая эфф-му провед-ю в жизнь выбранной страт-ии;
2) сист.упр-ия подстр-ся под сущ-ую в орг-ии кул-ру; этот подход строится на признании имеющихся барьеров, созд-ых кул-рой для выполн-я желаемой стратегии, и выработке альтернатив по «обходу» этих препят-ий без внесения серьезных измен-й в саму стратегию.
3) дел-ся попытки изменить кул-ру т.обр., чтобы она подход-ла для выбранной стратегии. Это наиб. сложный подход, заним-ий много времени и треб-ий значит. рес-ов. Однако бывают такие ситуации, когда он может быть главным для достиж-я долговрем-го успеха фирмы;
4) измен-ся стратегия с целью ее подстр-ия под сущее-ую кул-ру.
В целом можно выделить два пути влияния ОК на жизнь орг-ии.
Первый, как это было показано выше, — кул-ра и повед-е взаимно влияют др. на др. Второй — кул-ра влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.
Компания с развитой корпоративной культурой обладает следующими признаками.
1. Она узнаваема и обладает индивидуальностью, которая становится ее конкурентным преимуществом.
2. Компания становится привлекательной как для клиентов, так и для потенциальных сотрудников.
3. Проблемы, связанные с персоналом, минимизируются, снижается уровень текучести; сотрудники гордятся своей компанией, они лояльны к ней, их не нужно дополнительно стимулировать и мотивировать.
4. Обстановка в коллективе комфортная. Позитивная атмосфера помогает сотрудникам достигать целей компании.
5. В компании хорошо налажены информационные потоки.
6. Подчиненные не боятся высказывать свою точку зрения, проявляют инициативу, они заботятся о развитии компании больше, чем о получении от нее личных выгод.
Кул-ра орг-ии является ключом к реализ-ии стратегии. ОК является ф-ром повыш-я конкурентосп-ти и адаптивности предпр-я на рынке, поддержания лояльности его раб-ков по отн-ю к орг-ии. ОК отражает миссию фирмы и определяет ее лицо.