Особенности самовыражения ребенка

Характеристика  
Поведение
Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство  
Пассивность, замкнутость, безразличие  
Беспокойство, возбудимость  
Эмоции
Положительно окрашенные  
Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)  
Частая смена эмоций  
Особенности общения со сверстниками
Личностное общение: Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба  
Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность  
Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов  
Деловое общение Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка  
Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка  
Мотивация
Особенности мотивов Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)  
Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)  
Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)  
Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)  
Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)  
Виды мотивов Мотивы достижения успеха  
Мотивы избегания неудач  
Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)  
Особенности восприятия образца и правила: Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно;  
Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием  
Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца  
Особенности решения учебной задачи: Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу  
Принимает, но не удерживает учебную задачу  
Не принимает учебную задачу.  
Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения  
Степень самостоятельности: Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)  
Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)  
Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания  
Саморегуляция Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого  
Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого  
Нуждается в помощи взрослого  
Принимает помощь взрослого  
Не принимает помощь взрослого  
  • Выводы:
  • Рекомендации:

- педагогу
- родителям




Приложение 7

Структура написания характеристики

Общие сведения

- ФИО

- Дата рождения

- Класс

- Состояние здоровья (по необходимости)

- Условия семейного воспитания

- Правильность основной линии семейного воспитания

Учебная деятельность

- Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам)

- Общее умственное развитие (кругозор, эрудиция)

- Особенности развития психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления (наличие творческих способностей, способность находить нестандартные решения и т.д.)

- Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каком учебным предметам проявляет интерес, отношение к оценке, отношение к похвале или порицанию учителей и родителей)

- Основной мотив учебной деятельности, стремление к получению знаний

- Умение учится (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя и т.д.)

Трудовая деятельность

- Отношение к общественно полезном к труду в школе и дома: любит ли трудиться и что именно привлекает – процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы; организованность и дисциплинированность в труде; особенности волевой сферы: готовность к выполнению привлекательной и непривлекательной работы. Какие виды труда предпочитает?

Наши рекомендации