Особенности самовыражения ребенка
Характеристика | |
Поведение | |
Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство | |
Пассивность, замкнутость, безразличие | |
Беспокойство, возбудимость | |
Эмоции | |
Положительно окрашенные | |
Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.) | |
Частая смена эмоций | |
Особенности общения со сверстниками | |
Личностное общение: Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба | |
Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность | |
Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов | |
Деловое общение Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка | |
Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка | |
Мотивация | |
Особенности мотивов Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство) | |
Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) | |
Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) | |
Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью) | |
Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности) | |
Виды мотивов Мотивы достижения успеха | |
Мотивы избегания неудач | |
Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы) | |
Особенности восприятия образца и правила: Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; | |
Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием | |
Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца | |
Особенности решения учебной задачи: Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу | |
Принимает, но не удерживает учебную задачу | |
Не принимает учебную задачу. | |
Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения | |
Степень самостоятельности: Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития) | |
Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) | |
Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания | |
Саморегуляция Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого | |
Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого | |
Нуждается в помощи взрослого | |
Принимает помощь взрослого | |
Не принимает помощь взрослого |
- Выводы:
- Рекомендации:
- педагогу
- родителям
Приложение 7
Структура написания характеристики
Общие сведения
- ФИО
- Дата рождения
- Класс
- Состояние здоровья (по необходимости)
- Условия семейного воспитания
- Правильность основной линии семейного воспитания
Учебная деятельность
- Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам)
- Общее умственное развитие (кругозор, эрудиция)
- Особенности развития психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления (наличие творческих способностей, способность находить нестандартные решения и т.д.)
- Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каком учебным предметам проявляет интерес, отношение к оценке, отношение к похвале или порицанию учителей и родителей)
- Основной мотив учебной деятельности, стремление к получению знаний
- Умение учится (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя и т.д.)
Трудовая деятельность
- Отношение к общественно полезном к труду в школе и дома: любит ли трудиться и что именно привлекает – процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы; организованность и дисциплинированность в труде; особенности волевой сферы: готовность к выполнению привлекательной и непривлекательной работы. Какие виды труда предпочитает?