Закон спроса и кривая спроса на графике. Неценовые факторы рыночного спроса и особенности графического отражения их действия.
Спрос - потребность, ограниченная деньгами или платежеспособная потребность.
Цена спроса - максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за товар. Объем (величина) спроса характеризуется количеством продукта, который потребители хотят и могут купить при данной цене в определенное время.
Объем купленных товаров зависит от их цен. Чем выше цена, тем меньшее количество единиц товара потребители захотят купить и наоборот. Низкая цена обеспечивает массовость потребления отдельного товара. Таким образом, в определенный период времени существует определенное отношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называют законом спроса.
Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях на любом рынке существует отрицательная или обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него Qd. Т.е. величина спроса возрастает при снижении цены и наоборот.
Табл. 1. Спрос индивидуального покупателя на товар Х.
Цена за единицу товара в денеж. ед. | Величина спроса за неделю (шт) |
Если эту обратную связь изобразить в виде двухмерного графика, то полученная таким образом кривая называется кривой спроса и обозначается «Д». Каждая точка этой кривой представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. Кривая спроса идет вниз и вправо, т.к. изображаемая ею связь отрицательная или обратная.
!Отрицательный наклон (падающий характер) кривой спроса обусловлен следующими факторами (они лежат в основе закона спроса):
1. Закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым каждая последующая единица потребляемого блага приносит все меньшую полезность, денежным выражением которой выступает цена продукта, следовательно, потребители покупают дополнительные единицы продукта при условии, что цена на него снижается.
2. Эффект дохода, согласно которому снижении цены товара повышает покупательную способность денежного дохода потребителя (он может позволить себе купить больше данного продукта не отказывая себе в приобретении других товаров), что вызывает увеличение объёмов спроса.
3. Эффект замещения, который выражается в том, что при снижении цены у потребителя появляется стимул увеличить объём покупок данного товара вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.
Если проблема спроса рассматривается с позиции единственного потребителя, то экономисты говорят об индивидуальном спросе. Однако на рынке выступает много покупателей. Суммирование величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах позволяет перейти к анализу рыночного спроса.
!Факторы, влияющие на покупке потребителей делятся на ценовые и неценовые. В зависимости от того, какие факторы влияют на величину покупок, экономисты различают изменение спроса (в спросе) и изменение количества спроса (объема)!
Изменение количества (объема) спроса происходит тогда, когда покупатель приобретает большее количество товара только потому, что цена на него снижается. В этом случае происходит движение точек вдоль фиксированной кривой спроса (переход от одной комбинации P-Qd к другой, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса). Изменения спроса (в спросе) выражается в смещении всей кривой спроса на новую позицию вправо или влево под влиянием неценовых факторов.
Рис. 2.
Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, очевидно, что произошло увеличение спроса, что находит выражение в смещении всей кривой спроса вправо от Д к Д1 и наоборот, покупатели приобретают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, следовательно, уменьшение спроса, следовательно, смещение кривой Д влево к Д2.
Основными неценовыми факторами изменения спроса являются:
1. Число потребителей на рынке. Поскольку рыночный спрос равен сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение их числа ведет к росту спроса, следовательно, сдвиг кривой спроса Д вправо к Д1.
2. Вкусы и предпочтения потребителей, вызванные модой или рекламой, благоприятные для данного продукта увеличивают спрос по каждой цене, следовательно, сдвиг кривой Д вправо к Д1. К изменению потребительских вкусов, способные привести технологические изменения в виде появления нового продукта.
3. Денежные доходы потребителей. В отношении большинства товаров спрос изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода
Рис.4
Такие товары называются товарами высшей категории или нормальными товарами (планшеты).
Рис. 5.
Товары спрос на которые изменяется в противоположном направлении, т.е. возрастает при снижении доходов, сокращается при их повышении, называются товарами низшей категории. Например, ношеная одежда, поддержанные автомобили, маргарин, общественный транспорт
4. Цены на сопряженные товары, т.е. товары - субституты (взаимозаменяемы) и товары комплементы (взаимодополняющие).
Товары-субституты - товары, удовлетворяющие аналогичную потребность и конкурирующие за потребителя. Увеличение цены на один из них ведет к увеличению спроса на другой (прямая связь между Px и Qy).
Товары-комплементы - товары, спрос на которые предъявляются одновременно (является сопряженным) поскольку они "сопутствуют" друг другу (идут в комплекте). Рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар (обратная зависимость между Px и Qy)
Товары, не являющиеся взаимосвязанными, называются независимыми, самостоятельными. Ежду изменением цены одного из них и спроса на другой не цудет никакого влияния
5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, наличия товаров или будущего дохода.
Если потребители ожидают дефицита, кривая Д сдвигается вправо к Д1. Если потребители ожидают повышения з.п, кривая сдвигается вправо. Инфляционные ожидания приводят к росту спроса, сдвига кривой вправо.