Системы менеджмента в организациях: сущность и основные элементы.
Система менеджмента - это система управления ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими и пр.) для достижения предопределённых целей. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например, по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей.
Система управления (система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом специфики организации. Ключевыми аспектами при разработке систем управления являются следующие:
1. Миссия и ви́дение организации
2. Оперативные, тактические и стратегические цели (задачи) организации (системы управления)
3. Правильный выбор ключевых показателей эффективности для мониторинга и анализа процесса достижения поставленных стратегических задач
4. Структура процессов производства продукции или услуги (см. также категории производства, типы производства и виды производства)
5. Организационная структура сотрудников и подразделений (дивизионов...)
6. Наличие и качество систем информационного обеспечения (см. также бухгалтерский учёт, управленческий учёт, контроллинг)
7. Знания соответственных методов теории принятия решений и исследования операций
8. Учёт специфики управления персоналом
9. Соблюдение финансового равновесия организации (см. финансовое равновесие в затратах)
Современные системы менеджмента не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей сетевой архитектуры и необходимого программного обеспечения. Зачастую современное программное обеспечение специализировано на нескольких системах менеджмента. И производителями постоянно предпринимаются попытки создать универсальное программное обеспечение для всех существующих систем менеджмента, но такого не существует. При этом, более дорогие программные продукты обладают бо́льшим функционалом, чем более дешёвые, но, одновременно, более сложны в настройке под конкретные нужды менеджмента. Более дешёвые программные продукты легко настраиваются под конкретные потребности менеджмента, но зачастую предприятиям приходится финансировать разработку практически нового программного продукта
25. Система функций менеджмента.
Функция менеджмента – действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.
Функции характеризируют общие задачи и направления управленческих работ. Состав и содержание этих работ в наименьшей степени зависят от специфики конкретной организации, ее отраслевой принадлежности, размера, организационно – правовой формы, иными словами, функции менеджмента универсальны для любой сферы деятельности и для любого менеджера.
Функции менеджмента характеризуются однородностью целей, действий или объектов их приложения. Выделение функций менеджмента позволяет регламентировать правила и процедуры выполнения задач и видов управленческой деятельности, а также разрабатывать инструментарий для выполнения каждой из функций и анализировать степень развития этого инструментария в каждой конкретной организации. Такой анализ дает возможность выделить проблемы в управлении конкретной организацией и определить направление совершенствования менеджмента.
Группы функций:
- Общие, основные функции (формирование целей, планирование, организовывание, контроль, регулирование);
- Фоновые, связующие функции (мотивация, установление коммуникаций, принятие управленческих решений).
В процессе выполнения общих или основных функций менеджмента любой менеджер устанавливает коммуникации, т.е. определяет кто, когда , как и откуда получает информацию, необходимую и достаточную для выполнения своей задачи, и куда, когда, как и кому передает информацию о выполненной работе.
26. Взаимосвязь общих функций менеджмента, основные решения по функциям.
Общие функции: формирование целей, планирование, организовывание, контроль, регулирование.
Перечисление общих функций практически регламентирует последовательность процесса управления.
Процесс управления начинается с формирования целей. Цели могут быть как стратегическими, определяющими логику действий на продолжительный период времени, так и тактическими, ориентированными на решение проблем сегодняшнего дня.
Сформированные цели должны быть осуществлены. После того как цели сформированы, необходимо определить, сколько и каких ресурсов понадобиться для достижения этих целей и когда по времени они могут быть достигнуты. Процесс достижения целей в рамках выполнения функции планирования описывается с помощью отдельных операций, которые увязываются друг с другом.
Запланированные действия необходимо организационно обеспечить: должны быть разработаны организационные структуры, привлечены исполнители, скоординирована их работа во времени и пространстве. Необходимо определить, кто будет осуществлять те или иные операции, как будет организовано взаимодействие тех, кто эти операции будет выполнять. Организовывание означает построение организационной схемы и выделение организационных взаимодействий между сотрудниками в процессе достижения сформулированных целей. Очень важно установить права и ответственность сотрудников или подразделений организации в процессе выполнения работ. После выполнения функции организовывания становиться ясно, кто взаимодействуя с кем и как взаимодействуя должен осуществлять запланированные работы или операции.
Выполнение первых трех функций означает, что процесс достижения целей запущен, работа пошла. Однако, выполняя первые три функции, менеджер не застрахован от ошибок: возможно, он что-то упустил в планировании достижения целей. Возможно, он не вполне адекватно организовал процесс и подчиненные не поняли, как , с кем и на каких основаниях они должны взаимодействовать, за что они отвечают и что они могут требовать от других. Необходимо контролировать процесс. Контроль предполагает не просто наблюдение за ходом процесса, а сбор информации о ходе процесса и анализ этой информации. В результате учета и анализа менеджер в состоянии оценить правильность хода процесса, насколько он отличается от того, что было запланировано, и как он организован, т.е. менеджер видит отклонения от хода процесса.
Выявленные в результате контроля отклонения становятся основание для выполнения функции регулирования. Разрабатываются меры, корректирующие ход процесса и приводящие к совпадению ожидаемого и фактического состояния. Регулирование может быть направлено как на исправление хода процесса, так и на корректировку исходных целей, плановых заданий и организационных отношений.
29 Задачи и виды внутрифирменного планирования.
Планирование - непрерывный процесс определения действий и средств (ресурсов) для достижения целей, последовательности действий, сроков.
Результатом процесса планирования является система взаимосвязанных документов – планов.
План содержит указания: кому какую задачу в какое время и при каком количестве ресурсов решать. Планы позволяют снизить уровень неопределенности, задают четкие ориентиры. Они являются основой для принятия решений менеджерами, способствуют раннему распознаванию проблем развития. Планы создают также возможность координации деятельности различных подразделений и отдельных сотрудников, информационно обеспечивают их, формируют объективную основу для мотивации и контроля.Наконец, они задают стандарты деятельности.
Виды планирования:
- по периодам планирования
А) долгосрочное планирование – более 5 лет
Б) среднесрочное планирование – от 1 года до 5 лет
В) краткосрочное планирование – до 1 года.
- по содержанию
А) продуктово-объектное планирование: производственная программа (номенклатура продуктов и услуг, объемы их производства), план диверсификации, план исследований и разработок
Б) ресурсное планирование: расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы и других планов в рамках продуктово-объектного планирования. Здесь же – оценка экономических результатов и эффективности деятельности. Сюда относятся также составление финансового плана, бизнес-плана, бюджетное планирование
В) объемно-календарное планирование: распределение работ по календарным периодам. Должны быть рассчитаны объем работ, загрузка подразделений и исполнителей, построены календарные графики проведения работ.
29 Задачи и виды внутрифирменного планирования.
Планирование - непрерывный процесс определения действий и средств (ресурсов) для достижения целей, последовательности действий, сроков.
Результатом процесса планирования является система взаимосвязанных документов – планов.
План содержит указания: кому какую задачу в какое время и при каком количестве ресурсов решать. Планы позволяют снизить уровень неопределенности, задают четкие ориентиры. Они являются основой для принятия решений менеджерами, способствуют раннему распознаванию проблем развития. Планы создают также возможность координации деятельности различных подразделений и отдельных сотрудников, информационно обеспечивают их, формируют объективную основу для мотивации и контроля.Наконец, они задают стандарты деятельности.
Виды планирования:
- по периодам планирования
А) долгосрочное планирование – более 5 лет
Б) среднесрочное планирование – от 1 года до 5 лет
В) краткосрочное планирование – до 1 года.
- по содержанию
А) продуктово-объектное планирование: производственная программа (номенклатура продуктов и услуг, объемы их производства), план диверсификации, план исследований и разработок
Б) ресурсное планирование: расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы и других планов в рамках продуктово-объектного планирования. Здесь же – оценка экономических результатов и эффективности деятельности. Сюда относятся также составление финансового плана, бизнес-плана, бюджетное планирование
В) объемно-календарное планирование: распределение работ по календарным периодам. Должны быть рассчитаны объем работ, загрузка подразделений и исполнителей, построены календарные графики проведения работ.