Понятия, определяющие качество продукции.

Качество – совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящиеся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности; это соответствие неким характеристикам.

Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия:

1)Качество продукции – свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции.

2)Главное (единичное) качество продукции – определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость.

3)Интегральное качество продукции – определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции.

Характеристика – взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика

Свойство - объективная особенность продукции, которая может проявлять при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Показатель качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления

Структура показателей качества

Качество – совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способностям выполнять установленные и предполагаемые потребности.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика свойств называется показателями. Количественные методы оценки качества составляют отдельный раздел – квалиметрия.

Показатели качества должны соответствовать следующим требованиям:

1. содействовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям и запросам населения;

2. содействовать росту эффективности производства;

3. быть устойчивыми и стабильными;

4. характеризовать все признаки продукции, определяющие ее качество и пригодность;

5. учитывать современные достижения науки и техники и тенденции технического прогресса.

В зависимости от характерных свойств, показатели делятся на: единичные (характеризуют какое-то одно свойство) и комплексные (совокупность свойств).

По применению выделяют абсолютные (выражающиеся в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (по сравнению с эталоном, образцом) показатели.

В зависимости от стадии определения показатели качества делятся на: прогнозируемые, производственные, проектные, эксплуатационные.

По характерным свойствам показатели качества делятся на:

· показатели назначения;

· показатели надёжности (надёжность – способность выполнять свойства в течение определённого периода);

· показатели безопасности;

· показатели технологичности;

· показатели транспортировки (перевозки);

· показатели стандартизации и унификации;

· эргономические показатели (удобство, комфорт эксплуатации);

· показатели эстетичности;

· экологические показатели;

· экономические показатели.


22. Классификация показателей качества.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика свойств называется показателем. Количественные методы оценки качества составляют отдельный раздел в управлении качества, который называется квалиметрия.

Классификация показателей. В зависимости от характеризуемых свойств показатели делятся на:

· единичные – характеризуют одно свойство

· комплексные

По применению показатели делятся на:

· абсолютные (выражаются, как правило, в натуральных единицах)

· относительные (по сравнению с неким эталонным образцом)

По характеризуемым свойствам показатели качества делятся на следующие подгруппы:

· показатели назначения (характеризуют назначаемую продукцию)

· показатели надежности (способность в течение какого-либо периода выполнять свои свойства)

· показатели безопасности

· показатели технологичности

· показатели транспортабельности (способность к перевозке без повреждений)

· показатели стандартизации и унификации

· эргономические показатели

· показатели эстетичности

· экологические показатели

· экономические показатели

Контроль качества продукции

Для своевременного выявления отклонений продукции по качеству осуществляется контроль качества (контроль показателей). Контроль качества – мероприятие по выявлению изменений или оценки характеристики изделия.

По стадиям производственного процесса контроль подразделяется на:

· входной (контроль продукции поставщика)

· операционный контроль (контроль продукции в процессе производственного цикла)

· приемочный контроль (контроль готовой продукции)

По полноте проверок контроль бывает:

· сплошной (контроль каждой единицы продукции)

· выборочный

По воздействию на контролируемую продукцию контроль делится на:

· разрушающий (в процессе контроля теряются свойства продукции)

· неразрушающий

По уровню технической оснащенности:

· ручной контроль

· механизированный контроль

· автоматизированный

· автоматический (выдает обратную связь для регулирования технологического процесса)

По методам:

· инструментальный

· визуальный

· органолептический (использование органов чувств)

По периоду проверки:

· непрерывный

· периодический

· летучий

Для обработки, полученной в результате контроля данных, для их учета, анализа и последующего использования используются статистические методы контроля. Есть несколько методов контроля:

1. контрольные листы – заполняются на рабочем месте и фиксируются все измерения продукции

2. диаграмма Паретто

диаграмма причинно-следственных связей

3. диаграмма причинно-следственных связей

4. гистограмма – служит для визуализации распределения измеряемых величин в пределах одного процесса

5. диаграмма рассеивания – служит для проверки предполагаемой связи между двумя показателями

Система комплексного управления качеством – TQM (total quality manage) – рассматривается качество как главный приоритет в работе, контролируется не только продукция, но и все процессы, в эту систему вовлечены все работники. В этой системе выделяют жесткие элементы системы – персонал, системность (PDCA – plan, do, check, act) и инструментарий.

Наши рекомендации