Понятия, определяющие качество продукции.
Качество – совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящиеся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности; это соответствие неким характеристикам.
Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия:
1)Качество продукции – свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции.
2)Главное (единичное) качество продукции – определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость.
3)Интегральное качество продукции – определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции.
Характеристика – взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика
Свойство - объективная особенность продукции, которая может проявлять при ее создании, эксплуатации или потреблении.
Показатель качества - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления
Структура показателей качества
Качество – совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способностям выполнять установленные и предполагаемые потребности.
Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика свойств называется показателями. Количественные методы оценки качества составляют отдельный раздел – квалиметрия.
Показатели качества должны соответствовать следующим требованиям:
1. содействовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям и запросам населения;
2. содействовать росту эффективности производства;
3. быть устойчивыми и стабильными;
4. характеризовать все признаки продукции, определяющие ее качество и пригодность;
5. учитывать современные достижения науки и техники и тенденции технического прогресса.
В зависимости от характерных свойств, показатели делятся на: единичные (характеризуют какое-то одно свойство) и комплексные (совокупность свойств).
По применению выделяют абсолютные (выражающиеся в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (по сравнению с эталоном, образцом) показатели.
В зависимости от стадии определения показатели качества делятся на: прогнозируемые, производственные, проектные, эксплуатационные.
По характерным свойствам показатели качества делятся на:
· показатели назначения;
· показатели надёжности (надёжность – способность выполнять свойства в течение определённого периода);
· показатели безопасности;
· показатели технологичности;
· показатели транспортировки (перевозки);
· показатели стандартизации и унификации;
· эргономические показатели (удобство, комфорт эксплуатации);
· показатели эстетичности;
· экологические показатели;
· экономические показатели.
22. Классификация показателей качества.
Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика свойств называется показателем. Количественные методы оценки качества составляют отдельный раздел в управлении качества, который называется квалиметрия.
Классификация показателей. В зависимости от характеризуемых свойств показатели делятся на:
· единичные – характеризуют одно свойство
· комплексные
По применению показатели делятся на:
· абсолютные (выражаются, как правило, в натуральных единицах)
· относительные (по сравнению с неким эталонным образцом)
По характеризуемым свойствам показатели качества делятся на следующие подгруппы:
· показатели назначения (характеризуют назначаемую продукцию)
· показатели надежности (способность в течение какого-либо периода выполнять свои свойства)
· показатели безопасности
· показатели технологичности
· показатели транспортабельности (способность к перевозке без повреждений)
· показатели стандартизации и унификации
· эргономические показатели
· показатели эстетичности
· экологические показатели
· экономические показатели
Контроль качества продукции
Для своевременного выявления отклонений продукции по качеству осуществляется контроль качества (контроль показателей). Контроль качества – мероприятие по выявлению изменений или оценки характеристики изделия.
По стадиям производственного процесса контроль подразделяется на:
· входной (контроль продукции поставщика)
· операционный контроль (контроль продукции в процессе производственного цикла)
· приемочный контроль (контроль готовой продукции)
По полноте проверок контроль бывает:
· сплошной (контроль каждой единицы продукции)
· выборочный
По воздействию на контролируемую продукцию контроль делится на:
· разрушающий (в процессе контроля теряются свойства продукции)
· неразрушающий
По уровню технической оснащенности:
· ручной контроль
· механизированный контроль
· автоматизированный
· автоматический (выдает обратную связь для регулирования технологического процесса)
По методам:
· инструментальный
· визуальный
· органолептический (использование органов чувств)
По периоду проверки:
· непрерывный
· периодический
· летучий
Для обработки, полученной в результате контроля данных, для их учета, анализа и последующего использования используются статистические методы контроля. Есть несколько методов контроля:
1. контрольные листы – заполняются на рабочем месте и фиксируются все измерения продукции
2. диаграмма Паретто
диаграмма причинно-следственных связей
3. диаграмма причинно-следственных связей
4. гистограмма – служит для визуализации распределения измеряемых величин в пределах одного процесса
5. диаграмма рассеивания – служит для проверки предполагаемой связи между двумя показателями
Система комплексного управления качеством – TQM (total quality manage) – рассматривается качество как главный приоритет в работе, контролируется не только продукция, но и все процессы, в эту систему вовлечены все работники. В этой системе выделяют жесткие элементы системы – персонал, системность (PDCA – plan, do, check, act) и инструментарий.