Цели и сущность производственного менеджмента.

Цели и сущность производственного менеджмента.

Производственный менеджмент - это направление профессиональной деятельности, связанное с эффективным и рациональным управлением любым производственным процессом. В производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности.

Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, маркетинговый и др. Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др.

Основная цель дисциплины "Производственный менеджмент" - дать основополагающее представление о принципах эффективного функционирования системы управления современным производством, а также освоение технологии управления предприятием.

Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен.

1. Планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий.

2. Организация. К ее «обязанностям» относятся создание фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса.

3. Координация. Фирма живет и работает благодаря занятым на ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять.

4. Мотивация. Чтобы дела на фирме шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы.

5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента – контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы.

Основными элементами системы производственного менеджмента являются:

· организационная структура системы управления (управляющая подсистема);

· производственная структура (управляемая подсистема);

· прогнозирование и планирование деятельности предприятия;

· организация основного производства;

· организация обслуживающего производства;

· организация подготовки производства новой продукции;

· реализация стратегии маркетинга.

Задачами производительного менеджмента являются:

· Создание организационной структуры управления производством. Совершенствование методов управления производством, методов организации производства.

· Выбор стратегических целей предприятия, которые определяют направленности специализацию предприятия.

· Разработка управленческих решений по реализации стратегических планов предприятия: разработка текущих планов производственной деятельности.

· Разработка управленческих решений по оперативному управлению производством.

· Управление освоением новой продукции.

· Оценка влияния результатов производственной деятельности на эффективность производства.

· Контроль выполнения текущих и оперативных планов и регулирования производства.

Содержание процесса менеджмента качества

Система менеджмента качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. Современные системы управления качеством базируются на принципах TQM.

Цель системы качества: поднять конкурентоспособность за счет улучшения качества производственной деятельности и отношений и за счет максимального удовлетворения запросов потребителя, организации и общества.

Управление качеством строится по системе PDCA («цикл Деминга») на всех этапах производства, состоящей из 4 стадий: Планирование (Plan), Реализация (Do), Проверка (Check), Корректирующие воздействия (Action).

Системы менеджмента качества основаны на следующих принципах:

1. Ориентация организации на заказчика.

2. Ведущая роль руководства.

3. Вовлечение сотрудников.

4. Процессный подход.

5. Системный подход к управлению.

6. Постоянное улучшение.

7. Подход к принятию решений, основанный на фактах.

8. Отношения с поставщиками.

Конечный итог работы по созданию системы управления качеством – комплект документов, состоящий из документов 3-х уровней:

· руководство по качеству (политика в области качества);

· методические инструкции для всех служб;

· подробное описание выполнения отдельных видов деятельности и указания по контролю.

Согласно стандарту ISO 9000, менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Функции менеджмента качества осуществляют различные субъекты управления – и отдельные лица, и структурные подразделения, действующие на различных иерархических уровнях. В целом функции менеджмента качества весьма многочисленны. Основные функции менеджмента качества заключаются в:

4. Планировании и разработке методов обеспечения качества (прогнозирование потребностей ранка в отношении технического уровня продукции и ее качества; стандартизация и нормирование требований к качеству продукции; планирование повышения ее качества; разработка новых товаров и др.)

5. Контроле качества (обеспечение на всех стадиях жизненного цикла товара высокого уровня качества; непосредственный контроль качества товара и проведение испытаний; учет и отчетность по качеству продукции, анализ изменения качества, профилактика брака; аттестация технологических процессов, продукции, рабочих мест и работников; сертификация продукции, системы менеджмента качества организации и пр.)

6. Стимулировании качества (поощрение за достигнутый и постоянно повышаемый уровень качества)

К частным функциям управления можно отнести повышение квалификации кадров, технологическое, финансовое, правовое, метрологическое, материально-техническое и организационное обеспечение управления качеством продукции.

Контроль качества продукции

Для своевременного выявления отклонений продукции по качеству осуществляется контроль качества (контроль показателей). Контроль качества – мероприятие по выявлению изменений или оценки характеристики изделия.

По стадиям производственного процесса контроль подразделяется на:

· входной (контроль продукции поставщика)

· операционный контроль (контроль продукции в процессе производственного цикла)

· приемочный контроль (контроль готовой продукции)

По полноте проверок контроль бывает:

· сплошной (контроль каждой единицы продукции)

· выборочный

По воздействию на контролируемую продукцию контроль делится на:

· разрушающий (в процессе контроля теряются свойства продукции)

· неразрушающий

По уровню технической оснащенности:

· ручной контроль

· механизированный контроль

· автоматизированный

· автоматический (выдает обратную связь для регулирования технологического процесса)

По методам:

· инструментальный

· визуальный

· органолептический (использование органов чувств)

По периоду проверки:

· непрерывный

· периодический

· летучий

Для обработки, полученной в результате контроля данных, для их учета, анализа и последующего использования используются статистические методы контроля. Есть несколько методов контроля:

1. контрольные листы – заполняются на рабочем месте и фиксируются все измерения продукции

2. диаграмма Паретто

диаграмма причинно-следственных связей

3. диаграмма причинно-следственных связей

4. гистограмма – служит для визуализации распределения измеряемых величин в пределах одного процесса

5. диаграмма рассеивания – служит для проверки предполагаемой связи между двумя показателями

Система комплексного управления качеством – TQM (total quality manage) – рассматривается качество как главный приоритет в работе, контролируется не только продукция, но и все процессы, в эту систему вовлечены все работники. В этой системе выделяют жесткие элементы системы – персонал, системность (PDCA – plan, do, check, act) и инструментарий.

Стандартизация продукции

Стандартизация – деятельность по разработке и установлению норм, правил, требований (как обязательных, так и рекомендуемых). Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей и окружающей среды.

Цели стандартизации:

· Безопасность продукции

· Техническая и информационная совместимость

· Качество в соответствии с уровнем развития науки, технологий

· Единство измерений

· Экономия всех видов ресурсов

· Безопасность с учётом ЧС

· Обороноспособность страны

Государственная система стандартизации РФ включает комплекс основополагающих стандартов ГОСТ(межгосударственные стандарты), а также ГОСТ Р (государственные стандарты РФ), ОСТ (отраслевые стандарты), СТП(стандарты предприятий), ТУ (технические условия).

Закон РФ «О стандартизации» устанавливает основные положения. Принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации.

Стандартизация является одним из методов управления качеством.

Усиление конкуренции требует от руководителей целенаправленного решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются идеология и положения международных стандартов серии ISO 9000. Система ISO 9000 была разработана Международной организацией по стандартизации в 1987 году и содержит требования и рекомендации к системе менеджмента качества. Стандарты ISO 9000 признаны во многих странах.

Сертификация продукции

Сертификация – это деятельность по подтверждению посредством специального документа (сертификата или знака соответствия) соответствия продукции и ее качества установленным требованиям, стандартам.

Цели сертификации:

· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· зашита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, потребителя);

· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Орган по сертификации — это специально аккредитованный орган, проводящий сертификацию определённой продукции. Выдают сертификаты соответствия и лицензии, а также приостанавливают или отменяют действие выданных ими сертификатов.

Закон РФ «О защите прав потребителей» возложил на Госстандарт РФ обязанность по организации и проведению работ по сертификации продукции, услуг, работ.

Виды сертификации:

1. Обязательная сертификация - необходимая процедура подтверждения соответствия продукции требованиям по безопасности и качеству, прописанным в технических регламентах или в стандартах ГОСТ Р. Перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.

2. Добровольная сертификация - оформляется по желанию, это дополнительная характеристика товара на рынке. Для производителя добровольная сертификация его продукции означает большую вероятность того, что эту продукцию купят. Повышает конкурентоспособность продукции.

Порядок проведения сертификации продукции:

· принятие решения по декларации-заявке;

· отбор, идентификация образцов и их испытание;

· анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата;

· выдача сертификата соответствия и внесение сертифицированной продукции в Государственный реестр системы сертификации;

· осуществление инспекционного контроля за стабильностью сертифицированных характеристик продукции;

· информация о результатах сертификации.

Процедуры схем сертификации

Выбор схемы сертификации осуществляется в зависимости от конкретной продукции и условий ее производства. В международной практике используются разнообразные схемы сертификации.

Все схемы сертификации в зависимости от участия в них сторонних организаций подразделяются на самосертификацию и сертификацию третьей стороной.

Схема 0 Основывается на самосертификации. Особенности: наиболее проста в плане реализации; минимальные трудовые и финансовые затраты; степень доверия минимальная либо авторитет фирмы высок и этого достаточно, потребитель считает изготовителя дееспособным.
Схема 01 Сочетает в себе самосертификацию с проведением силами Госстандарта РФ регулярного надзора за соблюдением положений декларации заявителя. Особенности: обеспечивает в сравнении со схемой 0 повышение степени доверия и достоверности заявленной декларации; увеличивает затраты на процесс сертификации.
Схема 1 Основывается только на проведении в аккредитованных центрах типовых испытаний продукции на соответствие требованиям стандартов. Особенности: подтверждает соответствие требованиям лишь представленных на испытания образцов; не гарантирует идентичность качества серийных образцов, выпускаемых изготовителем.
Схема 2 Сочетает в себе проведение типовых испытаний с последующим периодическим контролем и испытанием образцов продукции, взятых из системы торговли. Особенности: очередное повышение доверия и качества продукции; при обнаружении несоответствия стандартам оперативно приостанавливается производство.
Схема 3 Сочетает в себе проведение типовых испытаний с последующим периодическим контролем образцов продукции, взятых на предприятии перед отправкой в торговлю. Особенности: очередное повышение гарантии качества; при обнаружении несоответствия оперативно приостанавливается отгрузка продукции.
Схема 4 Сочетают в себе проведение типовых испытаний образцов продукции с последующим периодическим контролем образцов, взятых из торговли и производства. Эта схема сочетает особенности второй и третьей схем сертификации.
Схема 5 Основывается на проведении типовых испытаний образцов продукции и одновременной оценке системы качества на предприятии, сертификации производства с последующими периодическими испытаниями образцов, взятых из сферы торговли, производства. Особенности: повышается степень доверия; позволяет оценивать возможности предприятия по выпуску продукции требуемого уровня качества; довольно трудоемкая и дорогостоящая схема.
Схема 6 Основывается только на проведении оценки системы обеспечения качества продукции на предприятии. При этом оценивается исключительно способность предприятия выпускать продукцию установленного уровня качества. Схема имеет те же особенности, что и схема 5.
Схема 7 Основывается на испытаниях выборок из каждой изготовленной партии деталей. Особенности схемы: требуется обоснование объема представительной выборки.
Схема 8 Основывается на испытаниях каждого изготовленного изделия. Особенности схемы: применяется, когда предъявляются особо высокие требования к качеству продукции.

Эталонное тестирование

Эталонное тестирование (ЭТ) - непрерывный, систематический процесс, который сравнивает уровень изделий и услуг с аналогами у промышленных лидеров. Типичные меры, используемые в ЭТ, включают: стоимость единицы продукции, среднее время обслуживания одного клиента, доход на единицу продукции, дивиденды, уровень удовлетворенности клиентов. Эталонное тестирование состоит из четырех основных шагов:

1. Планирование. Выбор процесса для эталонного тестирования, фирмы, которую следует использовать для сравнения, определение мер измерения процесса, сбор данных.

2. Анализ.Определение разрыва между показателями анализируемой и эталонных фирм и идентификация причины различий.

3. Интеграция.Формулировка новых целей и получение поддержки менеджеров, которые должны обеспечить ресурсы для выполнения этих целей.

4. Действие.Формирование бригад, составление планов действий, выполнение планов, отслеживание успешности продвижения, установка новых нормативов.

Процесс ЭТ подобенPDCAциклу в непрерывном усовершенствовании, но специфика ЭТ – ориентация на количественные цели непрерывного совершенствования.

КонкурентноеЭТ основано на сравнениях с прямым конкурентом.

ФункциональноеЭТ сравнивает области типа администрирования, обслуживания клиентов, коммерческих действий с аналогичными у передовых фирм.

ВнутреннееЭТ использует в качестве эталонов передовые подразделения самой фирмы. Эта форма может быть выгодна для фирм, которые имеют несколько различных подразделений.

Все формы ЭТ лучше применять в ситуациях, где необходима долгосрочная программа непрерывного совершенствования.

Правила системы «Канбан»

Для того чтобы система канбан была более эффективной, нужно следовать семи основным правилам.

1.Последующие процессы изымают детали с предыдущих процессов. (На некоторых заводах детали и материалы на процессы доставляют специальные разносчики. В этом случае разносчики изымают детали из процесса 1 только тогда, когда из процесса 2 поступит канбан перемещения.)

2. На предыдущих процессах производится только то, что изъято последующим процессом (или разносчиком деталей). Точное количество деталей или изделий указано на канбане.

3. На последующие процессы поступают только бездефектные изделия. Это означает, что в случае обнаружения брака выпуск продукции приостанавливают до момента устранения проблемы, вызвавшей дефекты. В производственной системе с низким уровнем запасов это правило выполняется при помощи таких методов, как защита от ошибок и автономизация (подробнее об этих методах далее).

4. Все детали всегда сопровождаются канбанами. Поскольку в обороте находится постоянное количество канбанов, эти карточки являются средством визуального управления запасами, хранящимися в рабочей зоне.

5. Для того чтобы преодолеть неустойчивость спроса и устранить потери, выпуск продукции следует выровнять по объему и ассортименту. Равномерное распределение объема выпускаемых изделий с течением времени позволяет добиться непрерывного производственного потока.

6. Количество канбанов следует использовать в качестве инструмента тонкой настройки. Поскольку выпуск продукции начинается тогда, когда указано в канбане, незначительные изменения в количестве изделий легко скорректировать путем изменения частоты циркуляции канбанов между процессами.

7. Производство следует стабилизировать, рационализировать и упростить. В этом правиле, как и в правиле 3, речь идет о методах усовершенствования производства, при помощи которых можно устранить потери и избежать непредсказуемости.

Степень специализации труда

специализация способствует достижению высокой производительности и снижению издержек производства. А с другой - чрезмерная специализация (особенно в массовом производстве продукции) часто оказывает серьезное отрицательное воздействие на рабочих, что, в свою очередь, так или иначе сказывается на результатах функционирования производственных систем.

Цели и виды хронометража.

Хронометраж - это метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения и замеров длительности отдельных, многократно повторяющимися элементами операции. Хронометражные наблюдения позволяют выявить резервы связанные со временем выполнения оперативной работы.

Цели хронометража:

1. установление норм времени и получение данных для разработки нормативов времени;

2. изучение и внедрение передовых приемов и методов труда;

3. проверка качества действующих норм;

4. выявление причин невыполнения или значительного перевыполнения норм отдельными работниками;

5. совершенствование организации трудового процесса на рабочем месте.

По объекту наблюдения хронометраж может быть:

1) индивидуальный, то есть измеряется время работы одного рабочего, занятого на одной машине

2) бригадный, когда изучается время работы бригады, занятой выполнением общей технологически связанной работы на одном рабочем месте;

3) работы многостаночника.

В зависимости от цели исследования и характера выполняемой работы наблюдение при хронометраже может быть сплошным и выборочным. На практике различают три способа хронометрирования:

1) сплошной - по текущему времени;

2) выборочный - по отдельным отсчетам затрат времени;

3) цикловой- по группам приемов, действий и движений, имеющих такую малую продолжительность, при которой замеры времени их выполнения в отдельности невозможны.

Производственные системы.

Основой операционного менеджмента является управление производственными системами.

Производственная система (Production System) — это система, использующая операционные ресурсы компании для преобразования вводимого фактора производства ("входа") в избранную ею продукцию или услугу ("выход"). "Вход" может быть представлен сырьем, заказчиком либо готовой продукцией, полученной из другой производственной системы. Операционные ресурсы включают в себя пять основных элементов, которые получили название 5Ps операционного менеджмента (5Ps of operational management) от следующих английских слов: персонал (People), заводы (Plants), материалы и комплектующие изделия (Parts), процессы (Processes) и системы планирования и управления (Planning and Control Systems). Персонал — это рабочая сила, непосредственно либо косвенно занятая в производстве продукции или услуг.

Заводы — это фабрики, производственные и сервисные подразделения компании, на которых изготавливается продукция или предоставляются услуги. Материалы и комплектующие проходят преобразование в производственной системе. Процессы охватывают оборудование и этапы производства продукции и услуг. Системы планирования и управления — это процедуры и информация, используемые менеджерами в процессе эксплуатации производственной системы.

Производственное преобразование может иметь следующий характер.

■ Физическое преобразование как результат производственного процесса.

■ Изменение места расположения как результат транспортировки.

■ Обмен как результат розничной торговой операции.

■ Складское хранение как результат складского обслуживания.

■ Физиологическое преобразование как результат медицинского обслуживания.

■ Информационное преобразование как услуга телекоммуникации.

Несомненно, перечисленные выше преобразования не являются взаимоисключающими. Так, например, супермаркет одновременно позволяет покупателю (1) сравнивать цены и качество предлагаемых им товаров (информационное преобразование), (2) хранить определенные товары на складе до тех пор, пока в них не возникнет необходимость (складирование), и (3) продавать товары (обмен).

Особенности производственных связей крупных, средних и малых предприятий. Производство и производственные системы как объекты производственного менеджмента. Механизм функционирования производственной системы

Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: мелкие– до 50 занятых; средние – от 50 до 500 (иногда – до 300); крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000 занятых. В целом ведущую роль в национальном хозяйстве, несмотря на относительно небольшое их количество, играют крупные предприятия. Основное же число предприятий представлено мелкими и средними предприятиями. Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего частного предпринимательства. Объектамипроизводственного менеджмента является производство и производственные системы. Под производством понимают целенаправленную деятельность по созданию изделия, продукта, материала или услуги. Производственная система –совокупность производственных ресурсов. К производственным ресурсам относят: персонал, технологии, сырье и материалы, мощности, планирование. Производственная система - это система, использующая операционные ресурсы компании для преобразования вводимого фактора производства ("входа") в избранную ею продукцию или услугу ("выход"). Производственное преобразование может иметь следующий характер:

· Физическое преобразование как результат производственного процесса.

· Изменение места расположения как результат транспортировки.

· Обмен как результат розничной торговой операции.

· Складское хранение как результат складского обслуживания.

· Физиологическое преобразование как результат медицинского обслуживания.

· Информационное преобразование как услуга телекоммуникации.

Продолжительность цикла

Пример оценки пропорциональности и ритмичности в производстве

Ритмичность – это принцип рациональной организации производственных процессов, характеризующий равномерность выполнения процессов во времени.

Критм = SV / SVin

Vin – плановый объем работ

Viф – фактический объем выполненной работы за анализируемый период (декада, месяц, квартал) в пределах плана (все, что свыше плана, не учитывается).
^

Пример расчета коэффициента ритмичности

Показатели Выпуск по декадам За месяц
1 2 3
Vплан, тыс. у.е. 20 20 20 60
Vфакт, тыс. у.е. 5 10 50 65


Критм = (5+10+20)/60 = 35/60 = 0,58

Пропорциональность – это принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами.


Пример.


1

4
Цели и сущность производственного менеджмента. - student2.ru Цели и сущность производственного менеджмента. - student2.ru Цели и сущность производственного менеджмента. - student2.ru


М1 = 10, М2 = 15, М3 = 6, М4 = 10

Кпр = Mmin / Mmax

М – пропускная способность (детали/смена)


Следовательно, пропускная способность второго рабочего места используется только на 40%. Мощность первого и четвертого рабочих мест используется на 60%.

Для повышения пропорциональности предлагается:

1.
пересмотр конструкции детали с целью обеспечения пропорциональности операций по трудоемкости;

2.
пересмотр технологического процесса или режима обработки;

3.
разработка и реализация организационных мероприятий по замене оборудования, перепланировке участка и т.д.;

4.
дополнительная загрузка рабочих мест другой аналогичной деталью.

^

Пример оценки пропорциональности

Наименование разряда 1 2 3 4
Разряд работ 4 3 3 5
Разряд рабочего 3 3 4 3

Операционная стратегия

Операционная стратегия заключается в разработке общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии. ОС, в совокупности с корпоративной стратегией, охватывает весь спектр деятельности компании и предполагает долговременный процесс, что призвано обеспечить фирме возможность быстро реагировать на любые неизбежные изменения в будущем. ОС выражается в принятии решений, связанных с разработкой производственного процесса и инфраструктуры, необходимой для его поддержания. Разработка процесса заключается в выборе подходящей технологии, составлении временного графика процесса, определении товарно-материальных запасов, а также способа размещения данного процесса. Решения, связанные с инфраструктурой, касаются систем планирования и управления, способов обеспечения качества и контроля качества, структуры оплаты труда и организации операционной функции компании. ОС в производстве – определяются целевой рынок фирмы, производственная структура фирмы, ключевое (определяющее) производство, ключевые операционные возможности. Операционные приоритеты: издержки производства, качество и надежность продукции, срок выполнения заказа, надежность поставок, способность реагировать на изменения спроса, гибкость и скорость освоения новых товаров, прочие критерии, зависящие от вида продукции. Операционные возможности: технологии, системы, персонал. В каждой из этих трех областей используют такие концепции и инструменты как интегрированная производственная система (CIM), всеобщее управление качеством (TQM), принцип «точно в срок» (JIT). Операционные стратегии: 1. Концепция PWP (plant-with-plant) – завод-в-заводе: производство разбивается на отдельные технологические линии, и для каждой из них разрабатываются отдельные цели и стратегии. 2. «Победитель заказов» - основывается на критерии, выделяющем продукцию или услуги одной компании среди продуктов и услуг других компаний (цена, качество, надежность). 3. «Квалификатор заказов» - основывается на критерии, с помощью которого определяется значимость каждого вида продукта компании как возможного кандидата для продаж (соответствие качества техническим требованиям, своевременное выполнение заказа).

Операционные приоритеты

Операционные приоритеты:

1. Издержки производства: низкие издержки способствуют успешной конкуренции компании на рынке;

2. Качество и надежность продукции: основная цель качества – производство товаров без технологических ошибок и недоделок, а от качества зависит надежность продукции;

3. Срок выполнения заказа: способность компании выпускать продукцию или обеспечивать услуги быстрее других фирм;

4. Надежность поставок: способность фирмы поставлять товары или услуги точно в обещанный ею срок или даже раньше;

5. Способность реагировать на изменения спроса;

6. Гибкость и скорость освоения новых товаров: способность компании предлагать своим потребителям широкий выбор товаров;

7. Прочие критерии, зависящие от вида продукции: техническая поддержка, ускорение выпуска новых товаров на рынок, послепродажная поддержка поставщика, прочие приоритеты (дизайн, размер, вес товара, степень разнородности товарной номенклатуры и т.д.).

Понятие сбытовой политики

Сбыт - это система организационных, маркетинговых и торго­вых мероприятий по реализации на рынке каких-либо товаров.

Фирмы имеют альтернативы в организации распределения своего продукта. Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и составляет суть фирменной «политики» компании в области сбыта.

Сбытовую политику фирмы-изготовителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать движение потока товаров к конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики, каналы распределения (сбыта, товародвижения) вместе с функциями, которыми они наделены.

В соответствии с основными принципами сбытовой политики разрабатывается стратегия сбыта, а затем - и тактика

Сбытовая стратегия - это долгосрочные и среднесроч­ные решения по формированию и изменению сбытовых каналов, а также - процессов физического перемещения товаров во времени и пространстве в рыночных условиях. Сбытовая стратегия разрабатывается для разных рынков, товаров, стадий жизненного цикла товаров и по иным основаниям.
Сбытовая тактика - мероприятия краткосрочного и разового характера, направленные на устранение непред­виденных изменений рыночной конъюнктуры и ошибок управленческого персонала.

Сбытовая политика раскры­вается в процессе планирования и реализации стратеги­ческих и тактических действий.

Основными элементами сбытовой политики являются следующие:

транспортировка продукции — её физическое перемещение от производителя к потребителю; доработка продукции — подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;

хранение продукции — организация создания и поддержание необходимых её запасов;

контакты с потребителями — действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке.

Задача сбытовой политики – управление конкурентоспособностью товара путем:

· управлением каналами сбыта (планирование длины, ширины и типа посредников; организация и контроль канала),

· управлением товародвижением (планирование процессов хранения товаров, процессов грузовой обработки товара, процессов транспортировки; организация и контроль процессов товародвижения).

Фокусирование мощностей.

суть концепции фокусирования производства заключается в том, что предприятия работают с наибольшей эффективностью в том случае, если они нацелены на выполнение ограниченного количества конкретных производственных задач2.Это означает, например, что ни одна фирма не может рассчитывать на то, что одновременно достигнет наивысших результатов по всем показателям эффективности производства: себестоимость и качество продукции, гибкость производства, частота освоения новой продукции, надежность продукции, время подготовки новой продукции к выпуску и размеры капиталовложений. Напротив, каждая компания должна выбрать ограниченное число задач, выполнение которых наилучшим образом способствовало бы реализации ее основных корпоративных целей. Однако вследствие настоящего прорыва в производственных технологиях в последнее время возникла тенденция, когда компании ставят перед собой цель достижения высочайших результатов по всем перечислен

Наши рекомендации