Принципы и факторы эффективного менеджмента.

Время и пространство – важные ресурсы управления. Необходима экономия времени и рациональное использование пространства. Время – невосполнимый ресурс. Кроме того, необходимо расставлять приоритеты. Задача управленца – решить, чему отдать предпочтение:

ü если технике – то это технократическое управление

ü если персоналу – это социально ориентированное управление

Использование ресурсов еще не означает эффективности. Эффективность возникает, когда использование дает наилучший результат.

Принципы, определяющие эффективность современного менеджмента:

· принцип приоритетов:

ü обеспечение мотивации

ü профессионализм управления

ü развитие персонала

· принцип критических факторов. Критическими факторами являются время, наличие информационных технологий, наличие достоверной и релевантной информации, корпоративность.

· принцип стратегической ориентации – это последовательная реализация миссии, организации, повышение качества продукции, креативность

Факторы эффективности управления:

· доступность ресурсов и возможность их пополнения и накопления

· своевременность управленческих решений

· оперативность управления

· использование новых технологий

· экономия времени

· стратегия реализации значимых целей, целеполагания в управлении и получения реальных результатов

Комплекс показателей реальных результатов:

ü производительность и темпы ее прироста

ü качество

ü ритмичность работы

ü инновационность

ü профессионализм

Результат управления можно рассматривать как непосредственный и опосредованный.

Непосредственные результаты управления:

· управленческие решения

· согласованность действий

· социально-психологическая атмосфера в коллективе

· профессионализм

· экономия времени

ЛЕКЦИЯ 18. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕНЕДЖМЕНТА.

Инновации и инновационный потенциал менеджмента.

Инновации (см с 108)

Инновации являются комплексным понятием, которое может включать:

· изготовление нового блага

· введение (создание) нового качества уже существующих благ

· внедрение новых методов работы

· своение новых рынков сбыта

· получение новых источников сырья и полуфабрикатов

· проведение реорганизации

Тесно связаны с инновациями следующие понятия:

ü нововведения – это процесс внедрения новых продуктов

ü новая техника – это новые, более совершенные средства труда

ü передовой опыт – это совокупность новых прогрессивных знаний, навыков, воплощенных в технических конструкциях, технологиях, организации производства. Применение таких знаний в других областях дает положительный результат

ü ноу-хау – незащищенные охранными документами и неопубликованные знания/опыт научно-технического, управленческого и иного характера

ü интеллектуальная собственность – это права на литературные, художественные и научные произведения, открытия, изобретения, промышленные образцы, базы данных, экспертные системы, товарные знаки.

Инновационный потенциал (см с 108)

Инновационный потенциал предполагает не только склонность персонала и менеджмента к инновациям, но и наличие необходимых для инновации ресурсов, т.е наличие инновационного фонда, который предназначен для оплаты консультационных, экспертных услуг, закупки оборудования, разработки инновационных проектов, стимулирования персонала.

Особенность инновационного менеджмента –ориентация на создание новых ценностей, знаний, продуктов; девиз инновационного менеджмента «Новое и иное». Инновационный менеджмент требует готовности рисковать, а также предполагает тщательный расчет возможных вариантов. Инновации –это нелинейный процесс, он предполагает длительные этапы, например поиска, созревания идеи. Внедрение инновации – это затратное дело, поэтому требуется поддержка государства, которая выражается в форме:

ü государственного заказа

ü государственных гарантий

ü снижения налогов

ü создания экономических условий для различных регионов

Процесс и принципы реализации инновационного потенциала.

СМ. ПОСОБИЕ

Отбор нововведений.

СМ ПОСОБИЕ

При отборе нововведений используются следующие стратегии действий:

· наступательная стратегия: предполагает ориентацию на перспективные новые области рынка

· защитная: предполагает выход на рынки только после конкурента и анализа результатов его деятельности

· поглощающая: предполагает лицензирование или покупку нововведений у других компаний

· промежуточная: это заполнение ниши между конкурентами

· стратегия создания рынка

· разбойничья стратегия: предполагает уменьшение размеров рынка

· привлечение специалистов: привлекается команда специалистов, разработчиков

6 групп инноваций в зависимости от глубины вносимых изменений:

1.сохранение и обновление существующих функций

2.перегруппировка составных частей системы с целью улучшения функций

3.изменение элементов системы с целью приспособления

4.изменение базовых свойств системы

5.изменение концепции деятельности

6.изменение результатов системы

Инновации предлагаются и разрабатываются в форме проектов. Проект –это последовательность взаимозависимых действий, требующих вовлечения нескольких участников.

Управление проектами позволяет:

ü достичь результатов проекта при требуемом качестве

ü экономить ресурсы (время, деньги…)

ü снизить риск

ü повысить надежность за счет четкого определения цели, выявления структуры проекта, подготовки и контроля за ходом его выполнения.

Виды проектов:

· проекты типа А – это проекты, обеспечивающие производство продукции, услуг, не имеющих зарубежных аналогов

· проекты типа Б – это проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров и услуг

· проекты типа В – проекты, обеспечивающие производство импортозаменяющих товаров и услуг по более низким ценам

· проекты типа Г – это проекты, обеспечивающие производство товаров и услуг, пользующихся спросом на внутреннем рынке.

Принципы при отборе нововведений:

ü принцип важности

ü принцип отрыва показателей (т.е. лучшие эксплуатационные характеристики)

ü принцип минимизации капиталовложений и инвестиций

ü принцип экологичности (снижение объемов отходов…)

Разработка инноваций может осуществляться различными организационными структурами:

· внутрифирменная сеть подразделений научных исследований

· временные научно-исследовательские коллективы

· специальные независимые исследовательские фирмы

· государственные научные центры

· технопарки при вузах

Источниками средств могут быть:

СМ ПОСОБИЕ

Методика управления проектами нововведений была разработана в США в 50-е годы.

При управлении проектами выделяют 4 базовых функции:

· управление предметной областью

· управление качеством

· управление временем

· управление стоимостью

Вспомогательные функции:

· управление персоналом

· управление информационными связями

· управление обеспечением проекта

· управление риском

Проекты должны быть наблюдаемы и управляемы. Наблюдаемость подразумевает, что выделены характеристики, по которым можно проконтролировать выполнение проектом. Управляемостьподразумевает, что руководители проекта имеют механизмы своевременного влияния на его выполнение. Реализуется через совещания, оценку расходов, риска, контроль качества.

Наши рекомендации