Лекция 13. влияние, авторитет, партнерство.

Различные методы влияния.

Власть тем сильнее, чем сильнее зависимость одного человека от другого. Власть – это возможность оказывать влияние.

Влияние –это поведение одного человека, которое вносит изменения во взгляды и поступки других людей.

1. Влияние через страх(власть, основанная на принуждении).

В данном случае жестокость – это не самоцель, а лишь посредник страха, т.е. это инструмент. Существуют рабочие места, которые дают возможность использовать власть, основанную на страхе и принуждении. Может быть как страх телесных повреждений (охранник, опасное производство), так и страх потери рабочего места. Страх – это эффективный метод влияния, если он предполагает конкретные меры. Возможности применения влияния через страх должны быть избирательны. Влияние через страх на менеджеров направлено чаще всего не на их материальные интересы, а на их самолюбие, т.к. авторитет руководителя держится на уважении к нему, его личным качествам. Поэтому менеджеры болезненно реагируют на унижение, и влияние на них через страх должно быть дозированным. Например, это может быть вскользь брошенные замечания о том, что другой отдел выполнил работу лучше… Слабая сторона влияния через страх: оно не эффективно в творческих организациях.

2. Влияние через положительное подкрепление(власть, основанная на вознаграждении).

Это один из самых старых, проверенных способов влияния на других людей. Такое влияние оказывается на подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Как правило, исполнитель е сопротивляется этому влиянию, так как в обмен на то, что от него хотят, он получит вознаграждение в той или иной форме. Все это ложится в контекст теории ожиданий. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное. Адекватность вознаграждения – это главная, существенная деталь власти, основанной на вознаграждении. В связи с тем, что полномочия руководителя регламентируются политикой фирмы, а также могут быть ограничены извне, существуют ограничения, которые не позволяют выдавать адекватное вознаграждение:

· коллективный договор с профсоюзами, который регламентирует вознаграждение по отдельным видам работ

· дилемма: что лучше – престижная должность или материальное вознаграждение.

3. Влияние через традиции(законная власть).

Это распространенный инструмент влияния. Менеджмент пользуется традициями, чтобы удовлетворить потребность персонала в причастности и защищенности. Традиции очень важны для формальных организаций. Возможность поощрять, наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы, и это становится традицией. Функционирование современных организаций зависит от готовности подчиненных следовать традициям. Традиция стала официальной формой влияния руководителя. Воздействие традицией на подчиненных дает возможность эффективно реализовывать решения менеджмента. Традиция – это эффективный инструмент влияния руководителя на подчиненного. Преимущество традиции –в обезличенности. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Традиция повышает стабильность организации, так как не зависит от способности одного человека. Элемент противоречия: традиция может действовать и во вред организации.

4. Влияние с помощью харизмы (власть примера).

Харизма – это власть, построенная не на логике, а на силе личных качеств человека, лидера. В этом случае подчиненные отождествляют лидера и руководителя, и власть построена на влечении к личным качествам руководителя, т.е. подчиненные хотят быть такими же. На уровне подсознания исполнители стремятся подражать своему кумиру, быть похожими на него. Исполнитель считает, что если подчиняться такому человеку, то можно стать, как он, и вызывать такое же уважение. Характеристики харизматического лидера:

· обмен энергии (заряжение окружающих энергетикой)

· внушительная внешность

· независимость характера (т.е. харизматический лидер не полагается на других в своем стремлении к благополучию)

· хорошие риторические способности (межличностное общение, умение говорить…)

· способность спокойно воспринимать восхищение своей личностью, но не впадать в культ.

Менеджеры, владеющие харизматической властью, должны использовать эту власть не во вред подчиненным (теория Д. Макклелланда).

Наши рекомендации