Поведенческие аспекты контроля.

Необъемлемым элементом контроля являются люди. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей. Обычно люди ориентированы на контроль:

· сотрудники стараются делать то, что бы хотело от них увидеть начальство при проверке

· поскольку ресурсы ограничены, то часто требования на них завышаются

· иногда возникает желание выдать непригодную информацию

Практические рекомендации:

ü необходимо устанавливать осмысленные стандарты и привлекать персонал к разработке стандартов. Если стандарт не объективен, то сотрудники будут сознательно игнорировать его

ü необходимость двустороннего общения, т.е. руководители всех рангов должны обсуждать с подчиненными стандарты во всех областях контроля, и работники должны понимать цели контроля

ü необходимо избегать чрезмерного контроля, т.е. виды деятельности, которые не являются стратегическими, не нужно контролировать (или нечасто)

ü необходимо вознаграждать персонал за достижение результатов стандарта.

Характеристики эффективного контроля:

Свойства контроля:

· стратегическая направленность, т.е. контроль должен отражать общие приоритеты организации и ее стратегии. Деятельность нестратегического характера может подвергаться контролю эпизодически или не контролироваться вообще

· ориентация на результаты: необходимо довести до персонала установленные стандарты и сообщать ему о достигнутых результатах.

· соответствие делу: контроль должен соответствовать виду деятельности, подвергающейся ему.

· своевременность контроля: каждый вид контроля должен иметь свой интервал

· гибкость контроля, т.е. контроль должен приспосабливаться к происходящим изменениям. Система контроля должна позволять персоналу встроиться в него

· простота контроля: он должен быть понятен персоналу и соответствовать потребностям и возможностям организации. Избыточная сложность контроля ведет к беспорядку

· экономичность контроля, т.е. преимущества от контроля должны быть больше, чем затраты на его организацию. Затраты на контроль складываются из: 1) затрат времени на сбор, передачу и анализ информации; 2) затрат на все виды оборудования. Если затраты на контроль превышают его отдачу, то можно: а) вести менее тщательный контроль; б) изменить систему контроля. Одним из способов экономичного и эффективного контроля является метод по принципу исключения. Суть его в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. В этом случае масштаб отклонений достаточно широк.

· контроль должен осуществляться как финансовыми, так и нефинансовыми методами. Финансовые методы сводятся, в основном, к бух. учету. Нефинансовые предполагают контроль следующих параметров: 1) доля продукции или услуг на рынке; 2) производительность труда; 3) имидж фирмы.

· наличие у фирмы ИУС (информационно-управляющей системы). ИУС многофункциональны, они используются и для контроля, и для планирования. ИУС –это формальная система для выдачи менеджменту информации о прошлом, настоящем и будущем, необходимой для принятия управленческих решений. При разработке ИУС нужно ее ориентировать на пользователя, т.е. при ее проектировании надо учесть потребность в информации на различных уровнях управления именно в этой организации. ИУС являются эффективными только в том случае, если от ее использования покрываются затраты на ее использование и эксплуатацию.

ЛЕКЦИЯ 11. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА. ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Классификации лидерства.

Менеджер должен быть лидером – это аксиома управления. полномочия не определяют лидерство, а создают возможность организации этого лидерства.

Лидерство –это способность влиять на отдельных людей, чтобы побуждать их работать для достижения целей организации. Теория лидерства пытается выявить его характеристики и его эффективные приемы.

Важные характеристики лидерства:

· способность формировать эффективную команду

· умение прислушиваться к мнению коллег и подчиненных

· умение принимать решения и вовлекать других в их осуществление

Подходы к определению эффективного лидерства:

· подход с позиции личностных качеств

· поведенческий подход

· ситуационный подход

1 – личностный подход (теория великих людей). Суть в том, что эффективные руководители-лидеры должны обладать набором следующих качеств:

· высокий уровень интеллекта и знания

· впечатляющая внешность

· честность, открытость

· здравомыслие

· инициативность

· высокая степень уверенности в себе

2 – поведенческий подход. Суть в том, что эффективность лидера определяется манерой его поведения по отношению к подчиненным. Этот подход позволяет классифицировать стили лидерства.

Классификация Р.Лайкерта:

· эксплуататорско-авторитарный стиль лидерства: менеджер навязывает свои решения подчиненным. Мотивация осуществляется посредством угроз.

· благожелательно-авторитарный: менеджер относится к подчиненным снисходительно, по-отечески, мотивация осуществляется на основе вознаграждения

· консультативно-демократический: менеджер советуется с подчиненными и стремится конструктивно использовать их предложения. Мотивация подчиненных в этом случае осуществляется посредством вознаграждения и участия в управлении.

· демократический стиль (система группового участия): подчиненные привлекаются к разработке и определению целей организации и их достижению. Менеджеры полностью доверяют подчиненным, экономически вознаграждают их, а сотрудники активно участвуют в принятии решений.

Другая классификация предлагает оценивать поведение руководителя по двум параметрам: по структурному параметру и вниманию к подчиненным. Структурный параметрподразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и налаживает взаимопонимание в ней. В этом случае менеджер распределяет производственные роли между подчиненными, расписывает задания и объясняет требования к их выполнению, планирует и составляет график работ и разрабатывает подходы к их выполнению. Внимание к подчиненным –это наличие двустороннего общения, участие подчиненных в принятии решений, общение в одобрительной/доброжелательной манере, возможность подчиненных удовлетворять свои потребности, связанные с работой.

Управленческая решетка Блэйка и Мутона. Построена по принципу системы координат. По горизонтали – забота о производстве, по вертикали – забота о людях.

1.9               9.9
                 
                 
                 
        5.5        
                 
                 
                 
1.1               9.1

1.1 –это обедненное управление, т.е. менеджер принимает минимум усилий по достижению производственных задач и минимум усилий по обустройству коллектива

1.9 –управление в стиле загородного дома, т.е. менеджер настроен исключительно на создание отличных отношений в коллективе

9.1 –власть-подчинение: высочайший уровень заботы о производстве, т.е. это менеджмент задач

5.5 –организационное управление, это баланс, т.е. поровну внимания. Но в этой точке никто полностью не использует свой потенциал

9.9 –точка группового управления, где максимум внимания уделяется как решению производственных задач, так и работе с подчиненными. Создается команда, когда люди сознательно приобщаются к целям организации, обеспечивается высокий моральный настрой и высокая эффективность производства.

3 – ситуационный подход. К ситуационным факторам относятся:

· потребности

· личные качества подчиненных

· характер задания

· требования и воздействие внешней среды

· информация у руководства

Это означает, что руководитель-лидер может вести себя по-разному в различных ситуациях. Теория ситуаций рассматривает лидерство в увязке со сложившимися условиями. В этом случае нестандартная ситуация может потребовать у менеджмента проявить лидерские качества.

Стили управления.

Стиль управления –это общая многокомпонентная характеристика управления, отражающая атмосферу управленческой деятельности, методы управления, организацию деятельности и отношение персонала к целям организации. Стиль управления может быть разным в различные периоды деятельности организации.

Традиционные стили управления: авторитарный, либеральный, демократический.

Авторитарный (автократический) –соответствует ситуации, когда в организации кризис, что проявляется в нежелании сотрудников работать, в необходимости принуждения, контролирования и направления работников, когда персонал избегает ответственности, предпочитает, чтобы им руководили. Управление в этом случае обеспечивается тщательным контролем и страхом перед управленцем.

Либеральный –характеризуется минимальным участием менеджмента в принятии управленческих решений. Решения принимаются группой или неформальным лидером. Это стиль может быть эффективен в зрелой организации при обученном персонале, когда существует атмосфера взаимопонимания в коллективе (стиль трех «С» - само собой сделается). Это опасный стиль управления.

Демократический –это признание, учет и использование коллектива. Это управление, построенное на человеческом факторе, это децентрализованное управление. Максимально используется мотивация доверия, участия, самостоятельности, инициативы, широко применяются методы убеждения. Его наиболее эффективно использовать в следующих ситуациях:

· когда сотрудники могут осуществлять самоуправление

· когда сотрудники стремятся к ответственности

· когда люди хотят и могут трудиться

· когда в основе деятельности сотрудников доминирует принцип рациональности

Наши рекомендации