Поведенческие аспекты контроля.
Необъемлемым элементом контроля являются люди. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей. Обычно люди ориентированы на контроль:
· сотрудники стараются делать то, что бы хотело от них увидеть начальство при проверке
· поскольку ресурсы ограничены, то часто требования на них завышаются
· иногда возникает желание выдать непригодную информацию
Практические рекомендации:
ü необходимо устанавливать осмысленные стандарты и привлекать персонал к разработке стандартов. Если стандарт не объективен, то сотрудники будут сознательно игнорировать его
ü необходимость двустороннего общения, т.е. руководители всех рангов должны обсуждать с подчиненными стандарты во всех областях контроля, и работники должны понимать цели контроля
ü необходимо избегать чрезмерного контроля, т.е. виды деятельности, которые не являются стратегическими, не нужно контролировать (или нечасто)
ü необходимо вознаграждать персонал за достижение результатов стандарта.
Характеристики эффективного контроля:
Свойства контроля:
· стратегическая направленность, т.е. контроль должен отражать общие приоритеты организации и ее стратегии. Деятельность нестратегического характера может подвергаться контролю эпизодически или не контролироваться вообще
· ориентация на результаты: необходимо довести до персонала установленные стандарты и сообщать ему о достигнутых результатах.
· соответствие делу: контроль должен соответствовать виду деятельности, подвергающейся ему.
· своевременность контроля: каждый вид контроля должен иметь свой интервал
· гибкость контроля, т.е. контроль должен приспосабливаться к происходящим изменениям. Система контроля должна позволять персоналу встроиться в него
· простота контроля: он должен быть понятен персоналу и соответствовать потребностям и возможностям организации. Избыточная сложность контроля ведет к беспорядку
· экономичность контроля, т.е. преимущества от контроля должны быть больше, чем затраты на его организацию. Затраты на контроль складываются из: 1) затрат времени на сбор, передачу и анализ информации; 2) затрат на все виды оборудования. Если затраты на контроль превышают его отдачу, то можно: а) вести менее тщательный контроль; б) изменить систему контроля. Одним из способов экономичного и эффективного контроля является метод по принципу исключения. Суть его в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. В этом случае масштаб отклонений достаточно широк.
· контроль должен осуществляться как финансовыми, так и нефинансовыми методами. Финансовые методы сводятся, в основном, к бух. учету. Нефинансовые предполагают контроль следующих параметров: 1) доля продукции или услуг на рынке; 2) производительность труда; 3) имидж фирмы.
· наличие у фирмы ИУС (информационно-управляющей системы). ИУС многофункциональны, они используются и для контроля, и для планирования. ИУС –это формальная система для выдачи менеджменту информации о прошлом, настоящем и будущем, необходимой для принятия управленческих решений. При разработке ИУС нужно ее ориентировать на пользователя, т.е. при ее проектировании надо учесть потребность в информации на различных уровнях управления именно в этой организации. ИУС являются эффективными только в том случае, если от ее использования покрываются затраты на ее использование и эксплуатацию.
ЛЕКЦИЯ 11. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА. ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.
Классификации лидерства.
Менеджер должен быть лидером – это аксиома управления. полномочия не определяют лидерство, а создают возможность организации этого лидерства.
Лидерство –это способность влиять на отдельных людей, чтобы побуждать их работать для достижения целей организации. Теория лидерства пытается выявить его характеристики и его эффективные приемы.
Важные характеристики лидерства:
· способность формировать эффективную команду
· умение прислушиваться к мнению коллег и подчиненных
· умение принимать решения и вовлекать других в их осуществление
Подходы к определению эффективного лидерства:
· подход с позиции личностных качеств
· поведенческий подход
· ситуационный подход
1 – личностный подход (теория великих людей). Суть в том, что эффективные руководители-лидеры должны обладать набором следующих качеств:
· высокий уровень интеллекта и знания
· впечатляющая внешность
· честность, открытость
· здравомыслие
· инициативность
· высокая степень уверенности в себе
2 – поведенческий подход. Суть в том, что эффективность лидера определяется манерой его поведения по отношению к подчиненным. Этот подход позволяет классифицировать стили лидерства.
Классификация Р.Лайкерта:
· эксплуататорско-авторитарный стиль лидерства: менеджер навязывает свои решения подчиненным. Мотивация осуществляется посредством угроз.
· благожелательно-авторитарный: менеджер относится к подчиненным снисходительно, по-отечески, мотивация осуществляется на основе вознаграждения
· консультативно-демократический: менеджер советуется с подчиненными и стремится конструктивно использовать их предложения. Мотивация подчиненных в этом случае осуществляется посредством вознаграждения и участия в управлении.
· демократический стиль (система группового участия): подчиненные привлекаются к разработке и определению целей организации и их достижению. Менеджеры полностью доверяют подчиненным, экономически вознаграждают их, а сотрудники активно участвуют в принятии решений.
Другая классификация предлагает оценивать поведение руководителя по двум параметрам: по структурному параметру и вниманию к подчиненным. Структурный параметрподразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и налаживает взаимопонимание в ней. В этом случае менеджер распределяет производственные роли между подчиненными, расписывает задания и объясняет требования к их выполнению, планирует и составляет график работ и разрабатывает подходы к их выполнению. Внимание к подчиненным –это наличие двустороннего общения, участие подчиненных в принятии решений, общение в одобрительной/доброжелательной манере, возможность подчиненных удовлетворять свои потребности, связанные с работой.
Управленческая решетка Блэйка и Мутона. Построена по принципу системы координат. По горизонтали – забота о производстве, по вертикали – забота о людях.
1.9 | 9.9 | |||||||
5.5 | ||||||||
1.1 | 9.1 |
1.1 –это обедненное управление, т.е. менеджер принимает минимум усилий по достижению производственных задач и минимум усилий по обустройству коллектива
1.9 –управление в стиле загородного дома, т.е. менеджер настроен исключительно на создание отличных отношений в коллективе
9.1 –власть-подчинение: высочайший уровень заботы о производстве, т.е. это менеджмент задач
5.5 –организационное управление, это баланс, т.е. поровну внимания. Но в этой точке никто полностью не использует свой потенциал
9.9 –точка группового управления, где максимум внимания уделяется как решению производственных задач, так и работе с подчиненными. Создается команда, когда люди сознательно приобщаются к целям организации, обеспечивается высокий моральный настрой и высокая эффективность производства.
3 – ситуационный подход. К ситуационным факторам относятся:
· потребности
· личные качества подчиненных
· характер задания
· требования и воздействие внешней среды
· информация у руководства
Это означает, что руководитель-лидер может вести себя по-разному в различных ситуациях. Теория ситуаций рассматривает лидерство в увязке со сложившимися условиями. В этом случае нестандартная ситуация может потребовать у менеджмента проявить лидерские качества.
Стили управления.
Стиль управления –это общая многокомпонентная характеристика управления, отражающая атмосферу управленческой деятельности, методы управления, организацию деятельности и отношение персонала к целям организации. Стиль управления может быть разным в различные периоды деятельности организации.
Традиционные стили управления: авторитарный, либеральный, демократический.
Авторитарный (автократический) –соответствует ситуации, когда в организации кризис, что проявляется в нежелании сотрудников работать, в необходимости принуждения, контролирования и направления работников, когда персонал избегает ответственности, предпочитает, чтобы им руководили. Управление в этом случае обеспечивается тщательным контролем и страхом перед управленцем.
Либеральный –характеризуется минимальным участием менеджмента в принятии управленческих решений. Решения принимаются группой или неформальным лидером. Это стиль может быть эффективен в зрелой организации при обученном персонале, когда существует атмосфера взаимопонимания в коллективе (стиль трех «С» - само собой сделается). Это опасный стиль управления.
Демократический –это признание, учет и использование коллектива. Это управление, построенное на человеческом факторе, это децентрализованное управление. Максимально используется мотивация доверия, участия, самостоятельности, инициативы, широко применяются методы убеждения. Его наиболее эффективно использовать в следующих ситуациях:
· когда сотрудники могут осуществлять самоуправление
· когда сотрудники стремятся к ответственности
· когда люди хотят и могут трудиться
· когда в основе деятельности сотрудников доминирует принцип рациональности