Централизация и децентрализация в управлении.
Централизованные организации –те организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важных решений. Децентрализованные –те организации, в которых полномочия по принятию важных решений распределены на нижестоящие уровни управления. В децентрализованных организациях руководители среднего звена имеют больше полномочий.
Преимущества децентрализованных организаций:
· решения принимают руководители, стоящие ближе к проблеме и лучше знающие ее
· стимулируется инициатива
· возможность подготовки молодых руководителей к занятию высоких должностей
· возможность эффективного управления крупными организациями, в которых из-за большого количества информации трудно принимать решения из центра
Преимущества централизованных организаций:
· обеспечивается контроль и кооперация деятельность специализированных отделов
· уменьшается риск и масштабы ошибочных решений
· позволяет избежать ситуации, когда одни отделы (службы) процветают за счет других
Для того, чтобы определить уровень централизации в организации, необходимо выявить:
· количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем их больше, тем выше степень децентрализации
· важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители низового и среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более, чем 1 функцию, то организация является децентрализованной
· количество контроля за работой подчиненных
В децентрализованных организациях руководители высшего звена редко проверяют работу подчиненных, они контролируют только суммарные решения. В рамках одной организации одни отделы могут быть более централизованными, чем другие.
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основные понятия мотивации.
Мотивация -это процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению целей организации. Потребность –это все, что человек считает необходимым и желаемым для себя. Это побудительный мотив деятельности. Существуют:
· первичные потребности: физиологические, репродуктивные…
· вторичные: в любви, уважении…
Когда потребность ощущается человеком, она создает побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Побуждение является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель при этом является средством удовлетворения потребности. Когда человек достигает цели, то потребность может быть удовлетворена, частично удовлетворена и не удовлетворена.
Потребность → Побуждение (мотив) → Поведение → Цель → 1) потребность удовлетворена 2) частично уд 3) не удовлетворена → потребность
Люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности (это называется закон результата).
Вознаграждение –это все, что человек считает ценным для себя. Бывает:
· внутреннее вознаграждение: его дает сама работа. Это достижение результата, это содержательность работы, ее значимость, самоуважение, дружба, внимание, власть… Наиболее простой способ внутреннего вознаграждения – создание необходимых условий труда и точная постановка задач
· внешнее вознаграждение: дается организацией. Это зарплата, продвижение по службе, похвала, признание, т.е. оно может быть как материальным, так и моральным. Рейтинг материальных вознаграждений (по убыванию значимости):зарплата, оплата и покупка жилья за счет фирмы, медицинское обслуживание, страхование жизни и несчастных случаев, оплаченное питание, предоставление спецодежды, участие в прибылях, кредиты под низкий процент или беспроцентный кредит, возможность получения образования, семейный отдых. Рейтинг моральных наград: гарантия занятости, возможность повышения квалификации, должностное продвижение, самостоятельность в выполнении производственных заданий, содержательная работа, участие в принятии решений.
Ставка западных менеджеров делается на персонал. Результаты: 1) рост заинтересованности работника; 2) высокие результаты работы; 3) появление кандидатов на выдвижение; 4)постоянное повышение стандартов.
Что нужно делать для улучшения трудовых отношений:
· связывать вознаграждение с деятельностью, которую нужно выполнить. Нужно учитывать закон опережающего роста производительности труда над зарплатой. То есть результат должен быть больше, чем вознаграждение.
· выражать публичное признание людям с результатами выше средних
· поощрять работников, которые участвуют в разработке целей и показателей оценки работы
· не создавать значительной разницы между обещанным и фактическим вознаграждением
· не создавать дополнительных привилегий для руководства
ЛЕКЦИЯ 9. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.