Организационная структура: основные принципы разработки.

Организационная структура –это состав (специализированный), соподчиненность и взаимосвязь управленческих подразделений организации. Структура организации должна быть ориентирована на реализацию стратегии организации. Составляется сверху вниз. Вследствие изменения стратегий структура тоже требует изменений.

На построение организационной структуры влияет ряд факторов:

1.факторы, непосредственно влияющие на структуру организации

· цели, лежащие в основе выделенных в организации самостоятельных подразделений

· функции управления, их состав, содержание и объем

· масштабы и сложность производства

· характер выпускаемой продукции

· применяемая технология

· степень концентрации производства, его специализация…

· территориальное размещение

2. факторы, опосредованно влияющие на структуру организации:

· кадры

· техника

· организация труда

· техническое управление

С одной стороны, они влияют на организационную структуру, а с другой стороны сами ее определяют. Структура организации определяет состав должностей, требований к работникам и качеству.

Рациональное построение организационной структуры определяется оптимальным сочетанием внутренних и внешних связей организации. Целесообразно преобладание внутренних связей над внешними, иначе организация теряет свою стабильность.

Принципы разработки организационной структуры:

· направленность на достижение целей и реализация стратегий: достигается с помощью установленных правил и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним целей

· перспективность: учитываются вопросы не только сегодняшнего дня, но и стратегические

· способность к развитию: вытекает из постоянного совершенствования производства и изменений во внешней среде. Поэтому организационная структура должна быть гибкой, эластичной, что достигается путем создания проектных групп

· согласование интересов: в организационной структуре должен быть механизм, позволяющий разрешать противоречия. Например, наличие юридической службы, совета трудового коллектива

· индивидуализация: все типичные рекомендации должны быть использованы как ориентир

· экономичность: организационная структура должна способствовать рационализации управления, повышению производительности, поэтому необходим постоянный анализ соответствия организационной структуры.

Методы построения организационной структуры:

1. разделение по функциям. Формирование управленческих единиц осуществляется по функциям. Иногда функции объединяются в одну управленческую единицу. В целом службы управления разделяются на следующие главные группы: 1) техническую 2) вспомогательную; 3) коммерческую; 4) экономическую; 5) административную.

Преимущества:

· выделение каждой управленческой функции и определение ее относительной важности

· использование специализации и ее преимуществ

· высокая степень согласования и контроля в ……… функций, а значит возможность единого подхода к решению проблем

Недостатки:

· усложнение согласования и координации между управленческими функциями

· затруднение централизованного контроля за управленческими функциями

· расширение сфер управленческих функций затрудняет подбор руководителя

2. разделение по производимой продукции: практикуется на предприятиях, которые производят различную продукцию с использованием разного сырья и оборудования. Каждая управленческая единица специализируется на одном товаре и осуществляет все функции по производству, реализации…

Преимущества:

· высокий уровень специализации

· высокое качество

Недостатки:

· дублирование функций

· неиспользование преимуществ специализации на уровне всего предприятия

3. разделение по группам потребителей: каждая управленческая единица специализируется на определенной группе потребителей.

Преимущества:

· обеспечение эффективного сбыта готовой продукции

· набор специалистов, работа которых планируется в соответствии с потребностями потребителей

4. разделение по этапам производства: применяется в основном на промышленных предприятиях. для каждого этапа формируется соответствующая управленческая единица.

Преимущества:

· наиболее полное использование возможных работников и оборудования

· высокая степень контроля

Недостатки:

· затруднение координации между управленческими единицами

· узкая специализация руководства

5. деление по рабочим сменам: применяется на предприятиях, где работа не останавливается. Дневные, вечерние и ночные смены. У каждой смены свой начальник, который подчинятся генеральному директору.

6. разделение по регионам: филиал рассматривается как независимая управленческая единица, которая осуществляет все функции. Административное распределение работ осуществляется без вмешательства высшего руководства

Преимущества:

· организация работы с учетом условий

· отсутствие бюрократических преград

Недостатки:

· уменьшение роли центрального аппарата

7. метод комбинированного разделения: применим для крупных организаций.

Наши рекомендации