Организационная структура: основные принципы разработки.
Организационная структура –это состав (специализированный), соподчиненность и взаимосвязь управленческих подразделений организации. Структура организации должна быть ориентирована на реализацию стратегии организации. Составляется сверху вниз. Вследствие изменения стратегий структура тоже требует изменений.
На построение организационной структуры влияет ряд факторов:
1.факторы, непосредственно влияющие на структуру организации
· цели, лежащие в основе выделенных в организации самостоятельных подразделений
· функции управления, их состав, содержание и объем
· масштабы и сложность производства
· характер выпускаемой продукции
· применяемая технология
· степень концентрации производства, его специализация…
· территориальное размещение
2. факторы, опосредованно влияющие на структуру организации:
· кадры
· техника
· организация труда
· техническое управление
С одной стороны, они влияют на организационную структуру, а с другой стороны сами ее определяют. Структура организации определяет состав должностей, требований к работникам и качеству.
Рациональное построение организационной структуры определяется оптимальным сочетанием внутренних и внешних связей организации. Целесообразно преобладание внутренних связей над внешними, иначе организация теряет свою стабильность.
Принципы разработки организационной структуры:
· направленность на достижение целей и реализация стратегий: достигается с помощью установленных правил и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним целей
· перспективность: учитываются вопросы не только сегодняшнего дня, но и стратегические
· способность к развитию: вытекает из постоянного совершенствования производства и изменений во внешней среде. Поэтому организационная структура должна быть гибкой, эластичной, что достигается путем создания проектных групп
· согласование интересов: в организационной структуре должен быть механизм, позволяющий разрешать противоречия. Например, наличие юридической службы, совета трудового коллектива
· индивидуализация: все типичные рекомендации должны быть использованы как ориентир
· экономичность: организационная структура должна способствовать рационализации управления, повышению производительности, поэтому необходим постоянный анализ соответствия организационной структуры.
Методы построения организационной структуры:
1. разделение по функциям. Формирование управленческих единиц осуществляется по функциям. Иногда функции объединяются в одну управленческую единицу. В целом службы управления разделяются на следующие главные группы: 1) техническую 2) вспомогательную; 3) коммерческую; 4) экономическую; 5) административную.
Преимущества:
· выделение каждой управленческой функции и определение ее относительной важности
· использование специализации и ее преимуществ
· высокая степень согласования и контроля в ……… функций, а значит возможность единого подхода к решению проблем
Недостатки:
· усложнение согласования и координации между управленческими функциями
· затруднение централизованного контроля за управленческими функциями
· расширение сфер управленческих функций затрудняет подбор руководителя
2. разделение по производимой продукции: практикуется на предприятиях, которые производят различную продукцию с использованием разного сырья и оборудования. Каждая управленческая единица специализируется на одном товаре и осуществляет все функции по производству, реализации…
Преимущества:
· высокий уровень специализации
· высокое качество
Недостатки:
· дублирование функций
· неиспользование преимуществ специализации на уровне всего предприятия
3. разделение по группам потребителей: каждая управленческая единица специализируется на определенной группе потребителей.
Преимущества:
· обеспечение эффективного сбыта готовой продукции
· набор специалистов, работа которых планируется в соответствии с потребностями потребителей
4. разделение по этапам производства: применяется в основном на промышленных предприятиях. для каждого этапа формируется соответствующая управленческая единица.
Преимущества:
· наиболее полное использование возможных работников и оборудования
· высокая степень контроля
Недостатки:
· затруднение координации между управленческими единицами
· узкая специализация руководства
5. деление по рабочим сменам: применяется на предприятиях, где работа не останавливается. Дневные, вечерние и ночные смены. У каждой смены свой начальник, который подчинятся генеральному директору.
6. разделение по регионам: филиал рассматривается как независимая управленческая единица, которая осуществляет все функции. Административное распределение работ осуществляется без вмешательства высшего руководства
Преимущества:
· организация работы с учетом условий
· отсутствие бюрократических преград
Недостатки:
· уменьшение роли центрального аппарата
7. метод комбинированного разделения: применим для крупных организаций.