Лекция 13. групповые методы выработки управленческих решений.
Интеллектв управленческих концепциях отождествляется с:
· системой умственных операций
· стилем и стратегией решений проблем
· эффективностью адаптации к различным обстоятельствам.
Характеристики интеллекта:
· глубина, т.е. способность проникать в сущность явлений, понимать причины, закономерности
· критичность, т.е. объективная оценка событий, явлений, желание подвергнуть сомнению гипотезы, решения
· гибкость, т.е. способность переключаться с одной идеи на другую, в том числе на противоположную собственной
· широта ума, т.е. способность видеть проблему во взаимосвязи с другими явлениями
· быстрота, т.е. скорость решения задач, способность генерировать идеи
· оригинальность, т.е. способность производить новые идеи, отличные от общепринятых
· пытливость, т.е. потребность всегда находить наилучшие решения
Основной инструмент интеллекта – мышление, т.е. процесс познавательной деятельности, суть которой состоит в установлении связей и отношений между познаваемыми объектами. В мышлении выделяют: 1)операции; 2) виды; 3)формы.
Операции мышления:
1.сравнение – это сопоставление явлений, предметов, нахождение сходства, различия между ними
2.анализ – это мысленное разделение явлений на части или свойства
3.синтез – это мысленное объединение свойств, частей в единое целое
4.обобщение – это мысленное объединение явлений, предметов, отношений по общим существенным признакам
5.абстрагирование – это выделение общих признаков и отвлечение от других. С помощью абстракции строятся все модели.
Формы мышления:
· понятия – отражают существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений, которые выражаются словами или группой слов
· суждения – это утверждения или отрицания чего-либо. Утверждение может быть истинным или ложным
· умозаключения – строятся на основе нескольких суждений, по которым делается определенный вывод. Умозаключения могут быть: 1) дедуктивными (гипотетическими), т.е. от идеи к фактам; 2) индуктивными, т.е. от фактам к теории; 3) по аналогии.
Виды мышления (различают виды мышления по 4-м основаниям):
1. по форме:
· наглядно-действенное
· наглядно-образное
· абстрактно-логическое
2. по характеру задач:
· теоретическое
· практическое
3. по степени развернутости:
· интуитивное
· опытно-практическое
· рациональное
4. по степени новизны и оригинальности:
· творческое
· нетворческое
Процесс обдумывания решения сложен и для одного человека, и для группы, т.к в группе доминируют разные из вышеперечисленных характеристик. В таких ситуациях следует использовать типовые схемы интеллектуального анализа:
· сортировка вариантов решения
· конкретизация причин проблемы
· прогнозирование и анализ необходимых действий
· выработка рекомендаций к действиям
· выделение основных и вспомогательных характеристик проблемы
· разделение проблемы на части
Этапы рассуждения о проблеме:
1 этап –вопросы «что случилось, каковы симптомы проблемы, что не устраивает, какая ситуация была бы предпочтительней?»
2 этап –нужно рассортировать симптомы, выделить помехи, согласовать интересы, понять, что мешает единству интересов
3 этап –полезно задать вопрос «что делать», выявить стратегии и определить идеальный результат разрешения проблемы
4 этап –нужно предпринимать конкретные шаги и оценивать конкретные результаты
В процессе обдумывания проблемы полезно озадачиться следующими вопросами: возможно ли упростить проблему, имеются ли аналоги решения проблемы, возможны ли изменения, каков риск и чем рискуем. Таким образом, следует рассматривать проблему с разных позиций, понять все ее особенности.
Правила принятия управленческих решений:
· выбор есть всегда
· вы всегда являетесь частью проблемы
· необходимо выделить все плюсы и минусы каждого варианта решения проблемы, причем надо помнить, что все минусы – это плата за плюсы
· не сравнивайте минусы принятого варианта с плюсами отвергнутого
· ключ к разгадке любой проблемы – в ней самой
· специфические черты проблемы – это и есть ключи к ее решению. Любая проблема – сгусток противоречий.
· риск при выборе практически неизбежен
· реализовать несколько вариантов сразу невозможно
· обсуждая свою проблему, необходимо помнить, что собеседник имеет совещательный голос, так как решать все равно вам.
Типовые модели процесса обдумывания решений:
1. модель сегментированного поиска (7 шагов):
· анализ проблемной ситуации, формулировка общих задач, сбор информации
· анализ аналогичных ситуаций, объектов, прототипов
· уточнение формулировки задач
· выдвижение различных идей по решению проблемы
· определение ограничений по реализации вариантов решений
· оценка вариантов решений
· отбор наилучших, наиболее предпочтительных вариантов
2. схема обсуждения проблемы (модель LOTS):
· обсуждение существующего варианта
· обсуждение стратегий
· выработка долгосрочных целей
· выработка краткосрочных целей
· обсуждение ресурсного обеспечения
· обсуждение кадрового потенциала
· выработка планов развития
· обсуждение вариантов организации
· выработка вариантов отчетности и анализа
3. модель последовательности осмысления проблемы:
· оценка стратегии
· оценка сильных и слабых сторон организации
· оценка общепризнанных ценностей: соотнесение проблем и причин
· оценка структуры организации
· оценка организационных систем: снабжения, сбыта, производства
· оценка кадров
· оценка действий
4. модель «атака на разрыв желаемой и прогнозируемой деятельности»:
· формулировка целей
· прогноз динамики показателей
· выявление разрыва между целями и прогнозом
· формулировка вариантов инвестиций и деловой стратегии
· определение потребности в ресурсах
· дальше опять по кругу – к формулировке целей.