Лекция 12. модели управления.

Модели управления:

1. теория игр. Для организации очень важна ее конкурентоспособность, так как это одна из главных переменных, способствующих успеху. Способность прогнозировать ее как у себя, так и у конкурентов, является важнейшим преимуществом организации. Теория игр – это метод моделирования, который позволяет оценить воздействие принятого решения на конкурентов. Игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменения цен, на новые формы поддержки сбыта, на предложение дополнительного обслуживания. Таким образом, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные, требующие учета факторы конкурентной борьбы.

2. модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению потребностей в них. Принципиально проблема состоит в том, что надо уравновесить расходы на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания не на оптимальном уровне (недообслуживания). Применение модели очередей позволяет руководителю определить оптимальное число каналов

3. модель управления запасами. Используется для определения размещения заказов на ресурсы и определения их количества, а также для складирования готовой продукции. Цель – минимизация издержек, связанных с накоплением запасов. Бывают 3 вида изержек: 1) издержки по размещению заказов; 2) издержки по хранению; 3) издержки. связанные с недостаточным уровнем запасов. Плюсы поддержания запасов на высоком уровне: это избавляет от потерь, обусловленных нехваткой ресурсов. Кроме того, можно получить скидки при покупке большого количества продукции + экономия на издержках по оформлению заказов. Минусы высокого уровня запасов: 1) нужно затрачивать дополнительные средства на хранение, перегрузку; 2) повышение затрат на страхование; 3) увеличение потерь от порчи; 4) возможность воровства; 5) избыточные запасы связывают оборотный капитал и не свидетельствуют об эффективном использовании капитала.

4. модель линейного программирования. применяется для определения оптимального способа распределения …….. . Типичные варианты линейного программирования:

· укрупненное планирование производства, т.е. составление графиков производства, минимизирующих общие издержки с учетом издержек, связанных с изменением ставки процента, с ограничением трудовых ресурсов

· планирование ассортимента – определение оптимального ассортимента продукции, когда каждому виду продукции присущи свои издержки и потребности в ресурсах

· маршрутизация производства – определение оптимального технологического маршрута изготовления изделия, когда каждая операция характеризуется своими издержками и производительностью

· управление технологическим процессом. Суть: минимизация отходов

· регулирование запасов – определение оптимального сочетания ресурсов на складе

· календарное планирование производства, задача – составление календарных планов, минимизирующих издержки с учетом расходов на содержание запасов

· планирование распределения продукции – это составление оптимальных графиков отгрузки.

· календарное планирование транспорта – это минимизация издержек при погрузке и перевозке

· распределение рабочих – минимизация издержек при распределении рабочих по рабочим местам, станкам.

5. имитационная модель. Главная идея имитационной модели в том, чтобы исследовать и понять свойства системы. имитации используются в ситуациях, когда слишком большое число переменных или когда высок уровень неопределенности

6. экономический анализ. Наиболее распространенные варианты: 1) оценка издержек и экономических выгод. Например, анализ безубыточности, т.е. определение точки, в которой общий доход уравновешивается суммарными издержками, и предприятие становится прибыльным. Точка безубыточности –это когда общий доход равен суммарным издержкам TR = TC.

Методы принятия решений.

Помимо моделирования существуют методы, которые могут помочь руководителю выбрать решение из нескольких возможных вариантов.

1. Метод платежной матрицы. Основан на статистической теории решений. Главная категория – платеж – это денежное вознаграждение, или полезность, которая является следствием конкретной стратегии в определенных обстоятельствах. Матрица означает, что платеж зависит от фактических событий. Если событий нет, то и платежа не будет. Платежная матрица полезна в следующих случаях:

· когда имеется ограниченное число альтернатив для выбора

· когда то, что может случиться, с полной определенностью неизвестно

· когда результаты решения зависят от того, какая выбрана альтернатива и какие события имеют место

· когда существует возможность объективно оценить вероятность событий

Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения, а ожидаемое значение варианта – это сумма возможных значений умножить на соответствующие вероятности. Расположив результаты в виде матрицы, выбираем наиболее привлекательный вариант при заданных критериях. Он будет соответствовать наивысшему ожидаемому значению.

2. Метод «дерево решений». Это схематичное представление принятия решений. Дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать результаты с возможной вероятностью их свершения. При этом в основе лежит концепция ожидаемого значения. Дерево решения представляет полезный инструмент для принятий последовательных решений.

Методы прогнозирования. (прогнозирование – это на срок более 10 лет).

Чем лучше руководитель может предвидеть внешние и внутренние условия организации в будущем, тем выше шансы на успех.

Прогнозирование –это метод, в котором широко используются: 1) накопленный опыт; 2) текущие допущения насчет будущего.

Прогнозы полезны, если ограничения тщательно сформулированы, и все элементы прогноза хорошо продуманы. В отличие от планов, прогноз – это менее точный инструмент, точность прогноза определяется тем, для чего он нужен, то есть решениями, которые будут приниматься на его основе.

Для составления прогноза необходимо: 1) определить изменения, которые должны произойти. В противном случае прогноз будет недостоверным. 2) определить компоненты прогноза и источники данных. 3) определить, насколько структурированным может быть прогноз.

Основные разновидности прогнозов:

· экономические прогнозы, т.е. предсказание общего состояния экономики на уровне макроэкономики (размера ВВП) или микроэкономики (объема производства, сбыта).

· прогнозы развития технологий, т.е. когда может случиться технологический прорыв и какие экономические выгоды из него получатся

· прогнозы развития конкуренции, т.е. предсказание стратегии и тактики конкурентов

· прогнозы на основе опросов и исследований. Дают возможность предсказать, что произойдет в тех или иных ситуациях, на основе обработки мнений многих респондентов

· социальное прогнозирование, т.е. это предсказание социального состояния общества.

Методы прогнозирования.

1.Неформальные методы:

· вербальная информация, т.е различные источники письменной и устной информации. Это может быть информация поставщиков, конкурентов, информация радио и телевидения

· промышленный шпионаж – способ сбора данных о действиях конкурентов

· письменная информация – отчеты, бюллетени. Требование по всем источникам информации – релевантность, точность.

2. Количественные методы:

Количественные методы можно использовать, если выявляется определенная тенденция на будущее. Типичные методы количественного планирования:

· анализ временных рядов или проецирование тренда. Он основан на допущении, что прошлое дает хорошее приближение к оценке будущего. Этот метод выявляет образцы и модели прошлого и продлевает их на будущее. Главное, чтобы предположение о схожести прошлого и будущего было достаточно достоверным.

· причинно-следственное моделирование (каузальное). Это достаточно сложный метод прогнозирования, это попытка прогноза путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. В этом методе широко используется корреляционный анализ. Чем теснее корреляция, тем больше пригодность модели для прогнозирования. Для использования количественных методов необходимо располагать достаточной информацией, которая выявляла бы тенденции и была бы достоверной. Поэтому существуют еще и качественные методы.

3.Качественные методы.

Осуществляются экспортерами. Наиболее распространены:

· мнение жюри. Этот метод соединяет и усредняет мнения экспертов в релевантных сферах. Пример: мозговой штурм

· совокупное мнение

· ожидания потребителей: когда потребителей просят оценить свои потребности в будущем, затем собранные данные подвергаются поправке с позиции недооценки или переоценки потребностей, и на их основе предсказывается совокупный спрос

· метод экспертных оценок – метод, позволяющий группе экспертов приходить к соглашению. Эксперты из разных, но взаимосвязанных областей заполняют подробнейший опросник по той или иной проблеме. Каждый эксперт затем получает ответы других экспертов и заново рассматривает свои позиции. Процедура повторяется 3, 4, 5… раз, пока эксперты не придут к общему решению. при этом очень важна анонимность, чтобы избежать межличностных конфликтов и трений на почве различного статуса экспертов.

Наши рекомендации