Лекция 6. задачи, технолгии, персонал.

Задачи –это конкретные цели. Это предписанная работа или ее часть, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не конкретному человеку, а должности.

Категории задач организации:

· задачи, связанные с работой с людьми (менеджер…)

· задачи, связанные с работой с предметами

· задачи, связанные с работой с информацией (бухгалтер, экономист…)

Изменения в характере и содержании задач тесно связаны со специализацией. Специализация позволяет повысить производительность труда, снизить затраты и повысить прибыль организации. Тенденция углубления специализации (специализация –это дробление работы) продолжает сохраняться и сегодня. О специализации впервые заговорил А.Смит в 1776г. в книге «О причине богатства народов».

Технология –средство преобразования предметов труда (людей, информации или физических материалов) в искомые товары или услуги.

Перевороты, обусловливающие рост числа новых технологий:

· промышленная революция (переход от пара к электричеству)

· стандартизация и механизация

· применения конвеерно-сборочных линий

Стандартизация –это использование стандартных взаимозависимых компонентов в производстве, что ведет к значительному уменьшению стоимости производства и ремонтных работ. Кроме того, стандартизация стимулирует дальнейшую специализацию, открывает возможность использовать квалифицированный и малоквалифицированный труд. На стандартизации основано все массовое производство товаров и услуг.

Механизация –это использование машин и механизмов вместо людей. Маркс считал, что механизация делает человека относительно избыточным.

Конвейерно-сборочные линии –появились в начале 20 века (в августе 1913) в автомобильной промышленности (ввел Генри Форд, который реализовал эту идею на маленьком заводе).

Применение всего вышеописанного сильно изменило характер служебных обязанностей, содержание работ и повлияло на управление с точки зрения повышения требований к согласованию и координации работ.

Классификация технологий по Джоан Удверт:

· единоличное мелкосерийное (индивидуальное) производство: одновременно изготавливается только одно или малое количество изделий, причем каждое изделие изготавливается для определенного покупателя или является опытным образцом (космические корабли, подводные лодки)

· массовое (крупносерийное) производство: применяется при изготовлении большого количества однотипных изделий, идентичных или очень похожих. Тут применяется стандартизация, механизация и конвейер. Сегодня на основе этой технологии изготавливается большинство товаров.

· непрерывное производство: использует автоматизированное оборудование, работающее круглосуточно, производственные процессы непрерывны, одинаковы, выпускаются большие объемы товаров (металлопрокатные, газовые, электрические, газовые электростанции…)

Классификация технологий по Томпсону:

· многозвенные технологии: характеризуются серией взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно (сборочные линии, массовое производство)

· посреднические технологии: характеризуются взаимодействием взаимозависимых людей или групп (банковское дело, образовательные учреждения, турбюро…)

· интенсивные технологии: характеризуются применением специальных приемов, которые требуются, чтобы произвести изменения в конкретном материале или сырье.

Никакой из типов технологий нельзя считать абсолютно лучшим.

Персонал –это центральный фактор любой организации. Люди определяют применение той или иной технологии, и именно люди делают потребительский выбор. Поэтому без людей ничего не может быть.

Аспекты человеческой переменной в управлении:

· поведение отдельных людей

· поведение людей в группах

· характер поведения руководителей и их влияние на поведение людей и групп

Характер поведения человека в организации – это следствие сложного сочетания индивидуальных характеристик личности, внешней среды, культуры общества и организации.

 
  лекция 6. задачи, технолгии, персонал. - student2.ru

Способности –это присущие человеку качества. Они частично объясняются наследственностью, частично приобретаются с опытом. В управлении они нужны для отбора людей, которые способны лучше других выполнить определенную работу. Отбор людей – это средство повышения выгод от специализации. В жизни человек часто вдет себя не в соответствии со своими способностями. Поэтому способности легче всего поддаются изменению. Со способностями связано понятие одаренность.

Одаренность –это потенциал человека к выполнению какой-либо работы, это талант в определенной области. Она облегчает приобретение способностей. Для менеджера важно правильно оценить предрасположенность, одаренность к определенной работе, чтобы этого человека обучить правильно и эффективно.

Потребности –это ощущение недостатка в чем-либо. Самое примитивное деление потребностей: на физиологические и социально-психологические. Задача организации в том, чтобы посредством работы в ней человек наиболее полно мог реализовать свои потребности путем выполнения задач и целей, поставленных организацией.

Ожидания –надежда на то, что поведение человека приведет к ожидаемым результатам. Ожидания оказывают большое влияние на эффективность работы организации.

Восприятие –интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от окружения. Люди часто реагируют не на реальную действительность, а на то, как они воспринимают окружающее. Восприятие определяет потребности и ожидания в ситуации. Поэтому для менеджмента очень важно сообщить работнику, каково должно быть желаемое поведение и как оно приведет к удовлетворению его потребностей.

Социальные установки –это приязнь/неприязнь к людям/предметам/ситуациям. Эти установки и формируют необъективное восприятие окружающей среды и обусловливают поведение. Социальные установки усваиваются под влиянием людей, с которыми больше всего взаимодействует человек (семья, школа, друзья, общество…)

Ценности –это общее убеждение по поводу «что хорошо, а что плохо». Они предполагают субъективное ранжирование по качеству, важности всех материальных и нематериальных благ. Ценности приобретаются посредством обучения, воспитания. Конкретные ценности руководителей ощущаются во всей организации и отражаются в ее целях и политике. Каждая развитая организация устанавливает собственную систему ценностей, стремится иметь собственную мораль, обычаи, запреты, имидж. Влияние внешней среды на ценности организации определяется ситуацией.

Все перечисленные переменные создают рабочую среду.

Рабочая среда –это совокупность внутренних переменных организации, которые с помощью процесса управления приспособлены к потребностям организации.

На поведение человека сильно влияет группа (см. теорию человеческих отношений). Члены группы формируют разделяемые всеми установки, ценности и ожидания. Групповые нормы могут способствовать и противодействовать достижению целей организации. И в формальных, и в неформальных группах очень важное значение имеет лидерство.

Лидерство –это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Для формальной группы лидерство отражается в определенном стиле руководства, который отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, его самооценку. Эффективность конкретного стиля зависит от ситуации.

Культура организации –это очень важный фактор. это не только внутренняя переменная, т.к она е существует отдельно от культуры общества.

Наши рекомендации